Submitted by Елена Павловна Кобзева on чт, 21/05/2009 - 11:14
Урок по теме «Иконопись. Иконография Богородицы». 5-6 класс. I Вступительное слово учителя. Живопись является одним из древнейшим видов искусства. Иконопись как жанр живописи является частью духовной культуры народа. Образ Божией Матери являет собой самые лучшие черты женщины – матери. Цель урока: познакомиться с духовной культурой народа – иконописью. На примере иконографии Богородицы показать святое отношение народа к лику Матери, к женщине – матери в целом, познакомиться с легендами, посвященными образу Богородицы. Знакомство с христианской православной культурой, с ее духовностью поможет найти ответ на многие сложные жизненные вопросы. II Изучение материала темы. 1.Библейская история. Родилась Мария от престарелых родителей Иоакима и Анны в маленьком городке Назарете. Иоаким происходил из рода Иудина, царского племени, Анна была младшей дочерью священника из рода Аронова. Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу и милосердием к ближним. Они были счастливы в браке 50 лет, но не было у них детей, а по понятиям того времени это считалось тяжким наказанием Божиим. По закону Иоаким имел право требовать развода, но он любил и почитал жену свою и не хотел разлучаться с ней. В великие праздники они обычно ходили в Иерусалим. И вот однажды пришел Иоаким в храм, чтобы вместе со своими соотечественниками принести жертву в честь праздника, но архиерей отверг приношение Иоакима, сказав ему: «Господь из-за тайных грехов твоих отнял от тебя Свое благословение». Стоящие рядом люди поддержали его. Горько было Иоакиму слышать такие слова. Он не стал возвращаться домой, ушел в пустыню. Сорок дней и сорок ночей праведный старец плакал, постился и молился, взывая к Богу, чтобы даровано было ему чадо в старости. В тоже время, узнав об оскорблении, нанесенном ее мужу, плакала и молилась дома Анна. Она плакала и молилась с непоколебимой верой. И вот, подняв глаза к небу в молитве, она увидела среди ветвей лаврового дерева гнездо с птенцами. Еще горше стало Анне. «Горе мне, одинокой,- говорила она, - все в мире утешаются детьми: и птицы небесные и звери земные плодородны у Тебя, Господи, и земля приносит вовремя плоды свои, и все благославляют Тебя! Одна я как степь безводная, без жизни и растительности! Воззри на меня, Господи, и услыши молитву мою! » За терпение, великую веру и любовь к Богу и друг другу Господь послал Иоакиму и Анне великую радость. Под конец их жизни у них родилась дочь, ей было дано имя Мария, что значит «Госпожа, Надежда». 2. Иконопись на Руси. (слайд 1) Искусство древнерусской иконописи является уникальным явлением мировой художественной культуры. Беря свое начало от византийской живописи, и строго следуя ее канонам, русская икона сумела создать свой особый способ изображения действительности, несущий человеку ощущение радости и полноты жизни. Икона сопутствовала православному христианину на протяжении всей его жизни. Как истинную святыню, ее богато украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. Большинство икон находится в храмах. Здесь они окружают человека буквально со всех сторон. В них представлен огромный мир сильных и ярких чувств, глубоких идей и мыслей, воплощенный не столько в реальных образах, сколько в удивительных по красоте сочетаниях и контрастах ярких красок. Вот почему икону называют «умозрением в красках». Иконы несут в себе размышления о смысле жизни. В переломные исторические эпохи «немая в течение веков икона» говорит с нами «тем языком, каким говорила она с нашими предками», писал философ Е.Н. Трубецкой (1863-1920). Мир иконы открывается нам не сразу. Если в далекие времена она была своеобразной книгой для неграмотных, читать которую умел почти каждый человек, то от современного зрителя требуются немалые усилия для того, чтобы понять условный язык иконописи. Попробуем и мы прикоснуться к этому удивительному искусству. Слово «икона» греческого происхождения, оно означает «образ», «изображение». Вот почему в просторечии иконы называют «образами». Богоматерь, Матерь Божия, Пречистая Дева, Пресвятая Богородица… Она явилась на Русь вместе с христианством. Пресвятая Дева полюбила Святую Русь, став ее защитницей. Какие бы горести и печали ни постигали нас, мы снова и снова просим у нее помощи и защиты. Да и кто лучше способен понять скорби наши, как не тот, кто много выстрадал, прошел через боль и смерть. В ее честь воздвигались храмы, ее запечатлевали в настенных фресках, на иконах, на различных культовых предметах и украшениях. Ей посвящались церковные службы, молебны, крестные ходы. Печать торжественного покоя, тихой радости, трогательной домашности лежит на иконописных сюжетах, посвященных Богородице. Неопровержимым доказательством того, что Царица Небесная не оставляет нас, служат ее иконы. Иконы – врачевательницы, иконы – защитницы, иконы – хранительницы… Христиане свято верят, что Тихвинская икона хранит и благославляет северные пределы, Иверская икона – южные, Почаевская и Смоленская ограждают с запада, на востоке – Казанская, а в ценре - Владимирская». (слайд 2) Яркая особенность православного храма на Руси – обилие икон. Т.к. дом в православной жизни и культуре воспринимается как малый храм, а семья как малая церковь, то икона украшает и освящает не только храмы, но и дома православных людей. Любимыми иконами на Руси являются иконы Богородицы. В России прославилось более пятисот икон Божией Матери. Согласно церковному преданию, первые иконы Божией Матери – Заступницы всего рода христианского, выбравшей православную Русь в качестве своего избранного удела, - были написаны еще во время ее земной жизни апостолом – евангелистом Лукой. Увидев иконы, на которых она была изображена со своим младенцем на руках, Богородица произнесла: «Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будут». Иконописание считалось у наших предков делом богоугодным и святым. Это было очень ответственное и почетное занятие. Иконописцем мог быть только человек, имеющий особый дар от Бога. Всю жизнь он должен нести подвиг молитвы, стремиться к нравственному совершенству. Иконописцы в Древней Руси были исключительно монахами. Путем очень нелегкого духовного подвига создавались мастерами иконы. В тишине убогих келий в глубочайшем смирении, покаянии, с непрекращающейся молитвой писали иконы истинные мастера. Русские люди имели множество икон Богородицы, бережно хранили их в своих домах и постоянно молились Небесной Заступнице. Икона учила, воспитывала, утешала в горе, укрепляла в беде, была щитом в бою. 3. Чудотворные иконы. Сегодня мы узнаем о возникновении некоторых икон, особенностях их написания. Обычно иконописцы изображают Пресвятую Богородицу с Богомладенцем на руках. Но есть образ Богородицы, где она изображена одна. Голову украшает двухярусная корона, нимб окружен острыми лучами сияния со звездами; золоченая риза укрывает фигуру, оставляя открытым только лик и руки. Голова склонена, глаза опущены вниз, она погружена в созерцание тайны. Так и есть – Пресвятая Дева изображена здесь в момент Благовещения, в то самое время, когда архангел Гавриил сообщил ей радостную весть о рождении Иисуса Христа. У этой иконы несколько имен: Корсунская, Виленская, Остробрамская. (слайд 3) Есть еще икона, на которой Богородица изображена одна, она называется «Семистрельная». (слайд 4) Семь стрел или мечей пронзают грудь Божией Матери – четыре с левой стороны и три с правой. На другой похожей иконе, которая называется «Умягчение злых сердец» (слайд 5 ), мечи расположены иначе: по три справа и слева, а седьмой – снизу. Что же означают эти святые иконы? Мы знаем, что на сороковой день Иосиф и Мария принесли Богомладенца в Храм. Их встретил святой старец Симеон, который возвестил присутствующим, что этот Младенец - Спаситель мира. Само оружие означает невыносимую душевную скорбь, которую испытала Богородица в часы распятия и мучений своего сына. Число семь означает полноту чего – либо, здесь полноту скорби. «Семистрельная» - очень древняя икона, ей не менее 600 лет. Чудесами она снискала большую любовь православных. Известны предания, когда она спасала людей. В 1830 году эта икона прославилась в Вологде, где свирепствовала холера, жители обошли с этой иконой вокруг города в крестном ходе. Эпидемия пошла на спад и скоро полностью прекратилась. Чудотворная икона Божией Матери, которая называется Владимирской (слайд 6), является величайшей святыней русской земли, одним из лучших образцов византийской живописи. Она была привезена на Русь в начале XII века из Константинополя. По старинному обычаю ее везли на санях летом. В нескольких верстах от Владимира неожиданно встали кони, и никакая сила не могла их сдвинуть с места. Заменили коней – они стояли как вкопанные. С тех пор и решили, что икона останется на этой земле. Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определяли как «радость святой печали». Эти глаза очень точно передают ее главный смысл. Свершится то, что предначертано свыше. Грядущее неотвратимо. Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке и обвивает рукой ее шею. Детские глаза устремлены к Марии, они словно ищут у нее защиты. Левой рукой Мария придерживает ребенка, пытаясь робко защитить его от уготованной судьбы. На ее строгом лице, полном душевного благородства и немой укоризны, затаилась тревога и печаль. При всей материнской нежности в ее облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности. По преданию чудотворная икона была написана святым евангелистом Лукой на доске из стола, за которым обычно трапезовали сам Спаситель, Богоматерь и Иосиф со своими детьми. Владимирская икона сопровождала и освящала Россию на всех этапах ее истории. В 1395 году москвичи молились перед этой иконой о спасении от нашествия войска Тамерлана, в 1480 году – от нашествия полчищ хана Ахмата, в 1521 году – от нападения войск Казы Гирея. Соответственно этим трем воспоминаниям о спасении Москвы установлены три праздника в честь Владимирской иконы Божией Матери. Художник И.Э.Грабарь назвал ее «несравненной, чудесной, извечной песнью материнства». «Яко необоримая стена и источник чудес», - так называют икону «Знамение» (слайд 7). И не случайно. История свидетельствует о многочисленных милостях Пресвятой Богородицы к русскому православному народу. «Знамение» - одна из наиболее почитаемых в нашем народе икон. Она появилась на Руси очень рано, а называться так стала после чудесного Знамения в Новгороде. В 1170 году, во времена тяжких междоусобиц, на Новгородскую землю двинулись объединенные полки русских удельных князей, чтобы покорить вольный Новгород. Все новгородцы день и ночь молились. Святой архиепископ Иоанн услышал глас: «Иди в церковь Святого Спаса и возьми икону Святыя Богородицы, и постави ее на острог противу ратных». Когда враги пошли на приступ и осыпали защитников города градом стел, то одна стрела попала на икону. И свершилось чудо. Икона обратилась лицом к городу, и святые слезы потекли из глаз. В этот миг страх овладел нападающими, неприятель обратился в бегство. В 1352 году по молитве перед этой иконой получили исцеление пораженные чумой. В благодарность новгородцы построили особый храм «Знамения Пресвятой Богородицы». Чудеса совершаются, составляются списки этой чудотворной иконы. Сама по себе эта икона очень красивая, светлая, жизнеутверждающая. Очень похожа на эту икону чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» (слайд 8). Только Богомладенец написан стоящим в Чаше Святого Причастия. Остановимся еще на одной интересной иконе, которая называется «Троеручница» (слайд 9). Вначале образ напоминает другие иконы. Матерь Божия изображена по пояс, на правой руке сидит Иисус Христос. Образ почти лишен движения: голова чуть повернута к сыну, левой рукой она указывает на него, как на путь спасения. Младенец смотрит на мать. Все как обычно, кроме того, что в нижней части иконы отдельно изображена кисть руки. Чья же эта рука? Чтобы ответить на этот вопрос, надо рассказать одну историю. 716 год после Рождества Христова. На Византийский престол вступил лютый иконоборец, император Лев Исаврянин. По его приказаниям воины врывались в дома верующих, отыскивали иконы и сжигали их, а иконопочитателей предавали мукам и смерти. В ту пору ревностным защитником икон был христианин Иоанн, которому палач отсек правую руку, но сжалился и вернул ее страдальцу. В сердечном плаче молился Иоанн Богородице, и дал обет, что если рука исцелится, то он будет писать свои творения во славу его Владычице. Пробудившись от сна, Иоанн увидел, что его рука невредима. В память о чуде он сделал из серебра изображение кисти руки и приложил ее к иконе своей Заступницы, от чего икона и получила свое название. Существует много списков этой иконы, составлено много молитв этому образу. III Итог урока Все иконы Божией Матери написаны с большой любовью. Дивный лик сияет неземной красотой. На всех изображениях мы видим и бесконечную материнскую любовь, и глубокую скорбь, и благоговейное почитание, и смирение. Все женщины от мала до велика перенимают ее мудрый опыт, впуская в свою душу любовь, добро, терпение. Не случайно в 1998 году Указом Президента Российской Федерации учрежден новый Всероссийский праздник – День матери. Почитание женщины – матери становится началом оздоровления нашего общества. Материнство на Руси во все времена было свято и являлось высшей ценностью. Образ женщины- матери трепетно воплощен в дивных иконах, а также воспет в различных произведениях литературы и искусства. Женщина является хранительницей домашнего очага, связующим звеном в цепи поколений. И вновь зажигаются лампадки наших сердец перед чудотворными иконами. И это тепло согревает нас, помогает нам в жизни. Мы каждый раз повторяем: «Пресвятая Богородица, не оставляй нас». IV Список используемых источников и литературы. 1. Учебное пособие. Б.И. Пивоваров. «Православная культура России» на CD – ROM. 2. Г.И. Данилова. Мировая художественная культура. М. : Дрофа, 2006 г. 3. Пресвятая Богородица. – М.: ЗАО «РОСМЭН- ПРЕСС», 2007 г. 4. В.Д. Скоробогатов, Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец. Православная культура. ИНФОФОНД, Ульяновск, 2006 г. 5. Православный журнал для детей и юношества «Божий мир» № 1, 2, 3, 4, 5, 6 2007г. 6. «Свечечка», газета для детей № 4, 8, 10 2007 г. Ссылка на презентацию урока: http://s_novovoskr.che.edu54.ru/p26aa1.html