Изучение основных приемов звукоизвлечения игры на фортепиано
Submitted by Надежда Николаевна Никифорова on Fri, 11/10/2013 - 15:31
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Саратовской Области Среднего Профессионального Образования «Вольский педагогический колледж им. Ф.И.Панфёрова»
игры музыкальных произведений; закрепление теоретических знаний,
с целью формирования необходимых профессиональных компетенций необходимых для реализации профессиональных задач на уроках музыки и внеурочных музыкальных занятиях в начальной школе.
Воспитательная: воспитывать эстетический вкус; любовь к музыке; усидчивость и трудолюбие.
Развивающая: развитие познавательной и творческой активностичерез различные виды деятельности студентов, умение организовывать собственную деятельность по освоению новых знаний по предмету, стимулировать устойчивый интерес для успешного решения профессиональных задач.
Вид занятия: урок, 45мин
Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний.
Методы занятия:
Словесный,
Объяснительно-иллюстративный.
Метод активизации музыкально-слуховых представлений.
Метод эмоционального воздействия и убеждения.
Здоровьесберегающих технологий.
Внутрипредметные связи: теория музыки и практикум, музыкальная литература.
Знать:нотописание, длительности нот, основные приемы звукоизвлечения, динамические оттенки, аппликатуру.
Уметь:исполнить по нотам изучаемый песенный материал 1 класса, упражнения, этюд и пьесу, направленные на освоение основных приемов исполнения.
Ход занятия
№
элемента
занятия
Элементы занятия
Время,
минут
Методы
Организационная часть.
Сообщение темы урока.
Сегодня мы продолжим работать над освоением основных приемов игры на фортепиано.Тема урока: изучение основных приемов звукоизвлечения_
2
Словесный
Мотивация учебной деятельности
-Что такое музыка?
(Это поэзия, выраженная звуками)
- послушайте как поэт Вадим Семернин отвечает на этот вопрос.
Ветер чуть слышно поёт,
Липа вздыхает у сада…
Чуткая музыка всюду живёт -
В шелесте трав,
В шуме дубрав –
Только прислушаться надо.
Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода –
Это мелодией вечной своей
Мир наполняет природа!
И вот эти чудесные звуки, чувства, мысли, воплощенные в нотном тексте должен выразительно исполнить музыкант. И не только передать, но заставить нас пережить эти чувства, эти образы вместе с композитором или с героем, которого изображает музыка.
И поэтому нам необходимо овладеть секретами выразительного исполнения на инструменте.
Можно прикасаться к инструменту по-разному, в зависимости от того, что нам нужно звуками передать.
3
Словесный.
Метод активизации музыкально-слуховых представлений.
3.
Актуализация опорных знаний студентов, работа над упражнениями, подготовка к исполнению музыкальных произведений.
-А какие основные приемы звукоизвлечения ты знаешь?
Legato
Nonlegato
Staccato
Найди на карточках обозначение штрихов.
Подготовим руки к исполнению.
Упражнение «Радуга»
Надя, представь, что ты находишься в лесу после дождя. И вдруг ты видишь радугу – она такая красивая, что тебе сразу захотелось ее нарисовать, а под рукой нет ни красок, ни бумаги. Ну ничего страшного – нарисуем ее в воздухе (Рисует радугу) А теперь перенесем руку на инструмент и будем рисовать над клавиатурой, приговаривая стишок. В конце каждой строчки нажимаем клавишу любым на выбор пальцем. Сначала правой рукой, затем левой.
- Ой, ты, радугу, дуга, под тобой лежат луга,
В небе ты повисла, словно коромысло…
Я красивую такую в полминуты нарисую.
Следующее упражнение:
«Командир и солдаты»
Голова-командир. Пальцы солдаты. Солдаты (пальцы) спят. Командир их будит. Например: Проснись первый солдат – ребенок шевелит первым пальцем и т. д. Сначала делаем правой рукой, затем левой.
Пальчиковая гимнастика.
- «Пальчики здороваются» Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.
Повстречал ежонка еж:
«Здравствуй, братец! Как живешь?»
- Надуваем шарик. Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, ладошками образовать маленький, а затем большой шарик. Когда воздух выходит, принять исходное положение.
- «Вертолет». Пальцы обеих рук
( кроме указательных и больших) – в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед соединить их подушечками (это хвост вертолета). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолета. -« Шествие».(как раз к новой теме). Левая рука поднята, ладонь раскрыта, локоть чуть отведен в сторону. Указательным и средним пальцами правой руки медленно, но с нажимом пройтись по центру левой ладони. Пальцы левой руки под нажимом подаются назад. Затем руки поменять.
- Топ – топ - топ - топ - топают ножки.
Идет Надя по дорожке.
Упражнение №23. С. Барсуковой
Исполнение «Этюда» - О. Сотниковой.
10
Словесный.
Метод активизации музыкально-слуховых представлений.
Здоровьесберегающих технологий.
Работа по карточкам.
4.
Воспроизведение ранее полученных знаний и способов деятельности. Работа над совершенствованием музыкального и теоретического материала урока
«Веселый музыкант» муз. А. Филиппенко.
Работа над исполнением песни:
Исполнение песни
Слушание записи исполнения на синтезаторе
Работа над штрихами и разным характером музыки в куплетах.
К. Лонгшамп- Друшкевичова «Полька»
Композитор сочинила много пьес для начинающих пианистов, и одной главной своих целей считала воспитание художественного мышления. Пьески удобны для исполнения, и очень интересны по музыкальному содержанию.
Что такое «Полька»- Глоссарий
Исполнение Польки.
Работа над штрихами и динамическими оттенками.
Работа по карточкам- определи музыкальный термин (Приложение №1)
15
Словесный, эмоционального воздействия и убеждения; активизации музыкально-слуховых представлений.
Работа с карточками.
Работа с Глоссарием.
Приложение №1
5.
Самостоятельное выполнение практической части работы.
Сочинение небольшой музыкальной пьесы по предложенной картинке.
Приложение №1 (Медведь - Мышь).
Исполнение двух контрастных по характеру небольших музыкальных пьес (Медведь, Мышка). Показ картинки студентке, гости отгадывают название и образ данной пьесы.
5
Словесный.
Метод активизации музыкально-слуховых представлений.
Работа с карточками. Приложение №1
6.
Обобщение и систематизация знаний.
Разгадывание кроссворда.
6
Словесный.
Работа с карточками.
Метод активизации музыкально-слуховых представлений.
Кроссворд
7.
Подведение итогов, оценка
2
Словесный.
8.
Задание на дом
2
Найти и оформить данные о композиторе
А. Филиппенко.
Продолжить работу над музыкальными произведениями.
Приложение №1
Как называется этот прием?
Что обозначает лига?
Как называется прием исполнения мелодии?
Что обозначает этот термин?
Crescendo
Cresc.
Что обозначает этот термин?
Diminuendo
Что обозначает этот термин?
Forte
Piano
Приложение№2
По горизонтали:
Собирательное название семейства клавишных струнных музыкальных
инструментов, в которых звук извлекается при помощи ударяющих о струны молоточков. Существует в двух разновидностях.
2.Указание об отрывистом, коротком исполнении звуков мелодии; один из
приемов звукоизвлечения, противоположный легато.
3. Связное исполнение звуков, когда один звук как бы переходит в другой без
перерыва между ними. Один из основных приемов звукоизвлечения.
4. Знак постепенного усиления звука, нарастающей силы музыкального
звучания.
По вертикали:
1.Знак, применяемый для записи музыкальных звуков и указывающий их