"Слышать боль человека"(Урок в/ч по рассказу В. П. Астафьева "Людочка")
Федорова Е.Н., учитель русского языка и
литературы МБОУ «Абашевская СОШ» Чебоксарского
района Чувашской Республики
Тема урока: "Слышать боль человека"
(Урок-размышление по рассказу В.П. Астафьева "Людочка")
Урок литературы проходит в тренинговой форме. Ученики и учитель сидят в кругу. Урок начинается с упражнения - энергизатора "Комплимент". Каждый участник должен сказать своему соседу, что-нибудь приятное. Это делается для сплочения ребят, для настроя на урок.
Оборудование:
1) Стенд о жизни и творчестве В.П.Астафьева;
2)Выставка книг В.П.Астафьева;
3)Копия рассказа В.П. Астафьева «Людочка»
Она, личность, на то и существует, чтобы облегчить страдания
другим людям, отдать им всё своё. Вплоть до жизни.
В.П.Астафьев
Цель урока:
1)дать представление учащимся о жизни и творчестве В.П. Астафьева.
2)разобраться в обстоятельствах трагедии Людочки, понять злободневность проблемы.
Ход урока:
Вступление. Слово учителя.
Долго и довольно успешно людей призывали к действию: наращивайте, повышайте, настойчиво добивайтесь, активно боритесь. И слишком мало: любите друг друга, сострадайте друг другу. Результатом этого, наверное, является то, что сегодня как никогда встает проблема душевной теплоты.
Объявление темы и задачи урока.
Тема нашего урока "Слышать боль человека". Ответьте, пожалуйста, на вопрос "Что значит слышать боль человека"?
/Примерный ответ: Это значит понять то, что чувствует другой человек. Сочувствовать ему, разделить его боль. (Обратить внимание на эпиграф.)/
-Умение видеть, слышать, понять... Откуда же взять это умение?
Можно ли этому научиться?
/Примерный ответ: Его надо воспитывать в себе. Воспитывать привычку заботиться о других, быть отзывчивым, внимательным./
Учитель: Мой вам совет: чаще смотрите в глаза, ведь глаза - это зеркало души. Они многое могут рассказать о состоянии человека: в них может быть выражена радость, печаль, мольба о помощи, боль, страдание.
Наша с вами задача: На примере рассказа В.П. Астафьева "Людочка" еще раз убедиться, как важно, чтобы в трудные минуты рядом оказался человек, сочувствующий тебе, понимающий, разделяющий твою боль.
Прежде чем перейти к рассказу, давайте вспомним об авторе, Викторе Астафьеве.
Сообщение учащегося.
Виктор Петрович Астафьев родился в Красноярском крае. Детство-труднее не выдумаешь. Мальчику было всего лишь семь лет, когда погибла его мать. Она утонула в Енисее. Памяти матери Астафьев посвятит повесть "Перевал". А много позднее, став уже известным писателем, скажет с горькой сыновней любовью: "И лишь одно я просил бы у своей судьбы-оставить со мной маму. Ее мне хватало всю жизнь...»
Побывал даже в беспризорниках, воспитывался в детдоме. Здесь добрые, умные учителя зажгли в нем огонь писательства.
Весной 1943 года семнадцатилетний рабочий Виктор Астафьев уже на фронте, на передовой, в самом пекле войны. И так до самой победы: шофер, артразведчик, связист. Его дважды ранят, контузят. Словом, на войне как на войне.
После войны много профессий сменил будущий писатель, метался, как он скажет, по разным работам, пока в 1951 году в газете "Чусовский рабочий" не был опубликован его первый рассказ. Отсюда собственно и начинается его творческая биография. Потом Астафьев закончит Высшие литературные курсы, а в середине пятидесятых годов о нем говорили как о состоявшемся писателе.
Произведения, созданные В.Астафьевым, всем хорошо известны. Это и многочисленные рассказы, и повести "Стародуб", "Пастух и пастушка", "Последний поклон". Настоящим событием в литературе стало произведение "Царь-рыба", отмеченное Государственной премией СССР.
Слово учителя. В 1989 году в "Роман-газете" был опубликован рассказ Астафьева "Людочка". Небольшую вступительную часть я приведу полностью: "Мимоходом рассказанная, мимоходом услышанная история, лет уже пятнадцать назад...."Итак, эта история была услышана автором лет 15 назад и все не давала покоя, как сказал сам писатель, "жгло его сердце". Что это за история? Давайте вспомним.
(Ученики рассказывают содержание рассказа)
-Почему так трагически оборвалась жизнь Людочки? Кого вы считаете виновным в ее смерти?
(Мозговой штурм. Ответы каждого ученика записываются на доске. Примерные ответы:
-сама Людочка,
-мать,
-Стрекач и пацаны
,-окружающие люди)
Мнения разделились. Давайте попробуем разобраться: в чем виновата сама Людочка, в чем - мать и т.д.? Разделимся на четыре группы. Выберите в группах хронометриста, который будет следить за временем, докладчика, который будет выступать, ведущего, кто будет вести обсуждение. Время для обсуждения-6 минут.
(Группы работают. По истечении 6 минут ребята снова садятся в круг. Выступают докладчики из каждой группы.)
Обобщение учителя. Молодцы! Конечно, в этой истории виноваты многие. И самое страшное-это то, что в трудный момент своей жизни Людочка оказалась наедине со своей болью. Никто не поддержал ее. С одной стороны, никто не осуждал Людочку, но, с другой стороны, никто и не помог ей справиться с ее болью, не сказал ей ласкового слова в утешение, чтобы хоть как-то облегчить ее страдание. Людочка столкнулась с холодной стеной людского равнодушия. Эта холодность со стороны близких и окружающих ее людей, может быть, сильнее повлияла на девушку, чем то, что произошло с ней в парке. Людочка разочаровалась в людях, неспособных к состраданию, равнодушных к чужому горю. Не найдя ни в ком поддержки, Людочка решилась на отчаянный поступок-уйти из жизни. Возможно, таким поступком она надеялась хоть как-то разбудить холодные сердца окружающих ее людей, что-то изменить в их жизни. И в какой-то мере ей это удалось. Нашелся человек, который отомстил за смерть Людочки, вступился за нее, хотя с опозданием.
Ответьте, пожалуйста на вопрос :"Был ли другой выход у Людочки? И вообще, что делать людям, попавшим в такую беду, как Людочка?
( В середине круга стоит небольшая коробочка. Каждый ученик отвечает на вопрос письменно и бросает карточку с ответами в коробку. Потом карточки перемешиваются, учащиеся берут по карточке и читают ответы.)
Заключительное слово учителя. Где найти слова утешения? Как помочь людям, попавшим в такую беду, как Людочка? Может быть, словами утешения послужат строчки из стихотворения поэта Н.А.Разумова?
Чтение стихотворения Н.А.Разумова (родился в 1947 году в Чебоксарах) "Кукует кукушка".
Кукует кукушка. Кукует кукушка,
Бессмертье пророчит на тысячи лет.
Но жизнь человечья всего лишь игрушка
Для тысяч случайных напастей и бед.
Кому в этом мире дано без печали
Прожить даже малость?-
Не знаю таких!
Сколь судеб безвестных невзгоды сломали...
И ты рядовой в миллиардах живых.
Так надо подняться над болью, над стоном,
Взглянуть еще раз, как восходит заря,
Как счастье огромно, как небо бездонно-
И жизнь не захочешь растрачивать зря!
Рефлексия.
-Что нового вы узнали на уроке?
-Что-то изменилось в ваших взглядах при оценивании себя, людей и их поступков?
Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение по рассказу В.Астафьева "Людочка".