Размещено: Зоя Александровна Занкина - пт, 15/05/2009 - 16:01
Ход урока.
I.Организационный момент. Учитель объявляет тему урока. Слайд №1
II.Актуализация знаний.
1.Выполнение заданий устно.
Задание №1.
Назовите знакомые вам виды растений и животных, обитающих в нашей местности.
Задание № 2. Слайд №2. Название этого вида животного Медведь бурый. Какое из этих двух слов относится к родовому названию, какое - к видовому?
Назвите дугой вид животного этого же рода - слайд №3. Медведь белый. Сравните два вида одного рода. Покажите черты сходста и отличия. Слайды №4,5,
Задание №3. Слайд №6.
2.Работа с раздаточным материалом. Слайд №8. Сообщения учащихся о видах Заяц -русак и Заяц-беляк.
- Какой вывод можно сделать по результатам нашей работы? Слайд № 9.
III.Изучение нового материала.
1.Рассказ учителя.
- Что же такое вид и каковы его критерии? Слайд №10.
- Сравните это определение с тем, что дается в вашем учебнике. пар 39, стр.151
- работа с терминами - ареал, генофонд, популяция - слайд №11.
- История развития взглядов на вид в биологии.
XVii век - английский ботаник Джон Рей.
XVIII век - Карл Линней предложил первое научное определение вида, уточнил его критерии. К.Линней считал, что вид - универсальная, реально существующуя единица живой иатерии, морфологически однородная и неизменная. Все особи вида имеют типичный морфологический облик. Виды неизменны, неизменная природа.
Ж.Б.Ламарк - виды реально не существуют, это чисто умозрительное понятие, изобретенное для того, чтобы легче было рассматривать большее количество особей, поскольку по словам Ламарка, "в природе нет ничего кроме особей.
Первая четверть XIX века - Ч.Дарвин отметил, что виды имеют независимую реальность. Вид неоднороден, представляет собой систему соподчиненных единиц. Среди них осноная элементарная единица - популяция. Таким образом понятие вид имеет длительную историю становления в биологической науке. Почему же самые опытные биологи иногда становятся в тупик при определении принадлежности особей к тому или иному виду. Для разрешения этой проблемы были разработаны критерии вида - слайд №12 (запись в тетради).
2.Самостоятельная работа с раздаточным материалом в микрогруппах. См. Поурочные разработки по общей биологии под редакцией О.А.Пепеляевой. М.: ВАКО, 2006. Порезультатм самостоятельной работы заполняется таблица (на листах А4 учителем заранее подготовлены таблицы с пустыми графами) - слайд №13.
3.Формулирование выводов. Слайд №14.
IV.Закрепление. Лабораторная работа по инструктивным карточкам.
"Изучение морфологических особенностей растений различных видов".
(На примере Чины луговой и Чины лесной, Девясила болотного и Девясила лесного и мн.др., что есть в гербарных материалах).
Ход работы.
Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида (особенности строения листьев, стеблей, корней, цветков, плодов).
Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия. Чем объясняются различия и сходства растений?
На: Вид. Критерии вида
С уважением, Лариса Александровна