Submitted by Елена Владимировна Захаренкова on Wed, 09/10/2013 - 19:59
Задачи для подшефных:
1. Понимать основной смысл текста; учить находить в тексте слова и выражения, характеризующие героя произведения, оценивать события, поступки персонажей.
2. Учить выражать свое мнение словами «Я считаю…», «Я думаю…», «Мне кажется…» Составлять небольшой описательный рассказ о своей бабушке.
3. Воспитывать доброе отношение к людям зрелого возраста.
Организовать беседу с подшефными по рассказу В. А. Осеевой «Просто старушка».
Оживить опыт воспитанников рассказами о своей помощи бабушкам.
Воспитывать взаимопомощь.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, бланки для раскрасок, цветные карандаши, комплекты книг В. А. Осеевой, полоски бумаги с характеристиками бабушек: «добрая», «жадная», «строгая», «хорошая», «заботливая», «любимая», «веселая», «нежная», «грубая».
Занятие проводят: Ситникова Д., Захаренкова Е. В.
Техническое сопровождение: Надзиваный А.
Работа с подшефными: Дзюбан К., Шелюжак Е., Прилюдко Е., Кузютина К.
Приложения: презентация к занятию, раскраски.
Ход
Дарина.Слайд 1. Сегодня я хочу вас познакомить с рассказом В. А. Осеевой «Просто старушка». На этом слайде картинки из нескольких ее рассказов. В конце занятия вам нужно будет выбрать картинку из этого рассказа.
Е.В.:
В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами:
«Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
– Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нем не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать,– сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».
Это сказала писательница. А вот простая девочка из нашей школы.
Вы знаете эту девочку? (Дарина играет с нами на переменах)
Сегодня Дарина научит Вас еще и думать, когда вы читаете рассказы.
Артем будет помогать нам работать с презентацией.
Остальные девочки будут помогать вам думать о рассказе. Выберите своих помощников.
Дарина.Найдите рассказ «Просто старушка». Прочитайте самостоятельно.
Дарина.Слайд 2.
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
- Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.
Дарина.Слайд 3. Когда он вернулся, девочка спросила его:
- Это твоя бабушка?
- Нет, - отвечал мальчик.
- Мама? - удивилась подружка.
- Нет!
- Ну, тетя? Или знакомая?
- Да нет же, нет! - отвечал мальчик. - Это просто старушка.
Дарина.Слайд 4.
Что такое «по-скольз-ну-лась»? (оступилась на скользком месте)
Что такое «у-ди-ви-лась»? (увидела что-то неожиданное)
Старуха – старушка
Чем различается значение слов старуха и старушка?
Дарина.Слайд 5. Посмотрите картинки. Как вы думаете, где здесь образ старухи, а где старушки?
Дарина.Слайд 6. Давайте поговорим о мальчике.
Каким вы представляете мальчика из рассказа?
Правильно ли он поступил?
Почему он помог старушке?
Какие слова помогают понять, что мальчик ни секунды не раздумывал?
Найдите эти слова в тексте (бросился на помощь)
Дарина.Слайд 7. Давайте поговорим о девочке.
Как бы поступила девочка, если бы она была одна и увидела старушку?
(Я считаю… Я думаю… Мне кажется…)
Почему девочка задавала такие вопросы?
Как будем читать слова девочки? (С удивлением)
Почему девочка больше ни о чем не спросила?
Дарина.Слайд 8. Вспомните что-нибудь похожее из своей жизни
Е.В.Слайд 9. Правила (читают по одному)
Бабушки уже не молоды, поэтому их надо беречь и обязательно помогать во всем.
Внимания и помощи ждут не только родные ваши бабушки.
Не забывайте заботиться о чужих одиноких, больных, престарелых людях как позаботился мальчик из рассказа «Просто старушка».
Дарина.Слайд 10. Вы узнали, какая картинка из рассказа «Просто старушка»?
Е.В.Слайд 11. Вам нужно выбрать слова, которые подходят Вашим бабушкам
Дарина. Слайд 12. Вам нужно выбрать картинку той бабушки, которая похожа на Вашу и раскрасить ее.
Слайд 13. По окончании раскрашивания каждый учащийся дает характеристику своей бабушке по схеме:
Это моя бабушка.
Ее зовут…
Моя бабушка… (какая?)
Моя бабушка… (что делает?)
Я буду всегда помогать своей бабушке.
Е.В.На этом занятие завершено.
Кто у вас сегодня был учителем?
Какой рассказ вы читали?
Чему научил вас этот рассказ?
Запомните эти правила (Дарина держит в руках), а Дарина вас будет спрашивать о них.