Размещено: Татьяна Николаевна Захарова - ср, 13/05/2009 - 07:47
Автор ресурса - Пак марина Юрьевна
Пояснительная записка
Курс «Духовная литература» является сквозным в программе А.Г. Кутузова, на изучение темы в 5-ом классе отводится 6 часов.
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
1.
Духовная литература. Библия
1
2.
Новый Завет.
РР Притчи Иисуса Христа
1
3.
В мире древнерусской литературы
1
4.
Кто вы, первые русские святые? (Изучение «Жития Бориса и Глеба»)
1
5.
Работа над проектом «Житие Бориса и Глеба»
1
6.
Защита проекта
1
Этот курс открывают уроки по Библии, которые становятся опорой и задают
этические и эстетические образцы христианского сознания.
Непосредственное изучение «Сказания о Борисе и Глебе» предваряет урок по теме: «В мире древнерусской литературы», на котором были рассмотрены вопросы:
· возникновение древнерусской литературы;
· мироощущение средневекового человека;
· жанры религиозной литературы;
· житийный канон.
Изучение «Сказания о Борисе и Глебе» является первым знакомством пятиклассников с древнерусской литературой в этом разделе. Материал очень сложный для восприятия подростков. На уроках, отведенных на изучение жития, учащиеся знакомятся с такими понятиями, как
святой
икона
житийный канон
страстотерпцы
добродетель
порок
жанр жития
христианское мировоззрение
контраст.
Понятия довольно сложные не только для ребёнка, но и для взрослого человека.
Учащиеся 5-классов обладают эмоционально-образным типом мышления и легко откликаются на «чувства добрые», им только необходимо в этом помочь…Житийная литература возвращает нас к национальным истокам: смирение, милосердие, совестливость. К тому же психологи отмечают, что именно эмоциональные переживания способствуют лучшему запоминанию информации. Мы испытываем радость от познания, когда открываем новое. Процесс удивления, пожалуй, самый яркий: ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Компьютерные технологии помогают решить проблему наглядности.
4. Проект учащихся (файл Презентация учащихся.ppt).
Кроссворд «Жанровые особенности житийной литературы».
Поскольку учащиеся имеют общие представления о жанре, полученные на предыдущем уроке, этот вид работы помогает войти в мир жития и активизировать познавательную деятельность пятиклассников.
Презентация применяется учителем на протяжении всего урока, выполняя следующие функции:
1. Ознакомительную
вхождение в мир древнерусской литературы;
знакомство с особенностью эпохи;
перекличка с современностью (иллюстрации городов под названием Борисоглебск, фотографии монастырей, церквей в честь Бориса и Глеба). Слайды №3 - №6, №8 - №12, №18, №20 - №26.
2. Учебную
вопросы для обсуждения, слайд №7;
работа с таблицей на интерактивной доске, слайды №13 - №14;
решение исследовательской задачи, слайды №15 - №16;
работа со схемой «Образ мира в христианском понимании», слайд №17;
закрепление понятия жанра жития, слайд №19.
3. Информативную
информация о домашнем задании, слайд №27.
Презентация учителя на данном уроке способствует более глубокому восприятию текста, причём учащиеся не пассивно воспринимают информацию, а учатся слушать, наблюдать, думать.
Слайды №3 - №6 сопровождаются выступлениями заранее подготовленных учеников
Во время совместного обсуждения пороков и добродетелей (слайды №13 - №14), заполнение таблицы происходит на интерактивной доске. После этого появляется слайд №14. Учащиеся сверяют свои записи и оценивают себя.
Во время знакомства с образом мира в христианском понимании (слайд №17) стрелки на опорной схеме, которые появляются не сразу, а по щелчку, играют роль подсказки, направляющей мысли ребят. Причём продолжение цитаты появляется также по щелчку после обсуждения вопроса: «Какое представление о жизни и отношениях между людьми отражено в этом рисунке?». На мой взгляд, без наглядной схемы и направляющих вопросов пятиклассникам сложно было бы понять этот материал.
А так не хочется, чтобы древнерусская литература воспринималась современными школьниками, как латынь… Поэтому постаралась вовлечь ребят в работу над проектом по данному произведению.
При работе со слайдом №19 учащиеся должны внести необходимые исправления и добавить недостающую черту жанра жития (устно), после этого по щелчку (2 раза) появляются правильные ответы.
Занимательный тренажёр «Люди Древней Руси».
Задание выполняется парами и помогает поверить знания учащихся, полученные на уроке. В качестве учебного материала ребятам предлагался иллюстративный материал из презентации учителя.
Работа над проектом
После рассмотрения «Жития Бориса и Глеба», учащиеся продолжили работу в группах, собирая материал о князе Владимире, о Борисе, о Глебе, о Святополке и представили свой материал в виде презентации.
Перед изучением сказания класс разделился на группы: «Владимировичи», «Борисовичи», «Глебовичи», «Историки» (сбор сведений о Святополке).
Цель –развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Время выполнения работы:2 недели.
Режим работы:урочно-внеурочные занятия.
Подготовительный этап
Определение темы;
выбор рабочих групп и распределение ролей;
определение источников информации, постановка задач;
выбор критериев оценки.
Основной этап Разработка проекта (сбор и уточнение информации)
Заключительный этап Защита проекта
Ученики выступают перед одноклассниками и жюри
Критерии оценки
Содержание
Оформление
Выступление
üглубина материала
üналичие иллюстративного материала
üграмотность речи
üлогичность изложения
üотражение идеи исследования
üубедительность, умение отвечать на вопросы
üкритичность
(Собственные выводы)
üвыдержанность стиля
üвыразительность речи, артистизм
Материалы урока и проекта учащихся успешно апробированы, пятиклассники проявили живой интерес к духовной литературе. Теперь они легко узнают «блаженных» героев в других произведениях.
Внедрение компьютерных технологий на уроках литературы повышает интерес учащихся, создаёт эмоциональный настрой детей на восприятие информации, формирует целостное отношение к знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий, мультимедиа - и Интернет-ресурсов.
Используемая литература:
1. Литература.5 кл. Поурочные планы (по программе А.Г.Кутузова). Составитель Л.М.Серёгина – Волгоград:Из-во «Учитель», 2003.
2.Приложение к журналу «Литература в школе» № 2-2005.