Официальный сайт synclub 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Черная металлургия. Факторы размещения географии предприятий

Данные об авторе
Автор(ы): 
Колесникова Наталья Александровна
Место работы, должность: 

МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 56 " г.Новоуральск

учитель географии

Регион: 
Свердловская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
География
Цель урока: 

Познакомить учащихся с факторами, влияющими на размещение предприятий черной металлургии.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник География Свердловской области, таблицы, схемы, карта

Используемая методическая литература: 

Программа предпрофидьного элективного курса "Герадилька городов Свердловской области. Герб."

Используемое оборудование: 

проектор. слайды, таблицы, схемы, карта

Используемые ЦОР: 

 проектор, слайды, схемы, карта

Краткое описание: 
<p> Открытый урок географии в 9 классе по теме &quot;Черная металлургия. Факторы размещения география предприятий&quot;.&nbsp;</p> <p> Цель урока: Познакомить учащихся с факторами, влияющими на размещение предприятий черной металлургии, показать взаимосвязь между различными комплексами.</p>

Открытый урок по географии в 9 классе по теме: "Черная металлургия"(факторы размещения и география предприятий)

  • Колесникова Наталья Александровна, учитель географии

Разделы: Преподавание географии


Цели урока:

- познакомить учащихся с факторами, влияющими на размещение предприятий чёрной металлургии;

- показать взаимосвязь между различными комплексами;

- развивать познавательный интерес учащихся к предмету;

- воспитание чувства патриотизма к своей малой родине;

- совершенствование коммуникативных навыков и навыков самоконтроля.

Оборудование урока: таблица «факторы размещения предприятий различных комплексов»; графопроектор; слайды «Хозяйство Свердловской обл.», «Экономическая карта Свердловской обл.», «Коксование угля»; схемы размещение редприятий металлургических баз России, письмо (3 шт), таблицы «Основные центры чёрной металлургии Свердловской обл.»

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Ребята, прежде чем войти в класс, я получила интересное послание. Прочитаем его?

«Дорогие ребята! Перед российской топливной промышленностью стоит проблема, и мы просим вас помочь её решить. Для обеспечения поставок в Европу нефти и газа на территории России уложено более 100 млн. тонн стальных труб большого диаметра, составляющих основу уникальной трубопроводной системы. Большая часть этих труб эксплуатируется с 70-х годов прошлого века, когда в Европе и в Японии закупалось по 2-3 млн. тонн труб большого диаметра. Срок эксплуатации этих труб составляет 30 лет и уже заканчивается. Нам предстоит заменить эти трубы в тех же масштабах. Именно сегодня Россия имеет шанс исправить парадоксальную ситуацию, когда крупнейший в мире потребитель труб большого диаметра и одновременно один из мировых лидеров в производстве стали не имеет современного трубного производства. Возникла необходимость в строительстве завода по производству труб большого диаметра.»

Учитель: Ребята, у вас есть желание помочь министерству топливной промышленности? (Ответ учащихся).

Учитель: Давайте определим задачи нашей работы.

Учащиеся:

  • Определить факторы, влияющие на размещение предприятий Металлургического комплекса;
  • Рассмотреть основные металлургические базы России;
  • Установить, где целесообразно строительство завода по производству труб большого диаметра.

Учитель: Прежде чем перейти к решению поставленных вами задач, давайте выясним, в состав какого комплекса будет входить завод по производству труб?

Учащиеся: Чёрная металлургия.

Учитель: Исходя из вышесказанного, определите, о чём у нас сегодня пойдёт речь на уроке. Сформулируйте тему нашего урока.

Учащиеся: География чёрной металлургии.

Учитель: Вы совершенно правы. Молодцы, очень хорошо.

III. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Вспомните, для чего нужен металлургический комплекс стране?

Учащиеся: Производство различных металлов, необходимых для развития других отраслей промышленности (машиностроение, транспорт и т.д.)

Учитель: На основе каких полезных ископаемых работает чёрная металлургия?

Учащиеся: Железная руда, коксующийся уголь.

Учитель: Используя атлас, уточните, где расположены названные вами природные ресурсы на территории России.

Ответ учащихся на основе анализа карты атласа «Тектоническое строение и природные ресурсы»

Учитель: Покажите на карте (у доски). Проанализировав карту, какой вывод можно сделать?

Учащиеся: Природные ресурсы размещены неравномерно.

Учитель: Как это может сказаться на размещении предприятий чёрной металлургии?

Учащиеся: Предприятия комплекса будут размещаться у мест сосредоточения руды или угля. Сыграет роль сырьевой фактор.

Учитель: Ребята, а ведь мы с вами на прошлом уроке говорили о том, что одной из особенностей металлургического комплекса в России является высокий уровень комбинирования. Как вы это понимаете?

Учащиеся: Комбинирование – это…

Учитель: Выстроим цепочку

Полезные ископаемые Руда -> чугун -> сталь -> прокат»
-> Коксующийся уголь

IV. Изучение нового материала.

Подумайте, какие ещё факторы будут влиять на размещение предприятий чёрной металлургии?

Учащиеся: Полезные ископаемые – сырьевой, топливный; кокс – водный; чугун, сталь – электроэнергетический; прокат – транспортный; экологический; военно-стратегический; комбинирование.

Учитель: Подтвердите информацией из учебника. Учитывая все факторы, к какому выводу можно прийти?

Учащиеся: Предприятия размещаются группами или сгустками.

Учитель: Для того, чтобы узнать, как эти сгустки называются, вам предстоит расшифровать следующую запись.

«Аллатем автсдовзиорп ялд ысрусер еыивилпот или еындур еищбо хищюузьлопси, йитяирпдерп хиксечигруллатем аппург - азаб яаксечигруллатем».

Учитель: Обратимся к учебнику. По карте на странице 137 определите какие металлургические базы выделяют на территории России.

Учащиеся: Уральская, Центральная, Сибирская.

Раздать схемы.

Учитель: Перед вами схемы размещения предприятий металлургического комплекса. Определите, каким базам они принадлежат. Ответ обоснуйте. Дайте им краткую характеристику.

Условные знаки:

  - уголь,- месторождения железной руды;

- металлургический комбинат.

Работа в группах. Выступления учащихся.

Учитель: Вы прослушали выступления групп. Давайте определим, на территории какой базы целесообразно разместить завод по производству труб большого диаметра.

Ученики предлагают базы. Идёт обсуждение.

База

+

-

Сибирская

Свои природные ресурсы, не удалена от потребителей (Западная Сибирь) Нет железных дорог на восток страны

Уральская

Здесь есть заводы по производству труб, располагается на пересечении транспортных магистралей Старая, исчерпываются ресурсы, работает на привозных ресурсах

Центральная

Близость европейских потребителей Старая, работает на привозных природных ресурсах, удалена от основных потребителей

Вывод: Целесообразнее модернизировать уже имеющиеся заводы, нежели строить новый.

Учитель: Мы определились, что завод по производству труб большого диаметра должен находиться на территории Уральской металлургической базы.

П Е Р Е Р Ы В.

Учитель:

Родной Урал – горячий цех России,

Земля легенд и сказов старины.

В твои просторы, зори молодые

Мы с детских лет всем сердцем влюблены.

Ребята, а почему я вам сейчас процитировала эти строки?

Учащиеся: Мы ведь тоже уральцы. Жители Среднего Урала. Свой край должны знать и любить.

Учитель: Средний Урал – крупнейший производитель чёрных металлов и удерживает первенство более 250 лет. А вас лично касается то, как будет развиваться металлургия?

Учащиеся: Да, это налоги, развитие бюджетной сферы.

Учитель: А кто знает, когда мир узнал о «железном Урале»?

Учащиеся: В XVII столетии, а в начале XVIII века железо Урала покупали многие Западные страны, в т.ч. и Англия.

Учитель: Где были найдены богатейшие залежи руд?

Учащиеся: В горах Магнитной, Высокой, Благодать, Качканар, Куса и др.

Учитель: Когда и где появились первые железоделательные заводы?

Учащиеся: 1630 – 1631 г. Ницинский завод около Рудной Слободы на реке Нице. 1669 г. – Дмитрий Тумашов основал в верховьях Нейвы между озёрами Таватуй, Аятским и Исетским Федьковский завод. Это были небольшие заводы, использующие мелкие, легкодоступные залежи бурого железняка.

Учитель: На какой период и почему пришлось бурное развитие Среднего Урала?

Учащиеся: Рубеж XVII – XVIII вв., связано с указом Петра I о создании горнозаводского дела на Среднем Урале. 1699 г. - начато строительство Невьянского чугуно-плавильного и железоделательного завода. 1722 г. – связан с деятельностью Демидовых; кроме Демидовых на Урал были направлены крупнейшие организаторы металлургического производства – В. Н. Татищев, В.И. Генин. Урал становится крупнейшим металлургическим районом страны: в 1733 г. он дал 67% выплавки чугуна России. Свои позиции он удерживает и в наше время.

Учитель: Познакомимся с металлургическими предприятиями, расположенными на Среднем Урале. Воспользуемся учебником «География Свердловской области», автор Капустин В.Г.

Какое место занимает металлургический комплекс в хозяйстве Свердловской области? Попробуйте объяснить, почему?

Ответ учащихся.

Познакомимся с основными металлургическими предприятиями и рекомендуем предприятие, на котором можно наладить выпуск труб большого диаметра.

Предлагаю заполнить таблицу.

Город области

Тип предприятия

Выпускаемая продукция
Нижний Тагил    
Серов    
Алапаевск    
Верхняя Салда    
Екатеринбург

(Верх-Исетский)

   
Нижние Серги    
Серов    
Двуреченск    
Первоуральск    
Каменск-Уральский    
Полевской    
Ревда    

Вывод: НТМК – связующее звено, обеспечивающее коксом, чугуном, заготовками для проката труб. Наиболее вероятный кандидат – НТМК.

Учитель: Ребята, мы с вами пытались решить проблему, которая действительно имела место в истории развития хозяйства России. Этот проект называется «Стан -5000».

26 апреля 2000 года было подписано распоряжение Правительства России о создании ОАО «Завод по производству труб большого диаметра», которое ставит точку в этой проблеме. Подписано соглашение с ОАО «Газпром» о поставке труб, которая начнётся с 2006 года.

Р Е Ф Л Е К С И Я

Учитель: Вернёмся к задачам нашего урока…Решили мы их или нет ?

Ответы учащихся.

Ребята, спасибо за работу на уроке! А теперь я предлагаю оценить свой вклад в достижении цели урока .

 

Критерии оценки

оценка

Понял, но не могу применить
Понял, могу применить, но объяснить другому не могу
Понял, могу применить и объяснить

На доске

Учащимся предлагается оценить самостоятельно свою работу на уроке, прикрепив соответствующий знак на экран.

V. Домашнее задание: § 26, творческая работа «Влияние металлургического комплекса на экологическую обстановку Урала».


»  Размещено в сообществах:   
Дневник обучения группы "Волжское Понизовье"

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн