"Изучение форм рельефа, горных пород и вод своей местности"
План – конспект урока - экскурсии
по краеведению для обучающихся 6-х классов по теме:
«Изучение форм рельефа, горных пород и вод своей местности».
ФИО: Корина Людмила Ивановна.
Место работы: МБОУ «Лицей №1», г. Астрахань.
Должность: учитель.
Предмет: краеведение.
Класс: 6 класс.
На экскурсию отводится 2часа.
1 час Подготовительный этап в классе.
1 час Урок-экскурсия на местности.
Структура и ход подготовительного этапа экскурсии:
1. Организация обучающихся и мотивация к уроку.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Мотивация к учебной деятельности.
4. Формулирование темы экскурсии и постановка целей.
5. Изучение нового материала
6. Закрепление первичных знаний.
7. Групповая работа.
8. Домашнее задание.
9. Рефлексия.
Структура и ход второго часа урока – экскурсии.
1. Организация обучающихся и мотивация к исследовательской деятельности на местности.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Формулирование темы экскурсии и постановка целей.
4. Сбор фактического материала (Выполнение практических заданий).
5. Проверка и помощь в выполнении заданий.
6. Окончание исследовательской работы.
7. Домашнее задание. Оформление результатов.
8. Рефлексия.
Цель экскурсии:
Актуализировать субъективный опыт обучающихся для вовлечения их в исследовательскую учебную деятельность по накоплению фактических знаний об особенностях рельефа, о слагающих горных породах, о внутренних водах и взаимосвязях компонентов природы своей местности.
Задачи экскурсии:
Образовательные
1. Сформировать и закрепить на местном материале понятия и представления о формах рельефа, горных породах, внутренних водах своей местности.
Развивающие
1.Обучить учащихся приемам определения высоты берега с помощью нивелира, крутизны склона берега с помощью эклиметра, глубины реки с помощью лота, направления течения с помощью компаса, ширины реки с помощью рулетки.
2. Научить учащихся наблюдать состояние погоды, явления природы, как изменяется местность (рельеф, водоёмы, растительность) под влиянием хозяйственной деятельности человека, как осуществляется охрана окружающей среды.
3. Научить определять причинно-следственные связи между компонентами природы.
Воспитательные
1. Показать необходимость бережного отношения к природе нашего края, воспитывать чувство любви к своему краю.
Формирование УУД.
Личностные:
Оценивание усваиваемого материала, овладение навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
Умение формулировать свою точку зрения;
умение объяснять с позиции общечеловеческих ценностей;
развитие морального сознания и нравственного отношения.
Познавательные:
Умение наблюдать, описывать, определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы.
Регулятивные:
Умение организовывать свою деятельность, определять цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
выполнять учебное действие по алгоритму.
Коммуникативные:
Организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками;
работать индивидуально и в группе;
выражать свои мысли и слушать других.
Планируемые результаты
1. Личностные
Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровне, как житель планеты Земля;
Эмоционально- ценностные отношения к природе и уважения к природе.
2. Метапредметные
Ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность, выявлять причинно-следственные связи, умение наблюдать и описывать географические объекты, умение использовать ключевые слова в учебнике, умение работать в коллективе, находить закономерности явлений в природе.
3. Предметные
Объяснять особенности рельефа, вод, горных пород своей местности;
отличать границы долины реки, поймы, русла реки, склона берега;
уметь определять расположение объектов по сторонам горизонта;
уметь проводить инструментальные исследования;
решать задачи охраны окружающей среды.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Урок –экскурсия.
Необходимое оборудование: набор инструментов для полевых исследований( нивелир, эклиметр, срочный термометр, лот для измерения глубины реки, рулетка, компас, водный термометр).
ПК, мультмедийный проектор, слайды(формы рельефа, работа с нивелиром, эклиметром, река, части реки)
Образовательные ресурсы:
1. Учебник «География» 6класс, автор Е.М. Домогацких и Н.И. Алексеевский, «Русское слово», 2012;
2. Программа краеведческого практикума к курсу географии 6 класса: «Моя краеведческая лаборатория», автор Н.А. Никифорова, 2005, АОИУУ;
3. Учебник «Природа нашего края», авторы: Н.А.Никифорова, Г.Н. Протасевич, 2010.
4. Атлас Астраханской области.
5. План г. Астрахани.
Методическая литература:
Е.А. Беловолова. Формирование универсальных учебных действий. Методическое пособие 5-9 классы. «Вентана -Граф», 2013.
5.Восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации;
6. Выполнение исследовательских заданий.
7. обобщение и систематизация знаний;
8. подведение итогов урока и выдача учащимся индивидуальных заданий
9. Рефлексия.
Структура и ход второго часа урока –экскурсии
1. Организация обучающихся и мотивация к исследовательской деятельности на местности.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Формулирование темы экскурсии и постановка целей.
4. Сбор фактического материала (Выполнение практических заданий).
5. Проверка и помощь в выполнении заданий.
6. Окончание исследовательской работы.
7. Домашнее задание. Оформление результатов.
8. Рефлексия.
Конспект подготовительного этапа экскурсии в классе.
№
Этап урока
Название используемых ЦОР
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
1.
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
Песня «Глобус»
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Активизирует внимание, Подводит к теме урока:
Звучит 1куплет песни «Глобус».
-Как вы думаете, почему урок я начинаю с этой песни? -О чем поется в этой песне?
- Да, действительно, песня нас приглашает в путешествие.
- И на следующем уроке мы совершим с Вами маленькое, но очень важное путешествие, а вот куда, откройте конверт и прочтите.
-Найдите на плане г. Астрахани реку Кутум.
-В какой части города протекает река Кутум?
-Где она берёт начало, в каком направлении протекает?
- А для чего мы пойдём на р. Кутум?
Проверяют наличие учебных инструментов и материалов для работы на уроке.
(на партах лежат конверты, в которых
находится лист исследования)
Дети высказывают свои предположения.
Дети читают: Экскурсия на р.(ерик) Кутум
Дети читают «Изучать формы рельефа, горные породы и воды своей местности»
2.
Формулирование темы урока и постановка целей.
Уточняет понимание учащимися поставленных целей:
-Какова же цель нашего путешествия?
-Итак, нам нужно изучить рельеф, горные породы нашей местности, изучить реку Кутум и научиться вести наблюдения за погодой, объяснять причинно-следственные связи.
Дети высказывают суждения.
3.
Актуализация опорных знаний.
Слайд Формы рельефа
Формулирует проблемный вопрос и создаёт проблемную ситуацию:
- А что значит изучить, рельеф, изучить реку Кутум?
Правильно, мы должны научиться наблюдать, проводить различные измерения, описывать географические объекты.
-А чтобы изучать данные объекты, надо вспомнить основные понятия.
Подводит под понятие:
-Давайте вспомним из курса 5 класса:
- что такое погода?
-Какие элементы погоды мы можем увидеть на экскурсии?
-С помощью каких приборов мы будем вести наблюдения за погодой?
-Что такое рельеф?
-Какие неровности земной поверхности мы сможем увидеть на экскурсии?
Дети высказывают предположения.
Дети вспоминают данные понятия, называют известные им приборы. Объясняют, как с ними работать.
Дети высказывают предположения.
4.
Изучение нового материала.
Слайд Река, части речной долины.
-Как можно измерить высоту берега р. Кутум?
-Крутизну склона берега?
Показывает действие работы с нивелиром, эклиметром.
Пользуясь учебником стр 171, найдите
-Что такое река?
-Что такое исток?
-Что такое устье?
Объясняет новые понятия:
-Вы знаете, что река течёт в понижении, которое сама выработала своим течением.
Такое понижение в рельефе, по которому течёт река, называется долиной реки. Долина реки это тоже форма рельефа.
-А как измерить ширину долины реки Кутум?
Обобщает, как с помощью рулетки по мосту измерить ширину долины.
-В долине реки находится углубление, по которому течёт сама вода. Это углубление в долине, где течёт сама вода, называется руслом реки. Вы должны измерить ширину русла р. Кутум и глубину русла.
-Как можно измерить глубину русла реки?
Обобщает, как с помощью самодельного лота можно измерить глубину реки.
-В долине реки есть место, которое весной заливается водой. Эта часть долины называется поймой.
Ширину поймы также нужно измерить с помощью рулетки.
Дети предлагают способы измерения высоты берега и крутизны склона.
Учащиеся повторяют действия.
Учащиеся находят определения понятий в учебнике и зачитывают.
Дети предлагают способы измерения.
Дети предлагают способы измерения.
5.
Физкультминутка
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, и разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть – на место ти…
6.
Первичное закрепление знаний
-А сейчас вы должны разделиться на бригады. Каждая бригада выбирает бригадира, распределяет обязанности, а именно, кто за какое оборудование отвечает.
-Итак, каковы наши главные объекты изучения на экскурсии?
Посмотрите в задании.
-Где будут наши остановки?
-Познакомимся с маршрутным листом.
-Давайте познакомимся с правилами поведения на экскурсии
Дети зачитывают:
Погода в момент экскурсии.
Рельеф.
Ерик Кутум.
Горные породы.
Дети зачитывают:
На коренном берегу р. Кутум.
В пойме р. Кутум.
На Коммунистическом мосту через р. Кутум.
Дети рассматривают и зачитывают схему маршрута.
Дети зачитывают правила по т\б
Правила по Т\Б:
1. Парное построение.
2. Движение в колонне .
3. Первая пара, останавливается у каждого перекрёстка и ждёт учителя.
4. Учитель с красным флажком переводит класс.
5. Инструментами в походе не играть.
6. Не толкаться, не создавать конфликтные ситуации.
7.
Домашнее задание.
Прочтите домашнее задание
Дети зачитывают домашнее задание.
Найти ответы на вопросы и записать их в отчете по экскурсии:
1.Почему ерик Кутум получил такое название?
2.Откуда ерик Кутум берёт начало?
3. Куда впадает?
4.Длина ерика Кутума.
5.В каком районе г. Астрахани протекает ерик Кутум?
6. Какую роль играл ерик Кутум в истории и хозяйстве г.Астрахани?
7. Подумать над выводами по экскурсии:
Объяснить взаимозависимость реки, рельефа и горных пород.
8.Продумать презентацию по материалам экскурсии.
(по желанию)
8.
Рефлексия
Приложение
Материалы к уроку- экскурсии
Тема урока-экскурсии
«Изучение форм рельефа, горных пород и вод своей местности»
Наши главные географические объекты изучения:
Погода
Рельеф
Река Кутум
Горные породы
Наши остановки:
Коренной берег ерика Кутум
Пойма ерика Кутум
На Коммунистическом мосту.
Наша схема маршрута
1. Построение у школы.
2. Движение по ул. Шелгунова.
3. Пересечение ул. Эспланадной
4. Пересечение ул. Свердлова.
5. Поворот и движение по ул. Красная набережная до ул. Коммунистическая.
6. У светофора переходим ул. Красная Набережная и останавливаемся на коренном берегу р. Кутум.
Правила по Т\Б:
1. Парное построение.
2. Движение в колонне .
3. Первая пара, останавливается у каждого перекрёстка и ждёт учителя.
4. Учитель с красным флажком переводит класс.
5. Инструментами в походе не играть.
6. Не толкаться, не создавать конфликтные ситуации.
Распределение обязанностей в бригаде:
1.Выбор бригадира- Ф.И.______________________
2.Распределение обязанностей:
Ответственный за нивелир-Ф.И._______________
Ответственный за эклиметр Ф.И.________________
Ответственный за рулетку Ф.И.___________________
Ответственный за лот Ф.И.________________________
Ответственный за компас Ф.И._________________________
Фотограф или видеооператор Ф.И._____________________________
Домашнее задание:
Найти ответы на вопросы:
1.Почему ерик Кутум получил такое название?
2. Куда впадает?
3.Длина ерика Кутума.
4.Что такое ерик?
5. Какую роль играл ерик Кутум в истории и хозяйстве г.Астрахани?
7. Подумать над выводами по экскурсии:
Объяснить взаимозависимость реки, рельефа и горных пород.
8.Продумать презентацию по материалам экскурсии.
Задания для бригады.
Первая остановка на коренном берегу ерика Кутум
1. Провести наблюдения за погодой и записать показания в полевом дневнике.
2. С помощью компаса определить, в каком направлении течёт ерик Кутум.
3. На каком берегу находится ваша точка стояния?
4. Какими горными породами сложена местность?
5. Какая растительность преобладает?
Вторая остановкав пойме ерика Кутум.
1. С помощью нивелира определить высоту склона берега ерика Кутум.
2. С помощью эклиметра определить крутизну склона берега ерика Кутум.
3. С помощью водного термометра определить температуру воды.
4. С помощью рулетки измерить ширину поймы.
Третья остановкана Коммунистическом мосту.
1. С помощью рулетки измерить ширину долины ерика Кутум.
2. С помощью рулетки измерить ширину русла ерика Кутум.
3. С помощью лота(верёвка с грузом и делениями через метр) измерить глубину ерика Кутум.
Все записи делать в полевом дневнике.
Полевой дневник
Ученика(цы) 6 класса
Ф.И._________________________________________-
Экскурсия по краеведению:
«Изучение форм рельефа, горных пород и вод своей местности»
Место проведения экскурсии: -берег реки(ерика) Кутум.
Время проведения:_ « »_сентября 2013г ____час__ мин
Задания
Выполнение работы
1. Наблюдаем погоду:
А) температура воздуха
Б) направление ветра
В) сила ветра в баллах
Г) облачность в баллах
Д) вид облаков
Е) давление воздуха
Время года, его фенологические признаки.
2. Изучаем рельеф местности.
А) Что такое рельеф?
1) Какие формы рельефа есть на местности?
2) Как они размещены относительно точки стояния по сторонам горизонта?
3) Как меняется рельеф местности(текучие воды, ветер, человек)?
Б) Что такое горные породы?
1. Какие горные породы видны на поверхности?
2. Каково происхождение горных пород?
3. Как использует человек рельеф и горные породы?
В) Какая растительность преобладает(древесная, кустарниковая, травянистая, в каком состоянии)?
3. Изучаем склон берега р. Кутум.
А) К какой стороне горизонта обращён склон берега?
Б) На каком берегу реки ваша точка стояния (правый, левый)?