Официальный сайт goldsoftware 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Автор и настроение. Образ капли в лирическом и шуточном стихотворениях. В.Д. Берестов» Капля», Ф.А. Миронов «Капля»

Submitted by Елена Викторовна Страхова on чт, 31/10/2013 - 14:42
Данные об авторе
Автор(ы): 
Страхова Е.В., Фефелова Н.В., Татаринцева Е.Ю.
Место работы, должность: 
учителя начальных классов МАОУ гимназии №12 г. Тамбова
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Цель урока: 

Формирование у учащихся умения сопоставлять точку зрения авторов на одну и ту же тему.

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Е.И. Матвеева. Литературное чтение. 3 класс. Система РО Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова

Используемая методическая литература: 

Е.И.Матвеев. Обучение литературному чтению в начальной школе. 3 класс.

Используемое оборудование: 

персональный компьютер, проектор

Используемые ЦОР: 

http://school-collection.edu.ru/

Краткое описание: 
Урок литературного чтения, 3 класс, система РО Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова

Технологическая карта урока литературного чтения. 3 класс.

Этапы урока

Деятельность учителя

Планируемая деятельность учащихся

УУД

1 этап

Создание

ситуации

успеха

- Ребята, вам приходилось бывать на выставке картин?

-Я хочу пригласить вас сейчас совершить небольшую виртуальную экскурсию. Посмотрите на слайды.

http://school-collection.edu.ru/

Это пейзажи известных русских  мастеров изобразительного искусства. Все они объединены единой темой -  какой? (образа природы). Каждый художник изображает природу по-своему красиво, загадочно, необычно.

- А как вы считаете, можно с помощью слов создать пейзаж природы?

Создание образа природы (образ) трудное дело, связанное с переживаниями автора, его настроением (настроение).

Но у каждого автора есть свои особые литературные секреты.

 

Индивидуальные ответы на вопросы учителя

-Да, приходилось.

 

 

 

-Наверное, можно. Пейзаж природы можно создать с помощью слов, изобразительных средств

 

Личностные универсальные учебные действия, отражающие  отношение к учебной деятельности:

 воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

2 этап

Постановка учебной задачи

Я хочу вам предложить сегодня на уроке подумать, как автору удаётся передать настроение и как создать свой неповторимый  образ ?

Стихотворения разных авторов В.Д. Берестова и Ф.А. Миронова имеют общее название «Капля».

 

 

3 этап

Решение 1-ой учебной задачи

-Прочитайте стихотворения самостоятельно.

-Почитаем вслух и попробуем уловить, каким настроением проникнуто каждое из них.

 

- На столе у вас лежат листы с заданием. Вам нужно будет соотнести слова, которые на ваш взгляд созвучны по настроению каждому из стихотворений. Пользуйтесь словарём «настроений».

 

 Проверка работы в парах.

Каким настроение проникнуто это стихотворение?

-Подтвердите свои  мысли строками из текста.

(По ходу чтения ведётся словарная работа)

 

 

Вывод: для автора природа – это красота и гармония. Мир природы и мир человека един. Вот почему такое настроение, понять себя. Свои поступки, через мудрость и вечность природы через свою причастность к ней – это и есть лирика (философия)  жизни.

 

 

Проверка работы в парах.

 Какие оттенки настроения вам показались более созвучны этому стихотворению?

 

 

 

 

 

 

 

Я хочу вам предложить очень интересную работу. В моём детстве очень популярны были диафильмы. Диафильм - это книга на фотопленке, только в этой "книге" больше картинок, чем в обычной. И мы попробуем разбить стихотворение на кадры и создать виртуальный диафильм. Каждый кадр охарактеризуйте с помощью оттенков настроения. (Текст стихотворения печатается на листе, см.приложение 2 к уроку).

 

 

 

 

Работать будем в группах. Вспомните правила общения.

 

 

Проверка работы.

Вывод: В стихотворении автором задана шутливая ситуация. Это описание пути путешествия капли в своём мире.

 

 

 

Самостоятельное чтение стихотворения

 

 

Работа в парах

(Лист с заданием см. приложение1 к уроку)

 

 

 

В.Д Берестов

Спокойное, немного грустное, переполненное переживаний, восхищённое, задумчивое

восторженное, волнующее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

Ф.А.Миронов

Радостное, весёлое, озорное, жизнерадостное, капризное, шаловливое, неожиданное, игривое, приподнятое, лёгкое разочарование , немного грустное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах. Правила общения.

- считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре;

-  доверять друг другу;

Учащиеся разбивают текст стихотворения на кадры, в которых меняется настроение. Каждый кадр характеризуют с помощью оттенков настроения.

 

 

Личностные

универсальные учебные действия, отражающие  отношение к учебной деятельности:

– применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные

универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания, оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

 

 

4 этап

Решение

2-ой учебной задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Какие изобразительные средства языка помогают авторам рассказать о капле?

- Есть ли у них одинаковые авторские приёмы?

Своё мнение докажите используя текст, заполняя таблицу.

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

Проверка работы учащихся (стихотворение

В.Д. Берестова)

1. Указание на местонахождение капли подчёркивает её хрупкость, недолговечность существования.

2. Сравнение капли с камнями даёт целый спектр цвета. Героя привлекает капля, как некое разноцветное чудо, которое замерло в паутинке.

3. Может быть это напоминание о детстве, ведь в детстве все любят цирк.

 

4. Толковый словарь-  ЧАСОВОЙ: военнослужащий, стоящий на посту, на часах.

Герой находится в особом положении: он , как часовой, бережёт встреченное им чудо, боится спугнуть каплю.

 

 

5. Глаголы тоже являются важным изобразительным средством. Поскольку они помогают показать уникальность образа. Капля переливается оттенками, искрится, она дарит надежду на лучшее, вызывает переживания. И в этом её ценность.

Вывод: Как вы думаете, кто наблюдает за этой капелькой?

 

 

 

 

 

 

Проверка работы

 (стихотворение Ф.А.Миронова)

Образ- событие.В этом стихотворении много  глаголов, чтобы показать движение капли, её полёт.

Глаголыделают образ капли живым, похожим на человека. Автор наделил каплю человеческими чувствами.

 

В последней строфе автор использует эпитет озорной. Он завершает картину полёта волшебным превращением капли в снежинку, но от этого  не становится грустно.

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

(см. приложение 3 к уроку)

 Учащиеся заполняют таблицу.

  

 

 

 

Сравнения:

- капля в паутинке-гамаке

 

- то она алмаз, то аметист, то она опал,

то изумруд.

- пёстрый дятел, цирковой артист

 

-часовой

 

 

 

 

 

 

-глаголы: блещет и дрожит

 

 

 

 

 

-Взрослый человек, который прожил долгую жизнь.

-Он наблюдателен: чувствует в капельке частицу своей души.

- Он трогательный, задумчивый.

 

 

 

Олицетворение: плачет, полетела, навестить, дремал, поймал

 

Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность:

- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы,

– выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»).

Личностные

универсальные учебные действия, отражающие  умение

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

5этап

рефлек-

сия

-Какое из этих стихотворений можно назвать шуточным, а какое лирическим?

Обратимся  в словарь читателя. Какое стихотворение называется лирическим?

 

- Чему научились на уроке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Какие пожелания будут на следующий урок?

 

 

Ответы детей

- научились определять настроение автора, сравнивать оттенки настроения;

- научились определять изобразительные средства, с помощью которых автор создаёт художественный образ.

 

Работа в оценочных листах (см. приложение 4 к уроку)

 

-Выучить стихотворение  наизусть;

- сделать зарисовку к любому стихотворению.

 

 

 


»  Размещено в сообществах:   
Лаборатория "Интерактивное оборудование в школе"

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн