Упражнения для губ.
«Улыбка»
Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы и удерживать это положение 5-7 секунд.
«Трубочка»
Вытянуть губы трубочкой: 1-й вариант – произносить звук {У} без участия голоса; 2-й вариант – губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат; зубы сомкнуты.
«Двери открываются»
Медленно открывать рот до получения расстояния в 10-15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка»
Для звука {Р} Для звука {Л}
1. «Блинчик» 1. «Качели»
2. «Расческа» 2. «Лопатка»
3. «Чьи зубы чище?» 3. «Иголка»
4. «Кошечка» 4. Чередование упражнений 2-3
5. «Маляр» 5. «Часики»
6. «Качели» (внутри рта) 6. «Сладкое варенье»
7. «Лошадка» 7. «Блинчик»
8. «Грибочек» 8. «Чашка»
9. «Гармошка» 9. «Чистим зубы»
10. «Индюк» 10. «Расческа»
11. «Пулемет» 11. «Парус»
12. «Самолет гудит» 12. «Индюк»
13. «Язычок на прогулке»
Для звуков {С} {З} {Ц} Для звуков {Ш}{Ж}{Ч}{Щ}
1. «Бегемотик» 1. «Лопатка»
2. «Лягушка» 2. «Иголка»
3. «Хоботок» 3. Чередование упражнений 1-2
4. Чередование упражнений 2-3 4. «Чистим зубы»
5. «Заборчик» 5. «Расческа»
6. «Трубочка» 6. «Качели»
7. Чередование упражнений 5-6 7. «Чашка»
8. «Лопатка» 8. «Часики»
9. «Иголка» 9. «Блинчик»
10. Чередование упражнений 8-9 10. «Сладкое варенье»
11. «Кошка сердится – кошка спит» 11. «Индюк»
12. «Блинчики» 12. «Катушка»
13. «Катушка» 13. «Язычок на прогулке»
Упражнения для языка Р
«Блинчик»
Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу. Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на зубы, а верхние зубы также не закрывались верхней губой (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, с высунутым между губами языком произнести слоги «пя-пя-пя». По достижения успеха язык сделать широким уже без произнесения этих слогов и дуть до образования желобка по средней линии языка. Повторить упражнение 5-6 раз.
«Расческа»
На счет «один» улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Закусить язык верхними зубами и протягивать его межу зубами вглубь рта под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5-6 раз.
«Чьи зубы чище?»
Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Повторить упражнение 5-6 раз.
«Кошечка»
Загнуть широкий кончик языка вверх к носу. Если такое движение не получается, то предварительно следует поупражняться в облизывании справа налево верхних зубов под губой, затем в облизывании верхней губы. Повторить упражнение 5-6 раз.
«Маляр»
Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад. Повторить упражнение 5-6 раз.
«Качели» (внутри рта)
Загибать широкий кончик языка поочередно вверх-вниз между зубами с постепенным оттягиванием его вглубь рта. Все движения следует проделывать неторопливо, четко, ритмично под мысленный счет «раз-два» (вверх), «раз-два» (вниз) и т.д., постепенно ускоряя темп на последующих занятиях. Повторить упражнение 5-6 раз.
«Лошадка»
Пощелкивать кончиком языка. Присосать кончик языка к переднему краю нёба и оторвать, широко раскрыв рот. Повторить упражнение 5-6 раз.
«Грибочек»
Губы в положении «Улыбка», зубы разомкнуты. Присосать переднюю часть языка к твердому нёбу. Удерживать язык в этом положении до появления легких болевых ощущений в области подъязычной связки (от 1 до 10). Повторить упражнение 5-6 раз.
«Гармошка»
На счет «один» улыбнуться, широко открыть рот, щелкнуть языком и присосать его к нёбу. На счет «два», «три», «четыре», «пять», «шесть» опускать и поднимать нижнюю челюсть, не отрывая языка от нёба. При этом рот открыт, язык не опускается. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 6. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5-6 раз.
«Индюк»
На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык, поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по губе вперед-назад и произносить при этом «бл, бл, бл, бл». Выполнять под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5-6 раз.
«Пулемет»
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук {Д}: «д-д-д». Сначала звук {Д} произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Повторить упражнение 5-6 раз.
«Самолет гудит»
Губы в положении «Улыбка», видны верхние и нижние зубы, разомкнутые на 10-15 мм. Широкий кончик языка за верхними зубами. Произносить звуки З или Ж (должен получиться звук, напоминающий рокот мотора). Важно, чтобы боковые края языка должны быть прижаты к коренным зубам, кончик языка истончен и подвижен, губы не округлены. Повторить упражнение 5-6 раз.
Упражнения для языка Л
«Качели»
На счет «один» улыбнуться, открыть рот, упереть язык в альвеолы за верхними передними зубами. На счет «два» опустить язык вниз к альвеолам за нижними передними зубами. Выполнять упражнение по счет от 1 до 10, поочередно касаясь бугорков за верхним и нижним передним зубами, слегка упираясь в них. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5-6 раз.
«Лопатка»
На счет «один» улыбнуться, открыть рот. Высунуть изо рта и положить на нижнюю губу широкий распластанный язык. Удержать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть язык и губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5-6 раз.
«Иголка»
На счет «один» открыть рот, вытянуть губы вперед трубочкой. Просунуть между губами узкий язык и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до . Повторить упражнение 5-6 раз.
«Часики»
На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть кончик языка изо рта и коснуться левого угла рта. На счет «два» коснуться кончиком языка правого угла рта. Выполнять упражнения под счет от 1 до 10, поочередно касаясь левого и правого углов рта. Затем закрыть рот, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5-6 раз.
«Сладкое варенье»
На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта и расположить кончик языка в левом углу рта. Под счет от 1 до 6 облизать языком по кругу сначала верхнюю, затем нижнюю губу. Выполнять круговые движения 4 раза. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5-6 раз.
«Блинчик»
Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу. Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на зубы, а верхние зубы также не закрывались верхней губой (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, с высунутым между губами языком произнести слоги «пя-пя-пя». По достижения успеха язык сделать широким уже без произнесения этих слогов и дуть до образования желобка по средней линии языка. Повторить упражнение 5-6 раз.
«Чашка»
На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получился «ковшик». Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть язык и губы в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5-6 раз.
«Чьи зубы чище?»
Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону под счет от 1 до 5. На счет «два» поднять кончик языка вверх и так же «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5-6 раз.
«Расческа»
На счет «один» улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Закусить язык верхними зубами и протягивать его межу зубами вглубь рта под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5-6 раз.
«Парус»
На счет «один» улыбнуться, открыть рот, упереть язык в альвеолы за верхними передними зубами. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1до 5. Повторить упражнение 5-6 раз.
«Индюк»
На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык, поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по губе вперед-назад и произносить при этом «бл, бл, бл, бл». Выполнять под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5-6 раз.
«Язычок на прогулке»
На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык, поднять вверх. На счет «два» опустить язык вниз , на счет «три» повернуть к левому углу рта, на счет «четыре» повернуть к правому углу рта. Выполнять перекрестные движения языком 4 раза подряд, затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5-6 раз.
Упражнения для языка СЗЦ
«Бегемотик»
На счет «один» открыть рот на расстояние ширины 2-3 пальцев, при этом язык должен лежать спокойно, свободно во рту, кончик находится у нижних зубов. Удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5-6 раз.
«Лягушка»
На счет «один» улыбнуться, зубы не обнажать. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5-6 раз.
«Хоботок»
На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать «хоботок» под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5-6 раз.
«Заборчик»
На счет «один» улыбнуться, обнажить сомкнутые зубы. Удерживать челюсти и губы в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5-6 раз.
«Трубочка»
На счет «один» округлить губы и вытянуть вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5-6 раз.
«Лопатка»
На счет «один» улыбнуться, открыть рот. Высунуть изо рта и положить на нижнюю губу широкий распластанный язык. Удержать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть язык и губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5-6 раз.
«Иголка»
На счет «один» открыть рот, вытянуть губы вперед трубочкой. Просунуть между губами узкий язык и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до . Повторить упражнение 5-6 раз.
«Кошка сердится – кошка спит»
На счет «один» улыбнуться, открыть рот, упереть кончик языка за нижние передние зубы. Спинку и переднюю часть языка выгнуть (кошка сердится), на счет «два» вернуть язык в исходное положение, но с открытым ртом (кошка спит), язык при этом спокойно лежит во рту, кончик находится возле нижних зубов. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 6-7 раз.
«Блинчик»
Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу. Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на зубы, а верхние зубы также не закрывались верхней губой (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, с высунутым между губами языком произнести слоги «пя-пя-пя». По достижения успеха язык сделать широким уже без произнесения этих слогов и дуть до образования желобка по средней линии языка. Повторить упражнение 5-6 раз.
«Катушка»
На счет «один» улыбнуться, открыть рот, упереть кончик языка в основании нижних передних зубов и «выкатить» широкий язык вперед изо рта. Выполнять упражнение под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4-5 раз.
Упражнения для языка Ш Ж Ч Щ
«Лопатка»
На счет «один» улыбнуться, открыть рот. Высунуть изо рта и положить на нижнюю губу широкий распластанный язык. Удержать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть язык и губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5-6 раз.
«Иголка»
На счет «один» открыть рот, вытянуть губы вперед трубочкой. Просунуть между губами узкий язык и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до . Повторить упражнение 5-6 раз.
«Чьи зубы чище?»
Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону под счет от 1 до 5. На счет «два» поднять кончик языка вверх и так же «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5-6 раз.
«Расческа»
На счет «один» улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Закусить язык верхними зубами и протягивать его межу зубами вглубь рта под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5-6 раз.
«Качели»
На счет «один» улыбнуться, открыть рот, упереть язык в альвеолы за верхними передними зубами. На счет «два» опустить язык вниз к альвеолам за нижними передними зубами. Выполнять упражнение по счет от 1 до 10, поочередно касаясь бугорков за верхним и нижним передним зубами, слегка упираясь в них. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5-6 раз.
«Чашка»
На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получился «ковшик». Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть язык и губы в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5-6 раз.
«Часики»
На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть кончик языка изо рта и коснуться левого угла рта. На счет «два» коснуться кончиком языка правого угла рта. Выполнять упражнения под счет от 1 до 10, поочередно касаясь левого и правого углов рта. Затем закрыть рот, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5-6 раз.
«Блинчик»
Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу. Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на зубы, а верхние зубы также не закрывались верхней губой (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, с высунутым между губами языком произнести слоги «пя-пя-пя». По достижения успеха язык сделать широким уже без произнесения этих слогов и дуть до образования желобка по средней линии языка. Повторить упражнение 5-6 раз.
«Сладкое варенье»
На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта и расположить кончик языка в левом углу рта. Под счет от 1 до 6 облизать языком по кругу сначала верхнюю, затем нижнюю губу. Выполнять круговые движения 4 раза. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5-6 раз.
«Индюк»
На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык, поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по губе вперед-назад и произносить при этом «бл, бл, бл, бл». Выполнять под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5-6 раз.
«Катушка»
На счет «один» улыбнуться, открыть рот, упереть кончик языка в основании нижних передних зубов и «выкатить» широкий язык вперед изо рта. Выполнять упражнение под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4-5 раз.
«Язычок на прогулке»
На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык, поднять вверх. На счет «два» опустить язык вниз , на счет «три» повернуть к левому углу рта, на счет «четыре» повернуть к правому углу рта. Выполнять перекрестные движения языком 4 раза подряд, затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5-6 раз.
Использованная литература:
1. Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников». – М.: «Астрель», 2007.
2. Бушлякова Р.Г. «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой».- С-Пб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Автоматизация свистящих звуков у детей: дидактический материал для логопедов».- М.: Издательство ГНОМ и Д,, 2006 г.
4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Автоматизация шипящих звуков у детей: дидактический материал для логопедов».- М.: Издательство ГНОМ и Д,, 2006 г.
5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Автоматизация сонорных звуков Л, Ль у детей: дидактический материал для логопедов».- М.: Издательство ГНОМ и Д,, 2006 г.
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Автоматизация сонорных звуков Р, Рь у детей: дидактический материал для логопедов».- М.: Издательство ГНОМ и Д,, 2006 г.
|