Технология междисциплинарного обучения на уроках в начальной школе
Submitted by Елена Николаевна Трушина on чт, 10/10/2013 - 18:42
Дисциплина:ПМ 01
Специальность: 050146«Преподавание в начальных классах»
Курс:III
Группа: 2н3,3н2,3н3
Дата проведения:
Тема: Технология междисциплинарного обучения на уроках в начальной школе
Цели занятия:
Дидактическая (обучающая):
- по окончании урока студенты должны иметь представление о технологии междисциплинарного обучения на уроках в начальной школе
Воспитательная:- формировать профессиональную направленность при анализе образовательных технологий;Развивающая:- развивать аналитические способности студентов при анализе образовательных технологий;
Вид занятия: урок
Тип занятия: сообщения новых знаний
Методы занятия:лекция, кейс-метод, имитационная игра, выполнение тренировочных упражнений.
Внутрипредметные связи:
Межпредметные связи: ПМ 04,тема «Характеристика основных программ НОО»
обеспечивающие: осведомлённость студентов в подборе необходимых материалов для самообразования по теме урока.
обеспечиваемые:логикой излагаемого материала.
Оборудование и методическое обеспечение урока: (с использованием электронных ресурсов, интернет ресурсов,обучающих компьютерных программ и т.д.)
Студент должен в соответствии с ФГОС СПО:
- Знать:программы и учебно-методические комплекты для начальной школы;
- Уметь:использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;
Литература:Дик Н. Ф.
Современный справочник учителя начальных классов в вопросах.-М.: Просвещение,2011.
Аттестация учителей начальных классов.
Методические рекомендации – М.: Просвещение, 2009.Гриф Минобр.
Ход занятия
№
элем.
занят.
Элементы занятия
Время,
минут
Методы
1
Организационная часть
1
2
Мотивация учебной деятельности
5
Вводная беседа
3
Сообщение темы, цели задач занятия
5
4
Актуализация опорных знаний студентов
10
Проблемная беседа. Урок остаётся основным пед.инструментом реализации требований ФГОС. Обязательна ли модернизация урока? Как она должна проводиться?
5
Введение нового учебного материала
30
лекция
6
Осмысление учебного материала
20
Решение проблемных ситуаций МДОКакую МД-тему вы можете предложить?
7
Обобщение и систематизация знаний
10
Упражнения
8
Подведение итогов
5
Анализ тезисов темы
9
Задание на дом
4
Разработать рекомендации по работе с различными категориями детей
1.Организационная часть
2. Мотивация учебной деятельности
3. Сообщение темы, цели задач занятия:
4. Актуализация опорных знаний студентов.
5. Введение нового учебного материала.
В образовательной практике междисциплинарность может проецироваться в структуру учебных предметов:
Межпредметная интеграция, где знания одного предмета получают знания другого;
Организация исследовательской деятельности обучающихся на основе изучения общего предмета/проблемы с точки зрения различных подходов;
Исследование и познание происходят в пространстве понимания одной общей, абстрактной категории.
Прилагательное «междисциплинарный» часто используется в образовательной сфере, когда исследователи двух и более дисциплин объединяют в общий фонд свои подходы и трансформируют их так, чтобы они стали приемлемыми для решения определенных проблем, чтобы ученики могли понять данный предмет в пределах множества традиционных дисциплин. При этом образуется новый способ понимания предмета.
Содержание программ междисциплинарного обучения, изложенных в работе С. Кэплан, включало модель обогащения Дж. Рензулли и основывается на следующих принципах:
1. Изучение глобальных, основополагающих тем;
2. Интеграции тем и проблем, относящихся к разным областям знаний;
3. Использование принципа междисциплинарности;
4. Рассмотрение задач «открытого типа», т.е. не имеющих единственного решения;
5. Соблюдение принципа высокой степени насыщенности содержания.
Междисциплинарная модель обучения, предполагает принципиально новое качество материала и степень напряженности его изучения, максимальную гибкость методов обучения, основываясь на обогащенном содержании, предусматривает высокий уровень мыслительных процессов и самостоятельность обучающегося, способствуя развитию самопознания и самопонимания. Курс МДО в начальной школе предполагает ознакомление и формирование умения оперировать необходимым «словарем исследователя» — такими понятиями, как факт, мнение, гипотеза, доказательство, критерий и т. п. В процессе осуществления различных исследований на занятиях по МДО дети приобретают мыслительные и исследовательские умения, учатся представлять результаты своих больших и малых работ в самых разнообразных формах. Дети учатся:
• анализировать;
• классифицировать;
• сравнивать;
• выделять критерии и оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев;
• рассматривать проблему с разных точек зрения;
• проверять;
• доказывать;
• устанавливать последовательность;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• делать умозаключения;
• комбинировать;
• преобразовывать;
• предсказывать;
• придумывать новое;
• вести диалог и решать проблемы в малых группах.
Кроме того, ученики приобретают важные исследовательские умения:
• ставить исследовательские вопросы;
• формулировать проблемы;
• выдвигать гипотезы;
• составлять план работы;
• вести наблюдения, планировать и проводить простейшие опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез;
• планировать и проводить небольшие интервью;
• собирать необходимую информацию из разных источников (книги, энциклопедии, словари, простейшие графики, диаграммы, таблицы, рисунки, схемы и т. п.);
• организовывать (систематизировать) информацию.
Ко всему перечисленному следует добавить и то, что на протяжении всего обучения в начальной школе дети постепенно осваивают различные способы представления результатов своей работы: рисунок, коллаж, схема, диаграмма, график, простейшая таблица, макет, модель, небольшой сценарий, рассказ, доклад и т. п.
Первый год обучения строится вокруг глобальной темы «Изменение», смысл которой постепенно раскрывается с помощью серии междисциплинарных обобщений. Каждый раздел программы посвящен изучению одного из основополагающих обобщений, которое и определяет название раздела. В то же время в рамках раздела ученики не ограничены открытием и изучением только одного центрального обобщения. Они делают дополнительные открытия, формулируют новые обобщения, которые могут иметь меньший уровень общности (вплоть до уровня одной узкой темы: Солнечная система, семья или дикие и домашние животные), но обязательную смысловую связь с центральным. Каждое такое обобщение позволяет ребенку продвигаться все глубже и глубже в понимании смысла основополагающего обобщения. Так, например, в разделе «Полезные и вредные изменения» центральное обобщение — изменения могут быть полезными и вредными. Изучение многочисленных фактов из разных областей позволяет детям не только обосновать эту идею, но и сделать такие дополнительные обобщения: полезные и вредные изменения взаимосвязаны; одно и то же изменение может оцениваться по-разному в зависимости от точки зрения; мимикрия — полезное изменение для одних животных, но вредное для других (тех, кто ими питается) и т. п. Количество и содержательно-смысловое разнообразие дополнительных обобщений — вариативная часть программы, которая обусловлена следующими основными факторами: временные возможности учебного плана; особенности обязательной программы по предметам; индивидуальные особенности учащихся (их познавательныепотребности и возможности);
• высокие профессиональные возможности учителя в отношении расширения программы (свободное владение технологией построения занятий по МДО, эрудиция, хорошее знание познавательных потребностей и возможностей своих учеников и т. п.), что требует прохождения специального обучения и достаточного опыта работы.
6.Осмысление нового материала
Междисциплинарная глобальная тема «Мир/Человек» направлена на целостное
представление личности о мире и его функционирования, выживания и развития в этом мире. При этом мир понимается как
космическое пространство, Вселенная;
более узкое представление – земной шар, Земля со всем существующим по ней;
другое: совокупность каких-либо явлений, предметов, окружающих человека (мир красок, мир музыки);
или: круг явлений психологической жизни (чувств, переживаний, представлений);
мир можно воспринимать и как земную жизнь в противовес потусторонней;
мир – это объединение, сообщество, единство с обществом, согласие, отсутствие разногласий, вражды и ссор, отсутствие войн, покой и спокойствие.
Человек как
высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры является носителем внутренних характерных качеств, свойств, относящихся к определенной среде,
обществу и т.д.
Человек – не просто Homo Sapiens (человек разумный), обладающий разумом;
он – толковый, рассудительный, имеющий здравый смысл, способный к мыследеятельности.
Человек – личность, имеющая высокие моральные и интеллектуальные свойства. Обладая данными составляющими, человек способен менять этот мир к лучшему и изменяться, совершенствоваться сам в окружающем мире.
МД-тема «Мир/Человек» способствует пониманию взаимообусловленности, непрекращающейся взаимосвязи, зависимости явлений, процессов в космическом пространстве и природе человека. Какую МД-тему вы можете предложить?