Казанское суворовское военное училище
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:
«РАЗЛИЧНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ
ПО БИОЛОГИИ»
КАЗАНЬ - 2012
ПЛАН
Введение
1. Репродуктивно-поисковая работа с учебником.
2. Сравнительно-аналитическая работа с учебником.
3. Творческие задания.
4. Вывод.
5. Литература.
ВВЕДЕНИЕ
Одна из задач школы в современных условиях развития общества — формирование у учащихся навыков самостоятельного приобретения знаний. Содержание школьного курса биологии отражено в учебниках, являющихся важнейшими источниками знаний и средством обучения. Систематическое использование учебника на уроках — эффективный способ формирования у школьников навыков самостоятельного добывания знаний. Рассмотрим некоторые приемы работы с содержанием учебника «Общая биология» под редакцией Д.К. Беляева 10 – 11 класс, В.Б. Захарова и Н.И. Сонина для 9 класса.
Известно, что тот, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили. Поэтому задача учителя — не давать учащимся знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать эти знания, анализировать ситуации, критически оценивать их, систематизировать информацию, обобщать, творчески перерабатывать, фиксировать в виде планов, конспектов, схем, таблиц, применять основные логические операции, выделять главное, решать проблемные задачи.
При организации работы с различными структурными компонентами учебника можно выделить несколько групп приемов:
1-я группа — организационные приемы, предполагающие развитие умений ориентироваться в учебнике, быстро находить необходимый информационный материал в тексте;
2-я группа — различные приемы работы с текстом;
3-я группа — приемы работы с вопросами, заданиями, иллюстрациями.
Задания при работе с учебником могут носить различный характер: репродуктивно-поисковый, сравнительно-аналитический и творческий. Это позволяет в рамках обычного урока осуществлять дифференцированный подход в обучении, значительно облегчает выполнение домашнего задания. Характер и формы работы с учебником приведены в табл. 1.
Таблица 1
ХАРАКТЕР РАБОТЫ СО ШКОЛЬНЫМ УЧЕБНИКОМ
Репродуктивно - поисковый
|
Сравнительно-аналитический
|
Творческий
|
Чтение с комментарием
|
Задания по работе с иллюстрациями.
|
Составление тестов учениками.
|
Чтение текста с заполнением таблицы
|
Сравнительный анализ данных таблиц или схем.
|
Создание синквейна.
|
Составление таблиц
|
Пометки на полях.
|
Составление вопросов
|
Составление проблемных вопросов по тексту учебника
|
|
Моделирование
|
Составление опорных логических схем.
|
|
Составление вопросов творческого характера
|
Написание краткого конспекта.
|
|
Составление рассказов с биологическими ошибками
|
Изучение терминов
|
|
Составление текстов с пропущенными словами.
|
Ответы на вопросы к параграфам
|
|
|
Составление плана к тексту параграфа
|
|
|
Самостоятельная работа по учебно – тематическим картам с учебной литературой.
|
|
|
I. РЕПРОДУКТИВНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
1. Чтение с комментарием.
Наиболее простой формой на уроке можно считать комментированное чтение параграфа. Ее достоинство заключается в том, что данный прием помогает понять сложную информацию и обеспечивает лучшее усвоение материала при подготовке домашнего задания. Эту форму целесообразно использовать для наиболее сложных тем раздела, например, «Возникновение жизни на земле», «Развитие жизни на земле» «Генотип как целостная система», «Доказательства эволюции» и др.
2. Чтение текста с заполнением таблицы.
Ученики в таблице отмечают известную, новую, нужную информацию, содержащуюся в тексте. В результате такой работы с текстом ни одна идея не остается без внимания. В итоге конспектируется самое главное. Данный прием используется при изучении следующих тем: «Уровни организации живой материи», «Химический состав клетки. Неорганические вещества», «Митоз», «Борьба за существование», «Приспособленность организма к условиям внешней среды», «Взаимоотношения между организмами».
Например; при изучении темы «Главные направления эволюции» составляется таблица.
Эра, период
|
Ароморфозы у растений
|
Ароморфозы у животных
|
При изучении темы: «Химический состав клетки. Неорганические вещества», выполняется следующая таблица:
Название вещества
|
Особенности строения молекул веществ
|
Функции вещества в клетке
|
По мере чтения текста о делении клетки в теме: «Митоз» суворовцы заполняют следующую таблицу:
Фазы митоза
Название фазы
|
Схематический рисунок
|
3. Составление таблиц.
Эта форма работы учит школьников правильному отбору и краткому изложению информации. Таблицы можно составлять самостоятельно.
При изучении темы «Пластический обмен суворовцы самостоятельно заполняют таблицу:
Сравнительная характеристика ДНК и РНК
Признаки
|
ДНК
|
РНК
|
Количество цепей
Азотистые основания
Моносахариды
Функции
|
|
|
4. Составление проблемных вопросов по тексту учебника.
Глубокому осмыслению полученной информации способствуют проблемные вопросы по тексту. В каждом параграфе можно найти мате риал для составления таких вопросов. Прямого ответа на них нет, но в тексте содержится подсказка, намек на правильный ответ. Для этого учащимся приходится рассматривать текст под другим углом зрения, анализировать его, устанавливать новые связи между понятиями. Проблемные вопросы представляют собой цепочки рассуждений, в которых каждое последующее звено связано с предыдущим.
Например:
В теме «Биологические полимеры — белки». Вопрос: белки называют протеинами, что означает первый, главный. Почему этим названием хотят подчеркнуть первостепенное значение белков для жизненных процессов клеток и организмов? В теме «Человеческие расы». Вопрос: можно ли утверждать, что все расы относятся к одному виду? В теме «Наследственная генотипическая изменчивость». Вопрос: почему в природе очень редко встречаются две одинаковые особи любых видов организмов? В теме «Оплодотворение». Вопрос: почему половые клетки имеют одинарный набор хромосом?
Эпиграфы также могут выступать в качестве проблемных вопросов к изучаемому разделу, поэтому стараюсь начинать изучение новой темы с эпиграфа и возвращаться к нему вновь в конце темы. Эпиграфом урока: «Белки, их строение и функции» могут быть слова Ф. Энгельса – «Жизнь есть способ существования белковых тел».
Урок начинается с данного эпиграфа и как вывод можно возвратиться к нему в конце урока.
5. Составление опорных логических схем, точек.
План, схема, опорные конспекты помогают отделить главное от второстепенного при большом объеме информации, выделить смысловой остов текста, установить взаимосвязи отдельных систем. Все это способствует систематизации знаний учащихся. Многие тексты учебника можно легко превратить в логические опорные схемы. Это наиболее краткое и наглядное изложение текстовой
информации.
Задание: составить опорную схему по теме «Функции белков».
Порядок расположения атомов в молекуле
|
|
При изучении темы «Органические вещества клетки. Углеводы и липиды» предлагаю самостоятельно изучить материал, ориентируясь на приведенную ниже логическую схему.
Опорные точки по теме «Прокариотическая клетка» составляются учащимися при работе с учебником.
Пример:
1.Бактерии — древняя примитивная форма жизни.
2.Обитают повсюду: в воде, в почве, в пищевых продуктах.
3.У бактерий генетический аппарат клетки представлен одной кольцевой молекулой ДНК, в цитоплазме мало мембран, есть рибосомы, осуществляется синтез белков, ферменты диффузно рассеяны по цитоплазме или прикреплены к мембране.
4.Способы деления: деление надвое, реже половой процесс.
5.Способ защиты от неблагоприятных условий — спорообразование.
6. Виды бактерий: полезные, болезнетворные.
6. Написание краткого конспекта.
По сложным темам, курсам, считаю полезным составление учащимися кратких конспектов. Это дает возможность суворовцу выбрать самое главное из текста параграфа и лучше запомнить. Этот прием может быть применен как на уроке, так и при подготовке домашнего задания. Наиболее удобны для данного метода темы: «Пластический и энергетический обмен», «Митоз», «Мейоз», «Этапы эмбрионального развития», «Строение клетки».
7. Изучение терминов.
Изучение биологических терминов не ограничивается заучиванием их определений. Учащийся должен понимать смысл, уметь пользоваться определениями. Если термин встречается редко и отсутствует система его отработки на каждом уроке, то в памяти он остается не долго. Осмысленное запоминание продуктивнее механического. В основе осмысленного запоминания лежат смысловая группировка или разбивка на части с выделением главного.
Например: консументы (от латинского «консумо» употреблять, расходовать) - растительно-ядные и плотоядные животные, потребители органических веществ.
Редуценты (от латинского «редуцере» - уменьшение, упрощение строения) – микроорганизмы, грибы – разрушители органических остатков.
Особенно быстро запоминаются эмоционально окрашенные термины. Для качественного освоения научного языка использую следующий алгоритм:
• проговаривание термина;
• запись на доске и в тетради;
• работа над орфографией;
• выявление этимологии термина;
• тренинг.
Работа с терминами — важная составляющая процесса обучения. Если учащиеся не смогут до конца понять, что обозначает данный термин или пропустят объяснение какого-либо понятия, то в дальнейшем им трудно будет усвоить новую информацию и пропадает интерес к предмету. Проверка усвоения терминов осуществляется при проведении биологических диктантов.
Пример биологического диктанта по теме: «Взаимоотношения организма и среды».
Задание: дайте определения следующим понятиям:
· аменсализм
· симбиоз
· мутуализм
· протокооперация
· паразитизм
· конкуренция
· биологический оптимум
· ограничивающий фактор
· правило экологической пирамиды
· принцип Гаузе.
8. Ответы на вопросы к параграфам.
Этот способ работы с учебником способствует закреплению изученного материала, помогает вырабатывать навыки и умения краткого ответа, позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению учащихся, может быть использован для выставления дополнительных оценок на уроке (при проведении письменных работ).
В качестве примера рассмотрим ответ на следующий вопрос: «Какой из химических элементов содержится в живых организмах в наименьшем количестве: 1 — азот, 2 — кислород, 3 —углерод, 4 — водород?»
Было бы неверным считать ответ на вопрос простым воспроизведением знаний. В 25% случаев ученик действительно может угадать ответ или помнить текст учебника, но может прийти к ответу в результате рассуждения:
Азот организмом из окружающей среды в свободном виде не усваивается и содержится в продуктах распада белков и НК, следовательно, меньше всего азота.
9. Составление плана к тексту параграфа.
Этот метод способствует лучшему пониманию и запоминанию его основного содержания, формирует умение выделять главные мысли.
10. Самостоятельная работа по учебно-тематическим картам с учебной литературой.
Практика показывает, что эффективность процесса обучения много выше, если суворовец овладел приемами самообразования.
На уроках биологии можно использовать учебно – тематические карты для работы с учебником.
В учебно тематической карте ставится определенная цель для самостоятельного изучения темы.
Особое внимание обращается на разнообразие форм заданий для работы суворовцев. Ответы на вопросы, заполнением таблиц, тестовые задания, работа с рисунками, конспектирование учебного материала. Задания должны быть рассчитаны как на простое воспроизведение учебного материала, так и на творческую деятельность.
Смена видов деятельности, а так же выполнение учащимися заданий различного уровня сложности, делают урок интересным, позволяют суворовцам максимально реализовать себя на уроке.
В заключение урока суворовцы делают выводы по всем заданиям и выборочно сдают рабочие тетради на проверку. Пример использования учебно-тематической карты при изучении темы: «Белки, их строение и функции».
«Белки, их строение и функции»
Номер учебного элемента
|
Учебные материал с указанием заданий
|
Руководство по усвоению учебного материала
|
УЭ - 0
|
Интегрирующая цель: в ходе работы с учебно-тематической картой вы должны выяснить особенности строения белковых молекул, их свойства и биологические функции.
|
Внимательно прочитайте цель урока.
|
УЭ - 1
|
Цель: выяснить особенности строения белковой молекулы.
I. Выполните следующие задания:
1 . Какое из перечисленных ниже органических соединений является мономером белка: глюкоза, глицерин, жирные кислоты, аминокислоты, моносахариды.
|
Прочитайте текст учебника Д.К .Беляева §3стр. 14
|
2. Выполните формулу аминокислоты в общем виде. Укажите, какие функциональные группы входят в ее состав, каково значение радикала R?
|
См. учебник Д.К .Беляева §3 стр. 14
|
3. В организации белковых молекул участвует всего около 20 аминокислот, однако многообразие белков огромно. Чем это объясняется?
|
См. учебник Биология 10 класс Т.В. Иванова §4 стр. 13
|
4. Найдите в предложенном полипептиде пептидные (амидные) связи:
|
См. учебник Д.К .Беляева §3 стр. 18
|
II. Обсуждение результата работы
|
|
УЭ - 2
|
Цель: изучить структурную организацию белковой молекулы и ее свойства.
I. Выполните следующие задания:
1.Вставьте пропущенные слова: «Аминокислотную последовательность в составе полипептидной цепочки относят к ... структуре белка. В результате образования водородных связей между —СО- и — NН- группами разных аминокислотных остатков большинство белков имеют вид спирали - это ... структура белка. Более плотная, трехмерная пространственная «упаковка» полипептида - ... структура белка. Следующий уровень организации белковой молекулы - ..., который возникает в результате соединения нескольких макромолекул с третичной структурой в сложный комплекс»
|
См. учебник Д.К .Беляева §3 стр. 18, 19
|
2. Молекулы белков обладают свойством денатурации. Что это такое?
|
См. учебник Д.К .Беляева §3 стр. 20
|
II. Обсуждение результата работы.
|
|
УЭ - 3
|
Цель: изучить биологические функции белков.
I. Выполните следующие задания: 1. Белки выполняют в клетке много жизненных функций. Запишите функции белков, характерные для различных типов белковых молекул, заполнив таблицу:
Типы белков
|
Функции
|
Примеры
|
1. 1. структурные
- ферменты
- гормоны
- сократительные
- транспортные
- защитные
7. запасные
|
|
|
|
См. учебник Д.К .Беляева §4 стр. 20 - 22
|
|
IIПодведение итогов работы
|
|
II. СРАВНИТЕЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
Сравнение и анализ информации. Это иной уровень работы с учебником. Обучение соответствующим приемам учитель ведет практически параллельно с описанными выше формами работы, так как они также требуют умения находить главное, кратко записывать и четко формулировать свои мысли. В любом анализе заложены элементы выделения отдельных частей и признаков, а также обобщения и нахождения взаимосвязей. Сравнение можно проводить, опираясь на текст, рисунки и схемы учебника и оформлять его результаты в виде таблиц и схем.
1. Задания по работе с иллюстрациями учебниками.
Для выполнения заданий по сравнению и заданий по сравнению и анализу целесообразно использовать рисунки.
Например, при изучении темы: «Общие закономерности биологической эволюции» я предлагаю суворовцам рассмотреть рис. 41 «Конвергентное сходство конечностей у насекомого (медведка) и млекопитающего (крот), ведущих роющий образ жизни» сделать вывод: животные обитающие в одинаковых условиях, но относящиеся к разным систематическим группам, могут приобретать сходное строение.
При изучении закона зародышевого сходства (К Бэра) суворовцы рассматривают рис 94, «Зародышевое сходство у позвоночных». На основании этого делают вывод: зародыши всех позвоночных сходны на ранних этапах развития.
2. Сравнительный анализ данных таблиц или схем. Пример: «На основании данных приведенной ниже таблицы сделайте вывод о закономерности между содержанием воды в разных тканях и интенсивностью происходящего в них обмена веществ».
Содержание воды в разных тканях человека
Название ткани
|
Содержание воды (в %)
|
1. мышечная
2. нервная:
а) серое вещество мозга
б) белое вещество мозга
3. жировая
4. костная
|
76
84
70
25 – 30
16 – 40
|
3. «Пометки на полях». Учащиеся читают новый текст и на полях учебника карандашом помечают, что знают, а что не знают. Особым значком отмечается тот материал, о котором хочется узнать больше. После прочтения, обобщения всего знакомого учитель должен остановиться на неизвестном материале. Здесь важно то, что он должен быть предложен самими учащимися. Такая форма работы с учебником помогает и побуждает пассивную часть класса к поиску своей неизвестной темы.
III. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Система творческих заданий реализуется через методики и алгоритмы, позволяющие непроизвольно запоминать материал темы, расширять и углублять его, применять знания на практике. К данной системе относится:
1. Составление тестов учениками.
Тест — это в настоящее время наиболее распространенный вид проверки усвоения знаний учащимися. Посте изучения темы, учащимся предлагается составить 6—8 вопросов в виде тестовых заданий. Самостоятельно созданное тестовое задание обеспечивает формирование применения знаний в практической ситуации. Иногда ребята делают очень интересные работы, которые могут быть использованы в дальнейшем для индивидуального опроса.
2. Создание синквейна. В синквейне 5 строк: 1. понятие (слово), 2 прилагательное (2 слова), 3 глагол (3 слова), 4 предложение (3 - 4 слова), 5 существительное ( 1 слово)
Это творческая форма рефлексии. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах — важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Данная форма работы удается не всем ученикам, и иногда во время урока создать синквейн не получается, поэтому здесь может быть использована парная или групповая работа, или она может быть выполнена дома.
Примеры:
Чарлз Дарвин
гениальный, смелый
открыл, создал, убедил
эволюция — необратимый процесс
ученый
Вирус
опасный, коварный
пугает, заражает, уничтожает
необъяснимая загадка природы
враг
3. Составление вопросов.
Кажется, что может быть более простым, чем задавать вопросы. Однако на самом деле это требует от учеников определенных усилий, тем более что вопросы не должны дублировать те, что приведены в параграфе.
Они должны начинаться определенным образом.
Важно объяснить суворовцам, что учитель будет оценивать не столько количество, сколько качество вопросов, а также умение отвечать на них. Проверку работы можно проводить несколькими способами: выборочно или у всего класса в тетрадях; заслушивая вопросы нескольких учащихся; объявляя конкурс на лучший вопрос; в ходе работы в группах и соревновании между ними.
4. Моделирование.
Создание всевозможных моделей изучаемых систем, графических рисунков, схем обеспечивает использование дополнительной информации, выходящей за рамки, предусмотренные учебной программой.
Например: При изучении темы «Фенотипическая изменчивость» можно дать задание суворовцам сделать рисунок, отражающий изменения признаков растений, животных, в связи с различной средой их обитания.
При изучении темы «Бесполое размножение», «Строение белков» суворовцы самостоятельно могут создать схему опорного конспекта.
На уроках по темам: «Генетика», «Молекулярная генетика» они с удовольствием придумывают биологические задачи.
Для активизации познавательной деятельности суворовцев им предлагают найти в дополнительной литературе информацию о способах приспособлений у животных и растений разных географических зон; подобрать материал о различных формах борьбы за существование; полезных и конкурентных взаимоотношениях между организмами; клонировании; достижениях клеточной и генной инженерии.
Придумать фантастический рассказ о происхождении жизни или будущем человека.
5. Составление вопросов творческого характера.
а) Задания на установление соответствия.
Установите соответствие между характеристикой организма и его принадлежностью к функциональной группе.
Характеристика Функциональная
организмов группа
А) синтезируют органические 1) продуценты
вещества из неорганических
Б) используют готовые органические вещества 2) консументы
В) используют неорганические вещества почвы
Г) растительноядные и плотоядные животные
Д) аккумулируют солнечную энергию
Е) в качестве источника энергии используют
животную и растительную пищу
б) Задания на отражение последовательности биологических процессов и явлений.
Установите последовательность процессов биосинтеза белка в клетке.
А) синтез иРНК на ДНК
Б) приспособление аминокислоты к тРНК
В) добавка аминокислоты к рибосоме
Г) перемещение иРНК из ядра к рибосоме
Д) нанизование рибосом на иРНК
Е) приспособление двух молекул тРНК с аминокислотами к иРНК
Ж) взаимодействие аминокислот, присоединенных к иРНК, образование пептидной связи
6. Составление рассказа с биологическими ошибками.
Найдите ошибки в приведенном тексте, укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, запишите эти предложения без ошибок.
1. Родство человека и животных подтверждается наличием у них рудиментов и атавизмов.
2. Рудименты – это признаки, обычно не встречающиеся у человека, но имеющиеся у животных.
3. Примеры рудиментов: обильный волосяной покров на теле, многососковость у человека.
4. Примеры атавизмов: аппендикс, полулунная складка в уголке глаза.
5. У человека имеется несколько десятков слаборазвитых, бесполезных для него рудиментарных органов.
Элементы ответа:
Ошибки встречающиеся в следующих предложениях:
1) 2 – рудименты – это органы, которые развиты у животных, а у человека недоразвиты.
2) 3 – обильный волосяной покров и многососковость у человека – это примеры атавизмов, а не рудиментов.
3) 4 – аппендикс и полулунная складка в уголке глаза – это рудименты, а не атавизмы.
7. Составление текстов с пропущенными словами.
Вставьте пропущенные слова: «Аминокислотную последовательность в составе полипептидной цепочки относят к … структуре белка. В результате образования водородных связей между – СО – и – NН – группами разных аминокислотных остатков большинство белков имеют вид спирали – это … структура белка. Более плотная, трехмерная пространственная «упаковка» полипептида - … структура белка. Следующий уровень организации белковой молекулы - …, который возникает в результате соединения нескольких макромолекул с третичной структурой в сложный комплекс».
8. Составление кроссвордов, ребусов, загадок.
Например при изучении темы: «Селекция растений, животных и микроорганизмов», суворовцами был предложен следующий кроссворд.
Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова
Ключевое слово по вертикали:
Наука о наследственности и изменчивости организмов.
По горизонтали: 1. Организм, полученный в результате скрещивания особей, отличающихся наследственными задатками; 2. Процесс передачи «наследственных задатков» от поколения к поколению; 3. Участок молекулы ДНК, ответственный за синтез определенной молекулы белка и обусловливающий развитие определенного признака; 4. Совокупность признаков и свойств организма, проявляющаяся при взаимодействии генотипа со средой обитания; 5. Совокупность генов, которую организм получает от родителей. 6. Наследственное изменение, которое выражается в кратном увеличении числа хромосом; 7. Одна из важнейших областей практического использования закономерностей, исследуемых генетиками, которая по словам Н.И. Вавилова, представляет собой эволюцию, направляемую волей человека;
8. Наследственное изменение генотипа.
• подготовка школьников к самообразованию путем обучения их умению работать с учебником и любой другой литературой;
• обеспечение тесной связи между умственной и конкретной практической учебной деятельностью.
В процессе обучения на уроках следует поставить учащихся в положение необходимости и заинтересованности заниматься самообразованием. К признакам самообразовательной деятельности относят:
г) целенаправленность, системность и планомерный характер этой деятельности.
• систематическое формирование и развитие умения самостоятельно работать с учебником при овладении учащимися алгоритмами действий, составляющих каждое умение;
• включение учащихся в поисковую деятельность в работе с учебником, которая создает благоприятные условия для развития познавательной самостоятельности;
• включение элементов занимательности в учебный процесс, что вызывает эмоциональную увлеченность в развитии познавательного интереса.
Загашев И.О., Заир-Бек СИ. и др. Учим детей мыслить критически. — СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
Учебно-методический комплекс/ Под ред. В.Б.Захарова
Галеева Н.Л. Сто приемов успеха ученика на уроках биологии. — М., 2006.
Каймин В.А. Информационная культура школьников // Педагогика. — 1997. — №4.
Розенберг Н.М. Информационная культура в содержании общего образования // Педагогика. — 1996. — №3.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М., 1998.