Официальный сайт physbook 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методика подготовки и выполнения части 3 (Часть С) ЕГЭ по обществознанию

Выберите действие:

 

Методика подготовки учащихся к выполнению заданий типа C6 ЕГЭ по обществознанию

 

1. Характеристика задания:

Задание С6 проверяет умение учащихся раскрывать на примерах определенные общественные явления или процессы. Основная сложность задания заключается в том, что выпускнику не достаточно владеть теоретическим материалом из курса обществознания, необходимо привлекать личный социальный опыт, а так же знания из смеженных предметов для выполнения данного задания. Задание позволяет проверить, насколько уверенно выпускник ориентируется в теоретическом материале, может ли соотнести понятия, идеи с конкретными социальными идеями, тенденциями.

2.Методика подготовки:

1)На стадии работы со всем классом, как правило, задание не дается в чистом виде, однако существует универсальная форма, позволяющая его отработать. При работе с текстом параграфа, дается задание выявить признаки (характерные черты) или другие теоретические положения, касающиеся объекта, дать им характеристику (если требуется) и проиллюстрировать их примерами. Задание идет с использованием таблицы:

 

Признак (характерная черта) или др. теоретическое положение.

Характеристика признака

Пример, иллюстрирующий признак

 

 

 

 

Или, если не требуется давать характеристику.

 

Признак (характерная черта) или др. теоретическое положение

Пример, иллюстрирующий признак

 

 

 

2)На стадии работы с учащимися, сдающими ЕГЭ по обществознанию, происходит переход к выполнению уже конкретных заданий типа С6.

 

Можно выделить два типа задания С6:

А)Задание, в котором требуется раскрытие на примерах определенных теоретических положений обществознания.

Алгоритм выполнения:

1.Необходимо в ответе сначала кратко определить теоретическую позицию.

2.Затем подобрать раскрывающий ее пример из социальной практики.

Пример задания данного типа:

С6. Приведите три критерия, на основании которых возможно осуществление социальной дифференциации, проиллюстрировав каждый из них конкретным примером.

С6. (Из реальных вариантов ЕГЭ 2012/2013) Приведите три примера проявления общественного прогресса в различных сферах жизни общества.

Б)Задание, в котором уже дано теоретическое положение и его необходимо проиллюстрировать конкретными примерами.

Алгоритм выполнения:

1.Выявить в задании теоретическое положение.

2.Затем подобрать раскрывающий его пример из социальной практики.

Пример задания данного типа:

С6. Как известно все сферы жизни общества тесно связаны между собой и оказывают постоянное воздействие друг на друга. Приведите три примера воздействия политической сферы на экономическую сферу жизни общества.

С6. (Из реальных вариантов ЕГЭ 2012/2013) Укажите три органа высшей государственной власти в РФ и укажите одно из полномочий каждого из них.


 

 

Методика подготовки учащихся к выполнению заданий типа C8 ЕГЭ по обществознанию

 

1. Характеристика задания:

Задания типа С8 предполагает проверку умения выпускников структурировать материал курса обществознания, выделять ключевые позиции изучения каждой из тем, при необходимости конкретизировать их подпунктами.

 

2.Методика подготовки:

1)В 8-9 классах учащиеся отрабатывают задания похожего типа (С1) при подковке к ГИА, в котором предлагается составить план документа.

2)В задании С1 ГИА требуется составить простой план, кроме того он идет не по конкретной обществоведческой теме, а на основе визуально воспринимаемого материала, как следствие проверяется только умение учащегося структурировать материал и выделять главное, тогда как С8 ЕГЭ предполагает ещё и теоретическое владение темой, что в значительной степени усложняет его по сравнению с С1 ГИА. 

3) Работа по подготовке к выполнению задания типа С8 предполагает объяснения учащимся следующих методических рекомендаций:

1) Как правило, для выполнения задания достаточно от 5 до 7 пунктов плана.

2) Не менее двух пунктов должны быть детализированы в подпунктах, количество которых не должно быть менее двух. При этом предполагается только два уровня плана, переход на третий уровень неуместен.  

3) Учащимся предлагается схема выполнения наиболее общих тем, при этом подчеркивается, что она является условной, и, как правило, каждый конкретный ответ содержит иные формулировки отдельных пунктов, нежели это дается в схеме. Тем не менее, данная схема является той точкой опоры, от которой необходимо отталкиваться ученику при подготовке к выполнению данного типа заданий.

Примерная схема:

1. Понятие об объекте.

2.Характерные черты (признаки) объекта.

А)

Б)

В) и т.д.

3.Оснонвые функции объекта (роль объекта в обществе).

А)

Б)

В) и т.д.

4.Формы (типы, виды) объекта.

А)

Б)

В) и т.д.

5. Особенности (проблемы, специфика) развития объекта в современную эпоху (в современной РФ).

 

Можно выделить два типа задания С8:

1) «Большие» темы, достаточно просто укладывающиеся в рамки схемы.

Пример задания:

С8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальный институт». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать данную тему. 

2) «Локальные» темы, отличающиеся компактностью материала, который крайне сложен для систематизации. В данном случае вполне уместно и обосновано включение пунктов по своему усмотрению, выход темы на широкие пласты взаимосвязей и аналогий.

Пример задания:

С8. (Из реальных вариантов ЕГЭ 2012/2013) Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Влияние экономики на социальную структуру общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать данную тему.     

 

Методика подготовки к выполнению задания С9 по обществознанию.

  1. Задание является альтернативным, то есть необходимо выбрать одно высказывание из пяти, выписать цитату и ее номер, прежде чем приступить к написанию эссе. На что следует обратить внимание:
  • Раздел обществознания, в контексте которого дано высказывание. Именно от него зависит сфера, в которой приводится аргументации, используемые обществоведческие понятия и т.д.
  • Смысл высказывания  должен быть полностью понятен учащемуся. Если он раскрывается неверно, эссе не читается за К1 (первый критерий) выставляется 0 баллов и само эссе не оценивается.
  1. Структура эссе:
  • Необходимо объяснить смысл высказывания. В данной части необходимо обозначить основные аспекты проблемы, затронутой автором, которые в дальнейшем будут раскрыты на теоретическом уровне во второй части. (К1, макс 1 балл)
  • Необходимо на теоретическом уровне раскрыть каждый аспект проблемы затронутой автором (привести аргументы).  (К2, макс 2 балла) Необходимые элементы:
    • Согласие/ несогласие/ частичное согласие с мнением автора (наиболее простым считается вариант согласия с позицией автора)
    • Использование обществоведческих понятий, их объяснений, а так же теоретических положений и выводов, раскрывающих тему на теоретическом уровне. Важно, чтобы они соответствовали разделу обществознания, в котором дано высказывание.
  • Необходимо привести не менее двух примеров, которые будут подкреплять теоретическую аргументацию. (К3, макс 2 балла) Необходимые элементы:
    • Использовать примеры из разных источников. Это могут быть факты из общественно-политической жизни, социального опыта, школьных предметов (история, литература, география)
    • Каждый пример должен на практике отражать теоретические положения аргументов
  • Общий вывод, завершающий композицию эссе.
  1.  При написании эссе, важно помнить:
  • В структуре необходимо избегать внутренней противоречивости.
  • Каждая часть должна органически входить в структуру эссе (аргументация соответствует аспектам проблемы, обозначенным в объяснении высказывания, а фактические примеры иллюстрируют теоретические аргументы)
  • Необходимо избегать обыденного языка и использования излишних тропов.
  • Необходимо избегать грубых грамматических ошибок. 
     

9.1 ««Революция – самый варварский способ прогресса» (Ж. Жорес)

[1.Раскрытие позиции автора (два аспекта)]

В своем высказывании автор рассматривает революцию как тип социальной динамики, способствующий развитию общества, его переходу на новую, более прогрессивную ступень развития. Однако автор так же подчеркивает, что революция осуществляется варварскими, то есть жестокими, антигуманными методами.

[2.Выражение своей позиции + аргументация, раскрывающая каждый из аспектов проблемы, обозначенной автором.] 

Я не могу не согласиться с позицией автора. Обратимся к понятию «революция». Как правило, под ним принято понимать коренное, качественное изменение всех сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. При этом, данное изменение осуществляется с целью перехода общества к более совершенным способам социальной организации. Иными словами, в ходе революции происходит отказ от устаревших, реакционных порядков и происходит резкий, скачкообразный переход к более совершенному типу общества. Однако интенсивность общественных перемен не может не вызывать определенных противоречий в обществе, которые могут проявляться в форме гражданских войн, вооруженных столкновений и иных конфликтных ситуаций, влекущих за собой определенные демографические потери, экономический кризис или иные негативные последствия, затрагивающее общество.

[3. Иллюстрация теоретической аргументации конкретными примерами из разных сфер (история и современная общественно-политическая жизнь)] 

За примером обратимся к истории. Как известно, в ходе революции в России 1905-1907 годов, власть была вынуждена пойти на уступки обществу и наделить подданных определенными политическими правами и свободами, ограничить самодержавный характер власти законодательным представительным органом – Государственной Думой. Данный факт говорит прогрессивном характере данной революции. При этом, Первая русская революция сопровождалась массовыми забастовками, террористическими актами, столкновением народных масс с полицией и армейскими частями, что говорит о ее жестоком, варварском характере. Другим примером могут быть события современной общественно-политической жизни. Как известно, явления, происходящие в последние годы в странах Ближнего Востока и Северной Африки, получили названия Арабской весны. Во многих странах арабского мира населению удалось свергнуть авторитарные режимы, открыть путь к построению демократии. Однако антиправительственные выступления встретили резкое противодействие властей, что вылилось в вооруженные конфликты, унесшие жизни многих людей, а также нанесших непоправимый экономический ущерб данным государствам.     

[4.Общий вывод.] 

Таким образом, автор совершенно прав говоря о прогрессивном характере революции, но при этом подчеркивая его разрушительный и жесткий характер.  

Прикрепленный файл Size
мастер-класс. Методика подготовки учащихся к выполнению заданий С6,8 ЕГЭ по обществознанию.docx 19.29 KB
с9.docx 51.04 KB
маст класс С8 С6.pptx 105.3 KB

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн