№
|
Этапы урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
УУД
|
1.
|
Создание ситуации успеха.
|
Решение задач по формуле прямой пропорциональной зависимости (организация работы в парах).
Каждой паре раздаются листы с текстами задач, листы с таблицами (см. приложения 1,2).
- Для каждой задачи выберите и заполните подходящую таблицу. Решите задачи.
Взаимопроверка.
- Поменяйтесь листами, проверьте друг друга.
- У кого не получилось?
- Я дала это задание, чтобы убедиться в том, что вы действительно умеете определять равномерные процессы и фиксировать это в таблице. Умеете пользоваться формулой прямой пропорциональной зависимости. Думаю, что со следующим заданием вы справитесь с лёгкостью.
|
Работа в парах.
Один ученик читает задачу по частям, другой вписывает данные в таблицу. Вместе составляют решение.
Взаимопроверка ( обмен листами в парах).
|
Планировать решение задачи, определять ресурсы, необходимые для решения задачи.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
|
2.
|
Создание ситуации интеллектуального конфликта.
|
- Прочитайте задачу (раздаются листы с задачей на нахождение площади) и попробуйте её решить.( приложение 3)
- С какими проблемами столкнулись?
|
Работа в парах.
|
Оценивать задачу как подходящую под данный способ действия или выходящую за его границы.
|
3.
|
Постановка частной задачи.
|
(На доске фиксируются вопросы детей)
- Сформулируйте чётко проблему, с которой вы столкнулись.
|
Предполагаемые вопросы:
-Как составить таблицу?
- Что такое площадь?
- Можно вычислить площадь по формуле прямой пропорциональной зависимости?
- В какие графы
записать площадь, длину, ширину?
- Какая из этих величин будет постоянной?
|
Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
|
4.
|
Анализ условий частной задачи и её решение.
|
Имеется полоска бумаги прямоугольной формы (60*8 см), сложенная впятеро (так, что все части одинаковые). Детям показывается пятая часть полоски, т.е. прямоугольник 12*8 см (1 событие).
- Какие величины можно выделить в данном прямоугольнике?
Разворачиваем полоску так, что можно уже наблюдать две её части – 2 событие.
-Что произошло с длиной?
-Что произошло с площадью?
-Что произошло с шириной?
Продолжаем разворачивать полоску. Теперь видим 3 части – 3 событие.
-Что произошло с длиной по сравнению с первым прямоугольником?
-Что произошло с площадью?
-Что произошло с шириной?
Аналогично рассматриваем 4 и 5 события.
-Каким же является процесс разворачивания полоски?
-Следовательно, длина и площадь связаны формулой прямой пропорциональности: Y=K*X, где Y-площадь, Х-длина, К-??? что такое К, пока неизвестно!!!
-Рассмотрим другую ситуацию (с полоской бумаги клиновидной формы).
Разворачиваем эту полоску так же, как и первую.
-Какие величины можно выделить в этой фигуре?
Сравниваем 1 и2 события.
-Что произошло с длиной?
-С площадью?
-А ширина?
Далее можно рассматривать и другие события.
-При увеличении длины площадь увеличивается, но «не так же» не в то же число раз. Это неравномерный процесс.
-Формулу прямой пропорциональной зависимости можно использовать только для первого случая – при разворачивании прямоугольника.
|
- Длина, ширина, площадь.
-Увеличилась в два раза.
-Увеличилась в два раза.
-Не изменилась.
-Увеличилась в 3 раза.
- Увеличилась в 3 раза.
- Не изменилась.
-Равномерным, т.к. длина и площадь увеличиваются в одно и то же число раз.
- Длина, ширина, площадь.
- Увеличилась в 2 раза.
-Увеличилась, но не в то же число раз.
-Изменилась.
|
Формулировать прямые выводы, заключения на основе фактов.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
|
5.
|
Организация групповой работы.
|
Работа с учебником (№574 с.6)
-Перечертите таблицу в тетрадь.
-Заполните её по рисунку.
-Проверьте, будет ли процесс разворачивания полоски равномерным?
-Работать будете в группах по 4 человека. Каждый описывает 1 событие, проверяете друг друга, записываете результаты в тетрадь. Рядом со стрелочками указываете, во сколько раз изменилась каждая величина.
(Одна группа работает у ИД)
|
Самостоятельно работают в тетрадях, перечерчивают таблицу.
Заполняют таблицы в тетрадях.
|
Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
С учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия. Учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.
|
6.
|
Проверка и обсуждение результатов групповой работы.
|
Проверка результатов (на доске)
-С чем не согласны?
-Чем является К в этом процессе?
-В данном случае К показывает, сколько единиц площади – клеток- приходится на одну единицу длины Х – сантиметр. Пометим это в таблице (кл./см)
-Как найти значение К?
-Вычислите значение К в каждом событии.
|
По одному человеку из каждой группы выходят к доске и заполняют по одной колонке.
-Сколько единиц Yприходится на одну единицу Х.
-По формуле К=Y:Х
Делением находят значение К и записывают в таблицу.
|
Оценивать продукт своей деятельности на основе критериев.
Выполнять действия по алгоритму.
Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
|
7.
|
Моделирование.
|
-Как бы вы показали тот кусок площади, который приходится на единицу длины – сантиметр? (4 клетки на сантиметр длины)
|
Если дети предлагают правильное , то результат показывается на доске в клетку, если вариантов нет, то вопрос остаётся до следующего урока.
|
Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
|
8.
|
Выполнение задания по учебнику.
|
№575.
-Перечертите таблицы в тетрадь и заполните их по рисунку. Вычислите площадь прямоугольника по формуле прямой пропорциональной зависимости.
-Кто сможет это задание выполнить самостоятельно, пометьте это в тетради и работайте (С), а кому трудно, работаем вместе у доски (задание выполняется на ИД Smart)
Проверка.
-У кого вопросы?
|
Y
(Е)
|
X
(см)
|
K(Е/см)
|
?
|
4
|
8
|
8*4=32 (Е)
Y
(Е)
|
X
(см)
|
K(Е/см)
|
?
|
4
|
2
|
2*4=8(В)
Y
(Е)
|
X
(см)
|
K(Е/см)
|
?
|
3
|
16
|
16*3=48 (А)
|
Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
|
9.
|
Итоговая рефлексия.
|
-Урок подходит к концу. Какие вопросы у вас есть?
-О чём вы ещё хотели бы узнать?
-Как бы вы назвали наш урок?
-Что было на уроке самым важным?
- Что будем делать завтра?
-Продумайте план работы на следующий урок.
-Кто хочет кого-нибудь похвалить?
|
Вопросы детей фиксируются на ИД сохраняются, ответы дети получают по мере прохождения учебного материала.
Дети оценивают свою работу и работу друг друга по самостоятельно выбранным критериям.
|
Оценивать продукт своей деятельности на основе критериев.
Определять границы собственного знания, незнания и запрашивать недостающую информацию.
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
|