Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 9 и 10.(фрагмент к уроку)
Цели:
1. Образовательная: закрепить знания учащихся о составе числа 10; умение считать в пределах 10.
2. Развивающая: развивать математические способности, память, внимание, речь.
3. Воспитательная: создание благоприятной среды для развития учащихся, формирование познавательных мотивов учения.
Оборудование:компьютер, виртуальное пособие по математике “Уроки Кирилла и Мефодия” “Математика 1-й класс, 3 часть”, презентация урока, раздаточный материал (карточки для устного счёта и повторения состава числа 10).
Ход урока.
2. Актуализация знаний(игра).
№1. Положите перед собой лист под № 1.
- Приготовьтесь к выполнению устного счёта.
- Сумма 10, первое слагаемое 9. Найдите второе слагаемое.
- Какое число надо вычесть из 10, чтобы получилось 4?
- На сколько 10 больше 7?
- Уменьшаемое 10, разность 5. Чему равно вычитаемое?
- Уменьшите 10 на 8.
- Какое число надо прибавить к 3, чтобы получилось 10?
- На сколько 6 меньше 10?
- Соедините последовательно друг за другом все ответы. Что получилось?(ракета)
- Проверим(В процессе проверки на экране появляются ответы).
№2. Из данного слова вычитанием букв образовать новое слово:
учебник конфета подъезд
7-1=6 7-3=4 7-2=5
III. Повторение состава числа 10.
- На чём же мы отправимся в путешествие?(на ракете)
- А куда мы можем на ней полететь?(в космос)
- Что мы можем увидеть в космическом пространстве?(разнообразные космические тела: кометы, планеты, астероиды…)
- Мы с вами живём в Солнечной системе. А кто знает, сколько планет входит в её состав? (9)(Показ слайда)
- Недавно учёные обнаружили ещё одно космическое тело в Солнечной системе, которому дали имя “Зена”.(Показ слайда)
- Если учёные признают его планетой, сколько планет станет в Солнечной системе?(10)Как на .числовом луче получить число 10?(вопрос №1 ЦОР) Как из числа 10 получили число 9?(№2-ответы ЦОР)
- На всех планетах нам сегодня побывать не удастся, но некоторые обязательно посетим.
- Чтобы узнать об этой планете, надо вспомнить состав числа
- Возьмите и положите перед собой лист под № 2.
- Вставьте пропущенные числа в прямоугольники так, чтобы в сумме получилось 10.
- Проверим. Из каких же двух чисел может состоять число 10?
- Работу …..(имя ученика)проверит мудрая сова. Нажми на галочку в левом нижнем углу экрана. Послушаем, что скажет сова.
- Вы справились с заданием и теперь можете получить информацию о Марсе.
(На экране появляется слайд с изображением Марса и информацией об этой планете: Своё имя планета получила в честь древнеримского бога войны. Марс в 2 раза меньше Земли по диаметру и почти в 10 раз меньше по массе. У планеты есть 2 спутника.)
IV. Физкультминутка.
В небе плавает Луна.
В облака зашла она.
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы должны Луну достать.
Шесть, семь, восемь, девять, десять –
И пониже перевесить.
Десять, девять, восемь, семь –
Чтоб Луна светила всем.
V. Работа над задачей.
- Продолжим наше путешествие.
- Чтобы оказаться на следующей планете, назовите имя бога морей.(Нептун) (Показ слайда)
- Мы на восьмой планете Солнечной системы, имя которой Нептун.
- Чтобы узнать о ней, решим задачу(появляется слайд с задачей).
- Прочитайте задачу.
(У Марса 2 спутника, а у Нептуна на 6 спутников больше. Сколько спутников у Нептуна?)
- Чтобы получить дополнительную информацию об этой планете, составьте обратные задачи к данной, пользуясь схемами(показываются слайды и дети составляют задачи).
- Все задачи вы составили совершенно правильно, однако планета не спешит поделиться с вами информацией о себе. Чтобы это всё-таки произошло, измените, вопрос задачи так, чтобы она решалась двумя действиями(показывается слайд с первоначальной краткой записью задачи).
- Повторите задачу полностью, пользуясь краткой записью(показывается слайд с краткой записью задачи с дополнительным вопросом).
- На какой вопрос задачи мы уже ответили?(Сколько спутников у Нептуна)
- Что мы для этого сделали?(показ слайда)
- Как теперь узнать, сколько всего спутников у двух планет?
- Запишите решение и ответ. Проверьте.(Показ слайда)
- Прочитайте, что ещё известно о Нептуне.
(На экране появляется слайд с изображением Нептуна и информацией об этой планете: Нептун – планета - гигант, состоящая из газов. У этой планеты нет твёрдых поверхностей. Название своё планета получила в честь древнеримского бога морей.)
VI. Работа по учебнику.
- Пора возвращаться на Землю. А для того чтобы это сделать вам предстоит выполнить задание в учебнике (дети самостоятельно решают математические выражения, находят компоненты действий сложения и вычитания).
- Давайте проверим(дети называют неизвестный компонент и правило его нахождения, затем - ответ; при проверке математических выражений, состоящих из двух действий, называют промежуточные результаты).
- Ну, вот мы и дома.
VII. Итог урока.
I. Организационный момент.
- Работая по теме, мы с вами совершим путешествие, а куда и на чём, вы узнаете, выполнив устный счёт.