Submitted by Мария Альбертовна Мусинская on вс, 20/10/2013 - 23:18
Цель урока: формирование знаний учащихся о файлах, их свойствах и файловой структуре компьютера; подготовка к практической работе с файловой системой компьютера.
Задачи урока:
образовательные:
Изучить понятия: «файл», «имя файла», «путь к файлу», «каталог, »«логический диск», «файловая структура», «полное имя файла»;
Дать представление о наиболее распространенных расширениях файлов различных типов;
Сформировать умения: определять имя диска по заданным условиям, определять по расширению тип файла; составлять полное имя файла, находить нужный файл по его полному имени.
развивающие:
Развивать познавательный интерес обучающихся;
Развивать логическое мышление;
Развивать память;
Развивать внимание.
воспитательные:
Воспитание информационной культуры;
Воспитание аккуратности;
Воспитание трудолюбия;
Развитие навыков контроля и самоконтроля.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Методы обучения: иллюстративно-словесный, практический
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Оборудование: компьютеры (с подключением к Интернету), проектор, портативная интерактивная доска Mimio Xi.
Учебники:
И.Г.Семакин и др. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса – М.:БИНОМ. 2010 г.
Средства: авторские ЦОР созданные с помощью сервисов web2.0 (необходимо подключение к Интернет), авторский ЦОР, созданный в программе блокнот MimioStudio, карточки с заданиями.
Ход урока:
1.Организационный момент 2 мин
2. Мотивация/ Актуализация опорных знаний (повторение) 5 мин
3. Введение нового материала 18 мин
4. Закрепление 7 мин
5. Проверка усвоения 8 мин
6. Рефлексия 3 мин
7. Д.З. 2 мин
1. Организационный момент.
Приветствие.
Проверка присутствующих.
2. Мотивация.
Учитель: Прежде чем объявить тему урока я попрошу вас разгадать, какое слово зашифровано, и, ответить на вопрос, что объединяет все слова в задании.
Задание на интерактивной доске: вписать слова в квадратики, затем записать получившееся слово.
Вопросы: 1. Содержание получаемых человеком сообщений или сведения о чем-либо.(Информация)
2. Любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем информации. (Носитель)
3. Обрабатываемая информация, представленная в памяти компьютера в специальной форме.(Данные)
4. Единица измерения информации. (Байт)
Каким образом связаны все слова задания?
Ученики отвечают: Информация хранится на различных носителях. В памяти компьютера информация представлена данными и программами, которые хранятся в виде двоичного кода. Наименьший элемент памяти – бит. Восемь подряд расположенных битов образуют байт памяти.
Мы получили слово «ФАЙЛ».
Тема нашего урока «Файл и файловая структура».
3. Введение нового материала
Учитель: Что объединяет слово «файл» со всеми остальными словами задания. Это станет понятно из определения.
Файл– названная совокупность байтов записанная на диск.
В файле может быть сколько угодно байтов, даже ноль, тогда файл называют пустым.
Характеристики файла: имя, информационный объем, который измеряется в байтах, килобайтах, мегабайтах и т.д., дата создания или последнего обновления, время создания или последнего обновления.
Учащимся демонстрируется любая папка с файлами Вид – Таблица.
Учитель: Немного больше информации о файле можно узнать, если открыть свойства этого файла (+ дополнительно). Демонстрируем вышесказанное на примере любого файла.
Учитель: Рассмотрим отдельно имя файла. Конечно, вы замечали, что имя файла состоит из двух частей, которые разделены точкой. Собственное имя – это то имя, которое даете файлу вы, когда сохраняете данные. Расширение – часть имени, которую дает файлу программа в соответствии с типом данных, обрабатываемых этой программой. Эту часть вы можете только выбрать. Две эти части разделены точкой.
Расширение указывает на тип данных, т.е. тот вид информации, с которой надо будет работать. Разные программы предназначены для работы с разными видами данных. Поэтому, например, мы не можемОТКРЫТЬ в текстовом документе изображение или звуковой файл.
Обычно в этом месте ученики начинают доказывать, что графический файл можно открыть. Необходимо объяснить разницу между ОТКРЫТЬ и ВСТАВИТЬ изображение в документ.
Демонстрируем: открыть программу MSWordи используя команду ФАЙЛ-ОТКРЫТЬ открываем графический файл.
Результат:
Расширений большое количество, рассмотрим наиболее распространенные из них.
Ученикам предлагается продемонстрировать свои знания (по желанию) на соответствие расширения типу данных, выполнить работу на интерактивной доске.
http://learningapps.org/watch?v=pwdp3pfin
В конце, если остаются нераспределенные расширения, учитель их распределяет сам.
Учитель: Чтобы среди ваших файлов не было путаницы, их нужно структурировать – разместить по папкам (каталогам).
Попробуйте самостоятельно сформулировать что такое каталог.
Ученики пытаются подобрать верную формулировку.
Каталог – названная совокупность файлов и подкаталогов.
Важно:в одном каталоге не может быть файлов (подкаталогов) с одинаковым именем.
Допустим у нас есть файл, он хранится в каком-то каталоге, который в свою очередь тоже может храниться в каталоге и т.д. Учитель на интерактивной доске, используя инструмент Линия и названия файлов и каталогов, создает дерево каталогов (пока без корневого каталога).
Таким образом, мы получаем иерархическую файловую структуру – многоуровневая организация файлов на носителях. А ее графическое представление называется деревом.
Как вы думаете, что же на самом верху дерева?
Ученики высказывают предположения.
Учитель: Там находится корневой каталог, т.е. каталог, который не вложен ни в какой другой. Для его обозначения используют знак «\».
Корневой каталог – диск.
Давайте посмотрим, где находится файл лето.png?
Ученики отвечают, что он находится в папке РИСУНКИ, а она в папке ДОКУМЕНТЫ, которая в свою очередь находится в корневом каталоге.
Учитель: То, что вы сейчас перечислили, называется путь к файлу, из которого можно составитьполное имя файла. Полное имя файла вы можете увидеть в строке Адрес любой открытой папки. Учитель также это демонстрирует.
4. Закрепление.
Задания (все задания разбираются учениками вместе с учителем, распечатанные задания даются также каждому ученику на небольшом листочке, чтобы дома была возможность посмотреть их выполнение еще раз):
1. Запишите в тетрадь полные имена остальных файлов. Подпишите какому типу данных соответствуют указанные файлы. Выделите имя и расширение.
Ученики в тетради самостоятельно выполняют работу, а ученики по желанию выполняют работу у доски. Все элементы находятся в режиме клонирования, поэтому на доске писать ничего не надо, достаточно переместить нужные объекты и расположить их в правильном порядке.
(Для выполнения следующего задания лучше вызвать ученика посильнее. Задание также можно пропустить.)
2. В некотором каталоге хранился файл Дневник.txt. После того, как в этом каталоге создали подкаталог и переместили в созданный подкаталог файл Дневник.txt, полное имя файла стало A:\SCHOOL\USER\TXT\MAY\Дневник.txt.
Каково полное имя каталога, в котором хранился файл до перемещения?
1)
MAY
2)
A:\SCHOOL\USER\TXT
3)
TXT
4)
A:\SCHOOL\USER\TXT\MAY
5. Проверка усвоения
А теперь вы садитесь за компьютеры. У каждого из вас в папке находится папка ФАЙЛОВАЯ СИСТЕМА. Ваша задача исследовать файловую структуру и выписать полные имена всех файлов, которые расположены в папках, а так же их основные характеристики. Обратите внимание на имя диска!
В конце урока вы сдадите ваши тетради, и я оценю ваши знания по новой теме.
(Если на каком-то этапе потребовалось больше времени, чем было запланировано, то можно дать только первую половину задания)
6. Рефлексия
Откройте файл Рефлексия.doc, он находится в вашей папке. Перейдите по ссылке на сайт и ответьте на вопросы. Опрос анонимный.
http://www.rupoll.com/tcmljccgsp.html
В течение урока тем ученикам, которые отвечали на вопросы, работали у доски, выполняли задания можно давать жетоны. В конце урока подвести итоги и выставить оценки тем, у кого набралось 3-4 жетона.
7. Д.З.
Выучить основные определения, изучить самостоятельно раздел «логические диски» (выписать основные моменты в тетрадь), найти по 3 расширения для исполняемых файлов, видео файлов.
Размещено Tue, 19/11/2013 - 23:52 пользователем Мария Альбертовна Мусинская.
Вопрос ко всем трем экспертам: каким образом надо по их мнению назвать ресурс, если речь идет о файлах и файловой структуре? И не хотят ли уважаемые эксперты указать автору учебника информатики господину И.Г.Семакину (по материалам которого составлен конспект урока) на несоответствие названия темы и ее содержания?
На: Файл и файловая структура
Конспект со скриншотами прикреплен к странице.
На: Файл и файловая структура
Вопрос ко всем трем экспертам: каким образом надо по их мнению назвать ресурс, если речь идет о файлах и файловой структуре? И не хотят ли уважаемые эксперты указать автору учебника информатики господину И.Г.Семакину (по материалам которого составлен конспект урока) на несоответствие названия темы и ее содержания?
ФГОС еще до 8 класса пока не дошел :)