Наш дом – Земля
программа внеурочной деятельности для учащихся 1 класса
Структура программы
- Пояснительная записка
- Цель курса
- Задачи курса
- Формы и методы экологического образования младших школьников
- Формы контроля
- Примерное тематическое планирование
- Содержание курса
- Требования к умениям и навыкам
- Календарно-тематическое планирование
- Учебно-методическая литература для учителя
- Литература для детей
Пояснительная записка
Любовь к природе — великое чувство. В настоящее время это то, что помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает.
Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому данная программа занимает особое место в системе непрерывного экологического образования, где целенаправленно закладываются основы экологической культуры детей.
Основное направление курса состоит в приобщении детей к чувству прекрасного в окружающем мире, к сохранению природных ценностей. А так же в использовании собственных наблюдений и анализе увиденного.
Программа курса включает знакомство детей с местными экологическими и краеведческими особенностями, т.к. без элементарных понятий и представлений об экологических проблемах своего края, его климате, реках, озерах, полях, лугах, лесах его обитателях невозможно усвоение полноценных экологических знаний. Изучение особенностей природы осуществляется по принципу от близкого - к далекому, от родного края – ко всей стране и другим странам и континентам. Таким образом, более конкретные формы занятий (игры, беседы, походы, экскурсии, путешествия и т. п.) являются отличительной особенностью данной дополнительной программы от уже существующих программ.
Для решения задач экологического образования в начальных классах во внеурочной деятельности необходимо:
— формировать целостное представление о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;
— развивать умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств, познавательного интереса, а также способности к причинно-следственному анализу фактов и явлений окружающей действительности;
— воспитывать эстетическое и нравственное отношения к среде жизнедеятельности человека.
Реализация этих требований возможна при максимальной координации изучения предмета с общей системой экологического образования.
Предлагаемый курс рассчитан на 33 занятия для первого класса четырёхлетней начальной школы. Еженедельные занятия по 30-40 минут способствуют созданию условий для выявления и развития творческих способностей и задатков, а также для разностороннего и полноценного развития детей.
Цель курса
Формирование у младших школьников ответственного отношения к природе, понимание неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, навыков и мышления,
а также воспитание экологической культуры, укрепления физического и психического здоровья.
Задачи курса
- познавать окружающую природу в процессе исследовательской деятельности, способствующей развитию и самовыражению детей;
- воспитывать и развивать в детях интерес и любовь к природе, познанию законов природы, потребности общение с ней;
- расширять и углублять круг знаний по биологическим дисциплинам;
- развивать зрительные, слуховые ощущения и восприятия во время экскурсий, прогулок в природу;
- развивать личностные свойства детей: самостоятельность, активность, аккуратность, ответственность и т. д.
- прививать навыки экологической культуры;
- использовать природу как незаменимый источник эмоционального развития ребенка.
Формы и методы экологического образования младших школьников
В содержании курса заложены возможности для экологического образования учащихся. Это помогает обогатить знания природоведческого и природоохранного характера.
Наряду с традиционными, используются нестандартные методы и приёмы обучения: прогулки, экскурсии, путешествия, конференции, игры, занятия-сказки, моделирование игровых, ситуативных и проблемных заданий на занятиях, написание небольших сочинений, рассказов, сказок. Обзор сообщений СМИ (газет, журналов, телепередач), составление книжек-раскладушек и книжек-раскрасок с текстом об интересных явлениях природы, о животных и растениях. С учетом возрастных особенностей детей используются стихи, загадки, пословицы, поговорки по экологической тематике. А также применяются групповые, фронтальные и индивидуальные формы работы.
Формы контроля
Весьма эффективны данные нестандартные приемы:
- написание сказок и рассказов;
- "письма" животным;
- "поселение" животного в домик;
- обработка результатов опытов, наблюдений, экспериментов;
- чтение и анализ "экологических" сказок (Н. Рыжовой, Б. Заходера, В. Бианки, М. Пришвина и др.);
- конструирование кормушек и домиков для птиц;
- рисование иллюстраций;
- инсценировка, сюжетно-ролевые игры.
Примерное тематическое планирование занятий
в 1 классе.
№п/п
|
Тема занятий
|
Количество занятий
|
Вид занятий
|
1.
|
Наблюдение в природе.
Золотые краски осени.
|
1
|
в
|
2.
|
Живая и неживая природа.
|
1
|
а
|
3.
|
Что такое экология?
|
1
|
а
|
4.
|
Эти забавные животные.
|
1
|
а
|
5.
|
Природа просит защиты.
|
1
|
в
|
6.
|
Земля – наш общий дом.
|
1
|
в
|
7.
|
Вода и здоровье человека.
|
1
|
в
|
8-9.
|
Почему воду нужно экономить?
|
2
|
а
|
10.
|
Лес – наше богатство.
|
1
|
а
|
11-12
|
Мягкие лапки, а в лапках царапки.
|
2
|
в
|
13.
|
Природа и мы.
|
1
|
в
|
14.
|
Путешествие в мир красоты.
|
1
|
в
|
15.
|
Растения под нашей защитой.
|
1
|
а
|
16.
|
Чистый и грязный воздух.
|
1
|
а
|
17.
|
Эти забавные животные.
|
1
|
а
|
18.
|
До свидания, птицы!
|
1
|
а
|
19.
|
Зима пришла.
|
1
|
а
|
20.
|
Что за звездочки резные?
|
1
|
в
|
21.
|
Путешествие «по следу».
|
1
|
в
|
22.
|
Деревья зимой.
|
1
|
в
|
23.
|
Красная книга животных.
|
1
|
а
|
24.
|
Возвращение птиц.
|
1
|
в
|
25.
|
Весна-красна.
|
1
|
в
|
26.
|
Птицы – наши друзья.
|
1
|
а
|
27.
|
Нелюбимые животные, или Беседа о том, как нельзя относиться к братьям нашим меньшим.
|
1
|
а
|
28.
|
Верный друг.
|
1
|
в
|
29.
|
В дни зеленой весны.
|
1
|
в
|
30.
|
Чудо земли – хлеб.
|
1
|
в
|
31-32.
|
Как жить в дружбе с природой?
|
2
|
в
|
33.
|
Наш дом – Земля.
|
1
|
а
|
Всего:
|
|
33
|
|
Примечание:
а – аудиторное занятие (15 занятий)
в – внеаудиторное активное (подвижное) занятие (18 занятий)
Содержание курса
Работа по экологическому образованию и воспитанию начинается с 1-го класса. Уже в подготовительный период обучения грамоте дети знакомятся со схемой, которая наглядно показывает, почему с лица Земли исчезают многие виды растений и животных. Занятия подводят их к выводу: природа беззащитна перед человеком.
Занятие 1. «Наблюдение в природе. Золотые краски осени».
Экскурсия в школьный парк предполагает наблюдение за изменением окраски деревьев осенью. Наблюдение над формой, размером и окраской листьев. Игра «С какого дерева листок?»
Занятие 2. «Живая и неживая природа».
Дать понятия «живая природа» и «неживая природа». Раскрыть связь между живой и неживой природой. Игра «Где ночует солнышко?»
Занятие 3. «Что такое экология?»
Экологические катастрофы. Подвижные игры с элементами имитации. Сова. Беседа о пользе совы. Рубрика «Интересное об известном» (по материалам дополнительных источников)
Занятие 4. «Эти забавные животные».
Чемпионат аппетита. Учащиеся в конце занятия должны ответить на вопрос: «Если бы среди зверей устроить соревнование едоков, кто стал бы победителем?» Рубрика «Известное об известном». Беседа «Моя любимая кошка»
Занятие 5. «Природа просит защиты».
Приобщение детей к сбережению и защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме. Анкетирование: «Что такое природа? Твое отношение к природе». Просмотр мультфильма «Приключение кота Леопольда и его друзей-мышат в лесу».
Занятие 6. «Земля – наш общий дом».
Дать детям представление о Земле как общем доме для всех живых существ. Презентация фотографий, цветных иллюстраций Земли из космоса. Выставка рисунков по теме «Наш дом – планета Земля».
Занятие 7. «Экология водоемов».
Загрязнение водоемов и его влияние на жизнь водных растений и животных. Игра «Кто живет в пруду?». Рубрика «Интересное об известном». Беседа о щуке.
Занятие 8. «Почему воду нужно экономить?»
Значение воды для растений, животных, человека. Практическая работа «Свойства воды». Использование воды в промышленности и быту. Экскурсия на предприятие.
Занятие 9. «Вода и здоровье человека».
Способы использовании воды человеком. Закаливание и лечение водой. Презентация «Водная стихия». Игры с элементами имитации.
Занятие 10. «Экологическая беседа: Лес – наше богатство».
Знакомство детей с разнообразными видами деревьев в лесном сообществе. Применение древесины в промышленности. Презентация «Изготовление бумаги». Знакомство с различными видами бумаги: газетная, оберточная, писчая, рисовальная, калька, мелованная. Коллекция бумаги. Аппликация из бумаги (коллаж).
Занятие 11. «Мягкие лапки, а в лапках царапки».
Рассказ-викторина о кошках. Исторические и информационные сведения о кошках. Игра «Кто сказал «Мяу»?» Конкурсы. Аппликация «Котенок».
Занятие 12. «Мисс Кис-кис и мистер Мяу».
Качественная характеристика кошек. Инсценирование стихотворения «Кошка» А. Гришина. Конкурс «Знаете ли вы кошачий язык?» Кроссворд. Детские рисунки на тему: «Моя любимая Мурка».
Занятие 13. «Природа и мы».
Устный журнал: о грибах; по странам и континентам; защитим природу; слушайте «загадки» - ищите отгадки; страничка – сюрприз.
Занятие 14. «Путешествие в мир красоты».
Создать представление детей о том, что природа – источник поэзии, музыки, живописи. Прослушивание «звуков леса» (пение птиц, жужжание пчел, шелест травы, листьев). Репродукции с картин А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, И.В. Левитана. Прослушивание аудиозаписи Н.А. Римского-Корсакова «Полет шмеля».
Занятие 15. «Растения под нашей защитой».
Раскрыть смысл данного понятия. Показать роль растений для человека. Аудиозапись П.Чайковского «Подснежник». Аппликация «Осенний букет». Создание книжки-раскладушки «Зеленая аптека». Игра «Цветочные часы».
Занятие 16. «Чистый и грязный воздух».
Роль растений в поддержании чистого воздуха. Его значение для растений, животных, человека. Анкетирование: «Почему идет дождь и дует ветер? Откуда в снежках грязь?» Практическая работа «Воздух невидимка». Игра с элементами имитации.
Занятие 17. «Эти забавные животные».
Дело вкуса (о пищевых пристрастиях животных, о тайной силе в жизни запахов, о неожиданностях, о неожиданностях в пищевых интересах животных). Дидактическая игра «Накорми зверей и птиц». Рубрика «Интересное об известном». Царь зверей – лев. Прогулка.
Занятие 18. «До свидания, птицы!»
Сведения о перелетных птицах. Практическая работа «Сделаем сами» (кормушки для зимующих птиц).
Занятие 19. «Зима пришла!»
Экскурсия в зимний лес. Наблюдение над изменениями растений с наступлением зимы; рассматривание формы снежинок.
Занятие 20. «Что за звездочки резные?»
Сведения о зимних природных изменениях. Правила снежинки. Оригами «Снежинка». Конкурс «Проверь себя».
Занятие 21. «Путешествие «по следу».
Зимняя лыжная прогулка в парк.
Занятие 22. «Деревья зимой».
Занимательные задания о зиме и зимних явлениях (с деревьями и животными, птицами). Прогулка.
Занятие 23. «Красная книга животных».
О животных Владимирского края. Презентация «Редкие животные». Составление книжки-раскраски «Красная Книга». Ученики включают в неё не только представителей реальной Красной Книги, но и некоторых обычных обитателей леса, луга, водоёма, животных-защитников урожая и т.д. Подвижные игры с имитацией.
Занятие 24. «Возвращение птиц».
Перелётные птицы. Изготовление «жаворонков» (из солёного теста). Сообщение «Известное рядом»: скворец, грач.
Занятие 25. «Весна-красна».
Экскурсия в весенний парк. Наблюдение над изменениями в живой и неживой природе с наступлением весны. Опыт: наблюдение над распусканием веточек разных видов деревьев и кустарников в комнате. Художественное задание: рисование весеннего дерева.
Занятие 26. «Птицы наши друзья».
Прогулка. Биологические особенности некоторых птиц. Их польза для человека. Игра «Птичья столовая». Викторина «Знаете ли Вы птиц?»
Занятие 27. «Нелюбимые животные, или Беседа о том, как нельзя относиться к братьям нашим меньшим».
Презентация «Животные». Выставка детских рисунков. Дать первоначальное представление детям о незаслуженно преследуемых животных. Правила поведения в отношении подобных животных. «Телеграммы животных». Рубрика «Интересное об известном»: змеи.
Занятие 28. «Верный друг».
Знакомство детей с породами собак, их значении в жизни человека. Исторические и информационные сведения о собаках. Аудиозапись песен Г. Гладкова о собаках. Аппликация «Щенок».
Занятие 29. «В дни зеленой весны».
Экскурсия в парк. Наблюдение над формированием листового покрова на деревьях и кустарниках. Наблюдение за первоцветами.
Занятие 30. «Чудо земли – хлеб».
Презентация «Как делают хлеб?». Экскурсия на хлебокомбинат. Закрепить представление детей о значимости хлеба в рационе питания. Воспитывать бережное отношение к хлебу. Конкурсы. Сюрпризы.
Занятие 31-32. «Как жить в дружбе с природой?».
Лес, луг, поле, водоем – природные сообщества. Игра «Найди свой дом». Рубрика «Интересное об известном»: лягушки. Кроссворд «Кто, где живет?» Сочинение сказки. Игра-путешествие. Станции: «Угадай-ка», «Лесной оркестр», «Зеленая аптека», «Зоологическая пантомима». Биокроссворд. Динамические игры на воздухе.
Занятие 33. «Наш дом – Земля». Формировать основы экологической грамоты. Применять полученные знания в жизненных ситуациях. Сценка «Белая черемуха» (по З. Александровой). Монолог природы. «Мы не заметили жука». Игры с элементами имитации.
Требования к умениям и навыкам
В результате изучения курса учащиеся заложат фундамент своей экологической грамотности. Познают окружающую природу в процессе исследовательской деятельности, способствующей развитию и самовыражению детей. Получат возможность формирования заботливого отношения к природе посредством посильного труда. Научатся использовать природу как незаменимый источник эмоционального развития.
Освоив данную программу дети должны
знать:
- представителей флоры и фауны Владимирской области, занесённых в красную книгу;
- основных «друзей и врагов» животных и растений;
- правила культуры поведения в природе;
- целебные и лекарственные свойства растений;
уметь:
- правильно ухаживать за домашними животными;
- строить простейшую кормушку для птиц;
- вырезать по правилам снежинку;
- самостоятельно добывать необходимую информацию
Календарно-тематическое планирование
по программе «Наш дом – Земля»
1 четверть
Дата
|
Тема занятия
|
Форма проведения
|
|
«Золотые краски осени»
|
Наблюдение в природе. Экскурсия.
|
|
«Живая и неживая природа»
|
Беседа, игра.
|
|
«Что такое экология?»
|
Игра, беседа.
|
|
«Эти забавные животные»
|
Игра
|
|
«Природа просит защиты»
|
Беседа, прогулка
|
|
«Земля – наш общий дом»
|
видеофильм
|
|
«Красная книга животных»
|
Экскурсия в библиотеку
|
|
«Вода и здоровье человека»
|
Беседа, конкурс рисунков, экскурсия
|
2 четверть
Дата
|
Тема занятия
|
Форма проведения
|
|
«Почему воду нужно экономить?»
|
Прогулка к водоёму
|
|
«Почему воду нужно экономить?»
|
Беседа, игра
|
|
«Лес - наше богатство»
|
Беседа, игра
|
|
«Мягкие лапки, а в лапках царапки»
|
Экскурсия
|
|
«Мягкие лапки, а в лапках царапки»
|
Конкурс, игра
|
|
«До свидания, птицы!»
|
Беседа, игра
|
|
«Зима пришла»
|
Экскурсия в парк
|
|
«Путешествие в мир красоты»
|
Беседа, викторина
|
3 четверть
Дата
|
Тема занятия
|
Форма проведения
|
|
«Эти забавные животные»
|
Экскурсия в зооуголок
|
|
«Чистый и грязный воздух»
|
Беседа
|
|
«Что за звёздочки резные?»
|
Прогулка
|
|
«Растения под нашей защитой»
|
Беседа, игра
|
|
«Путешествие по следу»
|
Лыжная прогулка
|
|
«Деревья зимой»
|
Прогулка
|
|
«Природа и мы»
|
Беседа
|
|
«Весна - красна»
|
Прогулка
|
|
«Возвращение птиц»
|
Беседа, игра
|
4 четверть
Дата
|
Тема занятия
|
Форма проведения
|
|
«Птицы - наши друзья»
|
Викторина
|
|
«Нелюбимые животные, или
Беседа о том, как нельзя относиться к братьям нашим меньшим»
|
Беседа
|
|
«Верный друг»
|
Прогулка
|
|
«В дни зелёной весны»
|
Экскурсия в парк
|
|
«Чудо земли – хлеб»
|
Экскурсия на предприятие
|
|
«Как жить в дружбе с природой?»
|
Беседа, игра
|
|
«Как жить в дружбе с природой?»
|
Прогулка
|
|
«Наш дом – Земля»
|
Беседа, игра, викторина
|
Учебно-методическая литература для учителя
- АлексееваА.В. «Внеклассные занятия по программе этико-экологического воспитания в начальной школе» Москва, «ЦГЛ», 2003
- Бондаренко В.Д. «Культура общения с природой» Москва, Агропромздат, 1987
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).
- Закарпатович Б.Б. «С любовью к природе» Москва, Педагогика, 1976
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.).
- Иванова Т.С. «Это удивительное природоведение» Москва, Гном-Пресс, 1999
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
- Колосов А.М. «Охрана животных России» Москва, 1989
- Михеев А.В. «Охрана природы» Москва, Просвещение, 1990
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – ( стандарты второго поколения).
- «Сборник. Жемчужины природы – заповедники». Москва, 1976
- «Сборник. Твой друг» Москва, ДОСААФ СССР, 1986
- Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря2010г. №1897].
- Федоров Ф.В. «Грибы» Москва, 1980
- Черемисина Л.Д. «Основы экологии – младшим школьникам». Москва, Аркти, 2006
Литература для детей
- Никулина Т.Н. «Декоративные собаки» Москва, «Лесная промышленность, 1989
- Станек «Иллюстрированная энциклопедия животных» Москва, 1986
- Симонова Л.П. «Ключи от природы» Москва, Агар, 1997
- Корабельников В.А. «Краски природы» Москва, 1975
- «Энциклопедия для детей. Биология» Москва, Аванта+, 1996
|