До прихода в школу дети овладевают начальными речевыми навыками, поэтому задача школы - развитие речи. Развитие речи – традиционный термин школьного преподавания русского языка, определяющий содержание и цель обучения русскому языку, которая состоит в овладении речью как способом общения, выражения мыслей и обмен информацией. Работа над культурой речи дополняет изучение языковой системы в школьном курсе русского языка.
Развитие речи учащихся в начальной школе осуществляется в трех направлениях: 1)овладение языковыми нормами; 2) обогащение словарного запаса и грамматического строя речи ученика; 3) формирование умений и навыков связного изложения мыслей. [REF _Ref326666828 \r \h 1 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F005200650066003300320036003600360036003800320038000000 , с.56]
Изучение русского языка в школе и обучение учащихся правильной речи не всегда представляют собой единый взаимообусловленный процесс. Часто работа над теоретическим материалом не совпадает с процессом речевого развития учащихся, кроме того, она обычно занимает в школе большую часть учебного времени. Как правило, учителя волнует орфографическая грамотность учащихся. Изучение языковых понятий и обучение практическому их использованию не всегда находятся в органической связи. Это приводит к тому, что в речи школьников появляется большое количество ошибок. [REF _Ref326667103 \r \h 20 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F005200650066003300320036003600360037003100300033000000 , с.12]
В устной и письменной речи младших школьников встречается много ошибок. Неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма – это все ошибки речевого пользования, они называются речевыми.[20,с.31] Ошибки в области практической грамотности: орфографические и пунктуационные - к речевым не относятся.
Учителя следят за устной речью, исправляют ошибки, проверяют тетради. Но этого недостаточно. Нужна планомерная работа, нужна система совершенствования речи детей. Научить школьников предупреждать ошибки – дело не из легких. Во – первых, в предупреждении речевых ошибок ученик не может опереться на четкую систему научных определений и правил, как, например в работе над орфографией. Во – вторых, уровень грамматических и других теоретических знаний по языку у младших школьников еще не высок; в – третьих, речевые ошибки учащихся в своем большинстве индивидуальны, что исключает привычные общеклассные формы работы.[REF _Ref326667338 \r \h 47 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F005200650066003300320036003600360037003300330038000000 , с.32]
Ошибки и недочеты порождают отступления от норм литературного языка в речи учащихся, нарушение принципа коммуникативной целесообразности. Этот «отрицательный языковой материал», роль которого, по мнению Л. В. Щербы, «громадна и до сих пор еще не оценена в языкознании», представляет большой интерес и для методики преподавания русского языка. По нему можно судить о том, какими нормами литературного языка еще не овладел ученик, какие отступления от качеств хорошей литературной речи он допускает. Именно поэтому изучению речевых ошибок детей в методике преподавания русского языка уделяется большое внимание. Накоплен, в частности, и обширный материал, характеризующий речевой опыт учащихся, в том числе и негативный. [REF _Ref326667338 \r \h 47 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F005200650066003300320036003600360037003300330038000000 , с.81]
Исследования проблемы речевых ошибок учащихся проводились и проводятся по ряду направлений: предложены классификации речевых ошибок и недочетов (С. Н. Цейтлин, М. Р. Львов, Т. А. Ладыженская, Н. А. Н. А. Пленкин), обоснованы методы и приемы анализа речевых недочетов (Т. А. Ладыженская, С.Н. Цейтлин). Между тем далеко не все аспекты работы по речевому развитию учащихся получили достаточное освещение. Среди них - создание системы заданий и упражнений по предупреждению речевых ошибок учащихся.
|