Выступление на конференции по теме "Преподавание информатики в рамках личностно-ориентированного обучения".
Размещено: Любовь Федоровна Седина - вт, 29/10/2013 - 12:33
МОБУ СОШ № 24
Седина Л.Ф.
Преподавание информатики в рамках личностно-ориентированного обучения
Основным принципом разработки личностно-ориентированного обучения информатике является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.
Проектирование личностно-ориентированной системы обучения информатике предполагает:
Признание ученика основным субъектом процесса обучения.
Определение цели проектирования — развитие индивидуальных способностей ученика.
Определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика, его направленного развития в процессе обучения.
Повышение интереса ученика к информатике.
Комплектование учебного процесса необходимым техническим и программным обеспечением в соответствии с постоянно развивающимися технологиями.
Совершенствование учебного процесса на базе современных информационных технологий.
Для формирования личностно-ориентированного подхода в преподавании информатики важен фактор деятельности, важна направленность деятельности не только на усвоение знаний, но и на способы усвоения, мышления и развитие творчества ученика.Личностно-ориентированный подход предполагает гибкость в определении целей занятий, помогает учитывать индивидуальные особенности и личностные интересы учеников, предусматривает заинтересованность учащихся в процессе организации проектной деятельности.
Личностно-ориентированный подход в преподавании информатики обуславливает следующие требования к содержанию обучения:
• Содержание обучения состоит из двух компонент – компоненты, отвечающей за знания ученика, и деятельностной компоненты, способствующей развитию творческой деятельности и ценностную ориентацию.
• Подбор содержания обучения производится с учетом интересов современных школьников. Подбираются материалы, которые апеллируют к личному опыту школьников, к их чувствам и эмоциям, побуждают их к сравнениям и сопоставлениям, к выражению собственной оценки, стимулируют развитие критического мышления и ценностных ориентаций.
• Проблемная подача материала способствует интеллектуальному развитию школьника.
Личностно-ориентированный подход создает особые отношения между школьниками, между учителем и учеником. Совместное проектирование деятельности (учебной, познавательной) – процесс, соединяющий нормативные образы и индивидуальное сознание ученика совместно с учителем, в ходе которого создаются условия для внутреннего принятия смысла изучаемых знаний.
Для достижения поставленной цели имеется возможность выбрать программу, использовать ее вариативную часть, учебники, а также форму организации учебного процесса. Использование технологий, которые способные предоставить ученику возможность выбора, научить его ориентироваться в потоке информации, выбирать и применять нужную (материалы справочной, энциклопедической литературы, данные компьютерной сети Internet).
Работая над данной проблемой, использую технологии, которые предполагают:
организацию совместной деятельности;
взаимопонимание, общение;
рефлексию, через которую устанавливается отношение ученика к собственной работе.
Использование технологий: “обучение в сотрудничестве”, разноуровневое обучение, метод проектов, позволяет вносить новое во все компоненты урока, повышать информативность содержания материала, менять виды и формы урока.
Главная задача педагога – ученик должен суметь преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыть себя как носителя активного преобразующего начала. Использую в работе индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения, которые способствуют развитию самостоятельности учащихся, их самоорганизации.
Своей главной задачей я считаю помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни. Дидактический материал подбираю так, чтобы задания были понятны, связаны с жизненными ситуациями, использовались метапредметные связи. Задание«Создай свой кроссворд» служит для проверки знаний по темам «Устройство компьютера», «Алгоритмизация», «Файловая система», «Текстовый редактор»не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт. Планируемый результат: создание и оформление тематического кроссворда в текстовом процессоре или электронной таблице. В ходе выполнения задания роль учителя состоит в организации самостоятельной познавательной, творческо-практической деятельности учащихся. Лучшие работы используются на уроках. Использую на уроках приём взаимных заданий, способствующий активному развитию взаимодействия. Его суть заключается в том, что на уроке учащиеся выполняют задания, придуманные другими одноклассниками (Задания для работы в ТР – таблицы, списки). Взаимная проверка решения примеров перевода чисел в системах счисления, таблиц истинности, блок-схем и программ. Общаясь между собой в ходе обсуждения результатов работы, школьники лучше узнают друг друга, учатся объяснять, слушать, понимать. В результате такой работы с детьми повышается уровень познавательной активности обучаемых и интерес к изучению предмета. Самопроверка выполненной работы позволяет лучше усваивать материал, сразу видеть неточности и ошибки. Задания могут быть по выбору, например (Работа в ТР). Для отработки навыков работы с программой PowerPoint было поставлено задание: создать работу на любую пройденную тему по информатике, которую можно применять при повторении пройденного материала. С увлечением учащиеся выполняют творческие задания «Визитная карточка», «Поздравительная открытка», «Моя семья». Умение создавать презентации, работать в графических редакторах успешно применяется учащимися в учебном процессе и внеклассной работе.
Проектный метод активизирует познавательные способности, учитывая интересы учащегося. Но каждый урок не может быть ориентирован только на интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. Проектная деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. «Уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей для преподавателя. Элементы проектной деятельности учащихся применяю на уроках повторения или обобщения пройденного материала. Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе.
Выполнение проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение. Например, «Выбор компьютера». Задания к БД «Успеваемость» позволяет сделать сортировку по возрастанию по полю «Средний балл» и по выбранному предмету, т.е. увидеть успеваемость всего класса и свою лично. Задания к ЭТ «Оплата электроэнергии» определяют поквартальный расход электроэнергии и месяцы, в которых имеется превышение среднегодовой оплаты.
Таким образом, выполнение этих заданий в конкретной предметной деятельности позволяет активизировать такие приёмы умственной деятельности как анализ, синтез, обобщение, абстракция, структурирование; развивать приёмы и способы работы с информацией, связанные с ее сбором, переработкой, представлением, актуализировать, формировать и систематизировать знания.
Информационно-коммуникационные технологии помогают усилить воспитывающую функцию обучения, достигается новый качественный уровень образования, который выражается в способности учащихся находить и обрабатывать информацию, овладевать знаниями и умениями, эффективно применимыми в любой сфере жизнедеятельности, самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Обучение строю в зависимости от уровня обучаемых и позволяю учиться на собственном опыте и опыте других. Использование технологии разноуровневого обучения в моей работе мне помогает добиваться хороших результатов с каждым учеником. Тематические тесты контроля изучения темы желательно должны быть разноуровневыми. В разноуровневом тесте задания разбиты на три части, задания части А оцениваются 1 баллом, части В – двумя баллами, части С – 3 баллами. Ученикам заранее известно, что для получения 5 необходимо решить все задания части А и В и хотя бы одно из части С, четверки- все задания части А и не менее трех заданий из части В, тройки – только задания части А. Причем решение части А производится выбором правильного ответа из теста, части В – представлением только результата решения, части С – полным решением.
Личностно-ориентированный процесс обучения предоставляет каждому учащемуся, опираясь на его способности, интересы, субъективный опыт, возможности реализовать себя в учёбе, поведении. Использование личностно-ориентированного подхода позволяет повысить результаты в обучении и воспитании детей.
Литература:
Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. // М.: Информатика, 1995. - 220 с.
Кечиев Л.Н., Путилов Г.П., Тумковский С.Р. Информационный подход к построению образовательной среды. // М.: МГИЭМ, – 1999. 28 с.
Уваров А.Ю. Организация и проведение учебных телекоммуникационных проектов. - Барнаул, 1996. - 95 с.
Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1996. № 4.
Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1999.
Мануйлов В. Г. Мультимедийные компоненты презентаций PowerPoint XP // информатика и образование. 2004. № 12. 2005. № 1 – 5.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров: Под.ред. Е.С. Полат. – М.: «Академия», 2001.
Осмоловская И.Начать с изучения личностных качеств / И. Осмоловская // Нар.образование. 1996. № 6.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.
Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001.
Якиманская И. С.Личностно ориентированное обучение в современной школе. // Директор школы, 1996. № 9