Submitted by Ольга Викторовна Комбарова on чт, 31/10/2013 - 18:36
Этап урока\слайды
Деятельность учителя и учащихся
Организационный момент
Взаимное приветствие. Ребята, начать урок я хочу такими словами: «Нет счастья выше, нет чести выше, чем любимой Родине служить».
Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить, музыка какого характера будет звучать на нашем уроке? (учащиеся предлагают варианты музыкальных произведений).
Наш урок начнется с уже знакомого вам произведения, автором которого, является знаменитый русский композитор (портрет на слайде). Давайте вспомним, как его зовут (учащиеся называют композитора, на ИД появляется фамилия). Звучит музыкальный фрагмент без названия. Давайте проанализируем характер произведения: музыка героическая, решительная, раздольная, интонации торжества, гордости. Вы узнали, что это за произведение? (Симфония «Богатырская»). На ИД появляется правильный ответ. А что такое симфония, что это за жанр? (ученик отвечает, а другой на ИД проверяет правильность ответа, прием «Ластик». Ребята, как вы думаете, о людях какого характера может рассказывать эта музыка? (решительные, храбрые, мужественные). А могла бы эта музыка быть близка следующим людям?
Ребята, вы узнали людей, изображенных на слайде, назовите их? (Богатыри, А. Невский, И. Сусанин) Что их объединяет? (Они защитники Родины, патриоты, герои; это храбрые, мужественные люди и музыка композитора созвучна им).
Итак, у нас есть слова: музыка, герои и русский композитор. Как нам все это объединить, чтобы получилась тема урока? Учащиеся озвучивают варианты.
Правильно, давайте вместе озвучим тему урока: «Героические образы (герои) в музыке русских композиторов».
Ребята, посмотрите на картину известного русского художника Виктора Васнецова и назовите еще раз имена богатырей: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Давайте послушаем небольшие сообщения о богатырях (сообщения детей).
Илья Муромец – самый любимый герой в народе. Он почитает своих родителей, просит у них «благословеньица» на добрые дела. Нравится людям его «вежество», уважительное отношение к людям, степенность и достоинство. Илья один побеждает полчища татар, осадивших Чернигов. Побеждает он и Соловья разбойника, от которого стонала русская земля.
Добрыня Никитич – это верный товарищ Ильи Муромца. Он наделен необычайной силой. Народ чтил в Добрыне ум и находчивость. Добрыня – меткий стрелок, он вежлив, добр, ненавидит притворство и хамство, хитрость, ложь.
Алеша Попович – статен, красив, умен, сподвижник Ильи и Добрыни Никитича в защите Отечества, он беспощаден к своим врагам, добр к своим друзьям, внимателен и уважителен к людям.
А кто такой богатырь? Какими качествами он должен обладать? Защищать свою Родину, беречь её.
– Защищать слабых, бедных, стариков и детей.
– Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.
– Любить свою родную землю, свой народ, свою Родину.
А наши мальчики могут быть богатырями? Да, совершать хорошие поступки, защищать слабых. Давайте послушаем песню «Богатырская наша сила» в исполнении наших мальчиков. Какие интонации мы слышим в этой песне? (решительные, мужественные). Созвучна ли эта песня и картине и ранее услышанной музыке? (Да).
Многие композиторы создавали героические образы в своей музыке, посвящали ее подвигу прославленных полководцев и простых людей.
Например: русский композитор посвятил свою оперу простому крестьянину, выходцу из народа. Как его звали? (Иван Сусанин) Чем же прославился Иван Сусанин? (сообщение детей). Назовите имя композитора и название оперы? (М. И. Глинка «Иван Сусанин»). На ИД открываем затененную часть, проверяем ответ, появляется портрет композитора. Какие черты характера?
В финале оперы звучит хор. Подвигу Ивана Сусанина и героическим подвигам русского народа посвящается хор «Славься». Давайте послушаем, как он звучит. Какой характер, какие интонации мы слышим в этом хоре? (Ответы детей: торжественный характер, мужественный, сильный, решительный, прославляющий. Интонации гордости за свою Родину). Исполнение хора «Славься» с сохранением характера.
Как вы думаете, для чего героическая музыка нужна? (чтобы люди помнили о героях, равнялись на них, воспитывали качества такие у своих детей). Русский композитор С. Прокофьев также посвятил свою музыку одному из наиболее почитаемых и любимых в народе героев – защитников Земли русской князю Александру Невскому. Посмотрите на портрет и скажите, каким был Александр Невский? Какими качествами на ваш взгляд он обладал? (сильным, мужественным, волевым, решительным) Чем прославился Александр Невский?
В1938 году был создан художественный фильм «Александр Невский». К этому фильму была написана музыка. (Как вы думаете, каким композитором?) Правильно, С. Прокофьевым. Давайте посмотрим небольшой фрагмент (видеофрагмент из фильма). Вопрос: каким здесь предстал перед нами А. Невский? Как Вы можете объяснить слова А. Невского?
Позднее, в 1939 году, композитор создал кантату «Александр Невский». Давайте вспомним, что же такое кантата? На ИД ответивший ученик использует прием «ластик» (крупное музыкальное произведение, из нескольких частей, которое исполняют хор, солисты и оркестр).
Сейчас мы с вами посмотрим еще один фрагмент из фильма, в котором прозвучит одна из частей кантаты «Вставайте, люди русские!» Просмотр и слушание. Послушайте и проанализируйте события фильма и характер музыки.
Что происходило в фрагменте фильма (народ собирался на битву)
– В начале хора что вы услышали? (звон колокола)
– Как этот звон называется? (набат) Когда звучит набат?
– Какая песня по характеру? (мужественная, сильная и т.д.)
– Везде ли одинаково звучит музыка? (нет, в средней части музыка напевная, спокойная)
– От лица кого поется средняя часть? (женщин, матерей)
– Какие интонации мы слышим в этой музыке? (призыв на битву).
1941 году Германия напала на нашу страну. В годы войны всё также становятся на защиту Родины наши богатыри. И из всех радиоприемников звучала песня «Вставай, страна огромная!» (музыка А.В. Александрова) и «Вставайте, люди русские» (музыка С.С. Прокофьева).
Слушание фрагмента песни: «Вставай, страна огромная!»
Вопрос: Что общего у этих песен? (призывные интонации, патриотизм, призыв защитить Родину). Песни вызывали у людей патриотические чувства, вели на битвы, помогали совершать подвиги. (На ИД проявляется изображение плаката «Родина-мать»)
А имя Александра Невского навсегда осталось в истории как символ героизма и полководческой доблести. Во время войны, в 1942 году, был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры Красной армии за проявленную личную отвагу.
За великие дела во славу земли русской Александр Невский был причислен к лику святых.
Ребята, образы каких героев-защитников Родины мы сегодня с вами рассматривали? С музыкой каких композиторов мы сегодня познакомились? (на ИД открываем затемнение: названия произведений, фамилии композиторов) Что же объединяет музыку данных композиторов? (общие интонации, схожесть характера, героические образы)
Сочиняли героическую музыку, прославляли подвиг русского народа, защитников Родины.
Какими качествами должен обладать защитник Родины? (ум, смелость, отвага, доброта, любовь к Родине, мужество) А у вас есть такие качества? Да. А что же объединяет и композиторов, и героев-патриотов, и нас с вами? (Любовь к Родине)
Исполнение песни «Моя Россия».
Ребята, я надеюсь, что вы будете достойными потомками наших великих предков и храбрыми защитниками Отечества.
В качестве домашнего задания, предлагаю составить кроссворд по теме урока (возможно разгадывание кроссворда на ИД). Лучшие кроссворды будут представлены на следующем уроке.