1. Организационный момент.
Вводная беседа
Ознакомление обучающихся с задачами урока Слайд №2, с планом урока Слайд №3.
2. Изучение нового материала.
Природные ресурсы и ресурсообеспеченность
.Классификация природных ресурсовСлайд №4, слайд №5, слайд №6, слайд №7, слайд №8.
Понятие о природных ресурсах. Слайд №9 Понятие о ресурсообеспеченности. Слайд №10.
Водные ресурсы.
Каждый человек в день выпивает приблизительно 2 литра воды, а 3000 литров использует на различные нужды. Приблизительно 1,2 миллиарда человек живут там, где уже сейчас ощущается нехватка воды. Самым крупным потребителем воды является сельское хозяйство, на его долю приходится 70% всей потребляемой человеком воды.
Ресурсы пресной воды. Слайд №11. Потребление пресной воды и проблемы, возникающие в результате использования пресной воды. Слайд №12.
Пути решения проблемы пресной воды на планете. Слайд №13. Примеры решения проблемы недостатка пресной воды в отдельных странах мира. Слайд №14
Обеспеченность регионов и стран мира водными ресурсами. Слайд №15
Земельные ресурсы Слайд №16
Земельные ресурсы — вид природных ресурсов; поверхность Земли, на которой могут размещаться различные объекты хозяйства, города и другие населенные пункты. Это в большей степени территориальные ресурсы. Но при оценке территории с точки зрения возможностей развития сельского и лесного хозяйства важно рассмотреть и качество земель — их плодородие, так как земля в данном случае является главным средством производства.
Земля – источник жизни. Недаром говорят: «Труд – отец богатства, а Земля – мать его».
Земельный фонд планеты. Слайд №16
Структура земельного фонда показывает, каким образом используются земельные ресурсы. В ней выделяются сельскохозяйственные земли (обрабатываемые — пашня, сады, засеянные луга и естественные луга и пастбища), лесные земли, земли, занятые населенными пунктами, промышленностью и транспортом, малопродуктивные и непродуктивные земли.
Большую ценность в структуре мирового земельного фонда Слайд №16 представляют
обрабатываемые земли (11%), которые дают 88% необходимых для человека продуктов питания, а леса и пастбища 10%.
Структура земельного фонда не остаётся неизменной. Слайд №17. На неё оказывают воздействие два процесса, имеющие противоречивый характер. Слайд №17. Примеры темпов опустынивания Слайд №17.
Обеспеченность пахотными землями отдельных регионов и стран мира. Слайд №18
Биологические ресурсы Слайд №19
Растительные ресурсы Слайд №19. Животные ресурсы Слайд №19.
Совокупность всех ныне живущих на Земле растений и животных – это генетический фонд (генофонд) Слайд №19
Лесные ресурсы планетыСлайд №20. Лесистость. Слайд №20
Обеспеченность лесными ресурсами регионов мира. Два лесных пояса. Слайд №21
Минеральные ресурсы Слайд №22
МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ, полезные ископаемые в недрах Земли, запасы которых оценены по геологическим данным. Месторождения полезных ископаемых распределены в земной коре неравномерно. Большинство видов минерального сырья представлено рудами, состоящими из минералов, т.е. неорганических веществ природного происхождения. Однако некоторые важные виды полезных ископаемых, в частности энергетическое сырье, имеют органическое происхождение (ископаемые угли, нефть, торф, горючие сланцы и природный газ). Их присоединяют к минеральному сырью условно. В последние годы все большее значение приобретает гидроминеральное сырье – высокоминерализованные подземные воды (погребенные рассолы).
Закономерности размещения полезных ископаемых в земной коре.Слайд №22
Для хозяйственного освоения наиболее выгодны территориальные сочетания полезных ископаемых, которые облегчают комплексную переработку сырья и способствуют формированию крупных территориально-производственных комплексов.
Обеспеченность минеральными ресурсами регионов мира. Слайд №23
3. Закрепление
Оценка ресурсообеспеченности регионов мира. Слайд №24
4. Домашнее задание. Слайд №25
5. Завершение урока. Слайд №26
|
беседа
рассказ
Работа с картой
рассказ
Работа с картой
рассказ
работа с картой
рассказ
работа с картой
практическая работа
|
мотивация
Внимание, память, речь
Аналитическое мышление, обобщение
Внимание, память
Аналитическое мышление, обобщение
Память, речь
Аналитическое мышление, обобщение
память
Аналитическое мышление, обобщение
Мышление,
мотивация
|