Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Тихорецка
Конспект урока русского языка во 2 классе, УМК « Школа России»
на тему «Как переносить слова с одной строки на другую?»
Провела
учитель начальных классов
Топчий Н.Н.
Тихорецк
Цель урока: повторить правила переноса слов; формировать умение переносить слова с одной строки на другую.
Планируемые результаты (личностные и метапредметные)
Личностные УУД: умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.
Познавательные УУД:переносить слова с одной строки на другую.
Коммуникативные УУД:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации.
Регулятивные УУД:умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Оборудование : учебник «Русский язык.2класс», В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, с.71-72,подборка иллюстраций к уроку, таблица по русскому языку «Перенос слов»
Ход урока:
I. Организационный момент. Настрой на урок.
Мне приятно видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот урок принесет вам радость познания. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:
«Я в школе, я на уроке.
Я радуюсь этому.
Внимание мое растет.
Я как разведчик, все замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Я работаю».
II. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу,
Я , друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу,
Сяду прямо , не согнусь,
За работу я возьмусь.
Чистописание.
Рр
Трава, дрова, труд ,сорока,
- Какую букву будем писать на минутке чистописания? Она обозначает согласный, твердый, непарный, звонкий звук в данных словах.
Запишите слова с доски. Какие орфограммы в словах вам встретились? Подчеркните их, назовите проверочные слова. Как определить, сколько слогов в слове?
Сколько в слове гласных,
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников
Назовите односложные слова (труд). Как можно назвать остальные слова? К какому слову нельзя подобрать проверочное слово? (сорока)
Физкультминутка
Буги — буги.
Руку правую вперёд,
А потом её назад.
А потом опять вперёд
И немного потрясём.
Мы танцуем «Буги - буги»,
Поворачиваясь в круге,
И в ладоши хлопаем вот так:
Хлоп - хлоп!
(Аналогичные движения совершаются левой рукой и обеими ногами.)
2.Словарная работа.
Запишите слово «словарь».Запишите слова- отгадки(ветер,береза,быстро,здравствуйте,прощай,родина,дорога,сахар) Два человека выполняют задание за доской.
1.Белый камень
В воде тает
(сахар)
2.Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его.
(ветер)
3.Ствол белеет, шапочка зеленеет.
( береза)
4.Синоним к слову мгновенно (быстро)
5. Здесь родился, живешь,
Уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь? (Родина)
6. Куда бежит – сама не знает.
В степи ровна,
В лесу плутает,
Споткнется у порога.
Что это? …
( дорога)
7.Антоним к слову до свидания (здравствуйте)
8.Синоним к слову до свидания ( прощай).
( Сверяем с доской. Кто не допустил ошибок, нарисуйте на полях тетради смайлик )
Сейчас мы запишем еще одно слово: его можно отнести и к лимону, и банану, к солнцу и осенним листьям.
Запишите словожелтый.
Какая буква пишется не так, как слышится? (Буква Ё на месте звука О.)
Поставьте в словах ударение, подчеркните буквы, которые надо запомнить.
Назовите трехсложные слова (здравствуйте, дорога). В каком из записанных слов количество звуков не совпадает с количеством букв? Почему?(здравствуйте)
Физкультминутка.
«Ленивые восьмерки», «Шапочка умника»
Ленивые восьмерки (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
Шапка для размышлений (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
III. Самоопределение к деятельности
Мы записали словарные слова. Всем ли хватило места на одной строке? Как вы вышли из положения?
Послушайте стихотворение-шутку А.Шибаева «Как я перенёс слова»
Мы изучали перенос,
Вот как слова я перенёс:
Едва
Я перенёс:
Е-ДВА
Как получил за это «ДВА».
Укол
Я перенёс:
У-КОЛ
И получил
За это «КОЛ».
Опять
Я перенёс:
О-ПЯТЬ
Теперь,
Наверно,
Будет «ПЯТЬ».
Как вы думаете, будет у ученика «пять»?(Нет.)
Почему?(Он не знает правила переноса.)
Какое правило забыл мальчик?(Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить.)
Чтобы не получать «два», мы сегодня повторим правила переноса.
IV. Работа по теме урока с учебником
Откройте учебник на с. 71. На какой вопрос мы сегодня ответим?(Как переносить слова с одной строки на другую?)
Упр. 107 (с. 71).
Прочитайте про себя правила переноса.
Как переносят слово?(По слогам.)
Чего нельзя делать?(Одну букву оставлять или переносить на другую строку, отделять буквы Й, Ь и Ъ от буквы, стоящей перед ними, переносить слова, состоящие из одного слога.)
Я сейчас вам расскажу,
Как слова переношу.
Здесь порядок очень строгий:
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам.
Первичное закрепление
Игра «Составим цветок»
( Значок групповой работы). Работа в группах. На лепестках слова. Разделите их вертикальной линией для переноса:медведь, дождь, язык, пальто, очки, ключ, чайник, молния, русский, иней, учитель, обувь(Упр. 108 (с. 71).Подумайте, все ли из них можно перенести? Соберите цветок. Остались ли у вас «лишние» слова?
Кому бы вы хотели подарить эту ромашку? (высказывания детей)
Улыбнемся и пожелаем друг другу добра.
Закрепление изученного материала
Упр. 109 (с. 72).
Прочитайте стихотворение шепотом. Кто хочет прочитать стихотворение выразительно?
Придумайте заголовок.(Осень.)
Какие слова употреблены в переносном значении? (Заглянула, желтые метели.)
Спишите стихотворение, соблюдая стихотворную строку.(Значок «Работа в паре»).Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу. Ошибки исправляем простым карандашом. Верните тетради обратно.
Возьмите зеленую ручку подчеркните слова, которые нельзя перенести. Какие слова подчеркнули?(Осень, сад, за.) Прочитайте второе предложение, назовите в нем подлежащее, сказуемое. Как называют подлежащее и сказуемое?
Физкультминутка
Пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои»
Вот помощники мои, их как хочешь поверни:
(Смотрим на раскрытые ладони)
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.
(Потираем руками)
Раз, два, три, четыре, пять,
(Хлопаем в ладоши)
Не сидится им опять.
(Встряхиваем кистями)
Постучали,
(Поочередное постукивание подушечками пальцев двух рук)
Повертели
(Круговые вращения кистью)
И работать захотели.
А теперь работа в паре.
Упр. 110 (с. 72).
Прочитайте, что нужно сделать в упражнении. (Составить две загадки о нотах.)Поработайте в парах.
Какие загадки у вас получились? (Семь ребят на пяти проводах отдыхают. Стая птах на лесенке заиграла песенки.)
Как перенести слово проводах?
VII.Рефлексия.Дифференцированная работа.
Перед вами на столе лежит по 2 карточки, и вы должны выбрать одну по своим силам и выполнить задание.
Кто выбрал карточку №1? (Вызвать одного ученика к доске из этой группы).
+ Запиши слова , раздели их для переноса .
Ваня , лайка, дубок, пеньки, ванна.
Кто выбрал карточку №2? (Вызвать одного ученика из этой группы).
++ Подчеркни зелёной ручкой слова, которые нельзя переносить. Запиши остальные слова, разделяя их для переноса.