Официальный сайт travelspo 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Слышать боль человека"(Урок в/ч по рассказу В. П. Астафьева "Людочка")

Данные об авторе
Автор(ы): 
Федорова Елена Николаевна
Место работы, должность: 

МБОУ "Абашевская СОШ"

Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

1) Дать представление учашимся о жизни и творчестве В. П. Астафьева.

2)Разобраться в обстоятельствах трагедии Людочки, понять злободневность проблемы.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемая методическая литература: 

1.В.П.Астафьев. Рассказ "Людочка".

2.Николай Разумов. Живи и верь! Стихи.-Чебоксары:Чуваш.кн.издательство,1987.

3.О.Л.Романова. Обучение здоровью. Руководство по проведению практических семинаров и тренингов. Москва,2005.

                

Краткое описание: 
<p> Долго и довольно успешно людей призывали к действию: наращивайте, повышайте, настойчиво добивайтесь, активно боритесь. И слишком мало: любите друг друга, сострадайте друг другу. Результатом этого, наверное, является то, что сегодня как никогда встает проблема душевной теплоты.</p>

                                       Федорова Е.Н., учитель русского языка и               

                                       литературы МБОУ «Абашевская СОШ» Чебоксарского

                                       района Чувашской Республики

 

Тема урока: "Слышать боль человека"

                 (Урок-размышление по рассказу В.П. Астафьева "Людочка")     

Урок литературы проходит в тренинговой форме. Ученики и учитель сидят в кругу. Урок начинается с упражнения - энергизатора "Комплимент". Каждый участник должен сказать своему соседу, что-нибудь приятное. Это делается для сплочения ребят, для настроя на урок.

Оборудование:

1) Стенд о жизни и творчестве В.П.Астафьева;

2)Выставка книг В.П.Астафьева;

3)Копия рассказа В.П. Астафьева «Людочка»                                                                                                                                                               

                               Она, личность, на то и существует, чтобы облегчить страдания

                               другим людям, отдать им всё своё. Вплоть до жизни.

                                                             В.П.Астафьев                                                                                                                 

Цель урока:

1)дать представление учащимся о жизни и творчестве В.П. Астафьева.

2)разобраться в обстоятельствах трагедии Людочки, понять злободневность проблемы.

Ход урока:

Вступление. Слово учителя.

Долго и довольно успешно людей призывали к действию: наращивайте, повышайте, настойчиво добивайтесь, активно боритесь. И слишком мало: любите друг друга, сострадайте друг другу. Результатом этого, наверное, является то, что сегодня как никогда встает проблема душевной теплоты.

Объявление темы и задачи урока.

Тема нашего урока "Слышать боль человека". Ответьте, пожалуйста, на вопрос "Что значит слышать боль человека"?

/Примерный ответ: Это значит понять то, что чувствует другой человек. Сочувствовать ему, разделить его боль. (Обратить внимание на эпиграф.)/

-Умение видеть, слышать, понять... Откуда же взять это умение?

Можно ли этому научиться?

/Примерный ответ: Его надо воспитывать в себе. Воспитывать привычку заботиться о других, быть отзывчивым, внимательным./

Учитель: Мой вам совет: чаще смотрите в глаза, ведь глаза - это зеркало души. Они многое могут рассказать о состоянии человека: в них может быть выражена радость, печаль, мольба о помощи, боль, страдание.

Наша с вами задача: На примере рассказа В.П. Астафьева "Людочка" еще раз убедиться, как важно, чтобы в трудные минуты рядом оказался человек, сочувствующий тебе, понимающий, разделяющий твою боль.

Прежде чем перейти к рассказу, давайте вспомним об авторе, Викторе Астафьеве.

Сообщение учащегося.

Виктор Петрович Астафьев родился в Красноярском крае. Детство-труднее не выдумаешь. Мальчику было всего лишь семь лет, когда погибла его мать. Она утонула в Енисее. Памяти матери Астафьев посвятит повесть "Перевал". А много позднее, став уже известным писателем, скажет с горькой сыновней любовью: "И лишь одно я просил бы у своей судьбы-оставить со мной маму. Ее мне хватало всю жизнь...»

Побывал даже в беспризорниках, воспитывался в детдоме. Здесь добрые, умные учителя зажгли в нем огонь писательства.

Весной 1943 года семнадцатилетний рабочий Виктор Астафьев уже на фронте, на передовой, в самом пекле войны. И так до самой победы: шофер, артразведчик, связист. Его дважды ранят, контузят. Словом, на войне как на войне.

После войны много профессий сменил будущий писатель, метался, как он скажет, по разным работам, пока в 1951 году в газете "Чусовский рабочий" не был опубликован его первый рассказ. Отсюда собственно и начинается его творческая биография. Потом Астафьев закончит Высшие литературные курсы, а в середине пятидесятых годов о нем говорили как о состоявшемся писателе.

Произведения, созданные В.Астафьевым, всем хорошо известны. Это и многочисленные рассказы, и повести "Стародуб", "Пастух и пастушка", "Последний поклон". Настоящим  событием в литературе стало произведение "Царь-рыба", отмеченное Государственной  премией СССР.

Слово учителя. В 1989 году в "Роман-газете" был опубликован рассказ Астафьева "Людочка". Небольшую вступительную часть я приведу полностью: "Мимоходом рассказанная, мимоходом услышанная история, лет уже пятнадцать назад...."Итак, эта история была услышана автором  лет 15 назад и все не давала покоя, как сказал сам писатель, "жгло его сердце". Что это за история? Давайте вспомним.

(Ученики рассказывают содержание рассказа)

-Почему так трагически оборвалась жизнь Людочки? Кого вы считаете виновным в ее смерти?

(Мозговой штурм. Ответы каждого ученика записываются на доске. Примерные ответы:

-сама Людочка,

-мать,

-Стрекач и пацаны

,-окружающие люди)

Мнения разделились. Давайте попробуем разобраться: в чем виновата сама Людочка, в чем - мать и т.д.? Разделимся на четыре группы. Выберите в группах хронометриста, который будет следить за временем, докладчика, который будет выступать, ведущего, кто будет вести обсуждение. Время для обсуждения-6 минут.

(Группы работают. По истечении 6 минут ребята снова садятся в круг. Выступают докладчики из каждой группы.)

Обобщение учителя. Молодцы! Конечно, в этой истории виноваты многие. И самое страшное-это то, что в трудный момент своей жизни Людочка оказалась наедине со своей болью. Никто не поддержал ее. С одной стороны, никто не осуждал Людочку, но, с другой стороны, никто и не помог ей справиться с ее болью, не сказал ей ласкового слова в утешение, чтобы хоть как-то облегчить ее страдание. Людочка столкнулась с холодной стеной людского равнодушия. Эта холодность со стороны близких и окружающих ее людей, может быть, сильнее повлияла на девушку, чем то, что произошло с ней в парке. Людочка разочаровалась в людях, неспособных к состраданию, равнодушных к чужому горю. Не найдя ни в ком поддержки, Людочка решилась на отчаянный поступок-уйти из жизни. Возможно, таким поступком она надеялась хоть как-то разбудить холодные сердца окружающих ее людей, что-то изменить  в их жизни. И в какой-то мере ей это удалось. Нашелся человек, который отомстил за смерть Людочки, вступился за нее, хотя с опозданием.

Ответьте, пожалуйста на вопрос :"Был ли другой выход у Людочки? И вообще, что делать людям, попавшим в такую беду, как Людочка?

( В середине круга стоит небольшая коробочка. Каждый ученик отвечает на вопрос письменно и бросает карточку с ответами в коробку. Потом карточки перемешиваются, учащиеся берут по карточке и читают ответы.)

Заключительное слово учителя. Где найти слова утешения? Как помочь людям, попавшим в такую беду, как Людочка? Может быть, словами утешения послужат строчки из стихотворения поэта Н.А.Разумова?

Чтение стихотворения Н.А.Разумова (родился в 1947 году в Чебоксарах) "Кукует кукушка".

Кукует кукушка. Кукует кукушка,

Бессмертье пророчит на тысячи лет.

Но жизнь человечья всего лишь игрушка

Для тысяч случайных напастей и бед.

Кому в этом мире дано без печали

Прожить даже малость?-

Не знаю таких!

Сколь судеб безвестных невзгоды сломали...

И ты рядовой в миллиардах живых.

Так надо подняться над болью, над стоном,

Взглянуть еще раз, как восходит заря,

Как счастье огромно, как небо бездонно-

И жизнь не захочешь растрачивать зря!

 

Рефлексия.

-Что нового вы узнали на уроке?

-Что-то изменилось в ваших взглядах при оценивании себя, людей и их поступков?

Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение по рассказу В.Астафьева "Людочка".

 

 

                                                                          


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн