Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе
Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активизацию деятельности учащихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем. Поэтому каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности. Методическая система Наталии Павловны в образовательном процессе опирается на использование передовых технологий обучения: проблемное обучение, метод проектов и исследовательская деятельность, информационно-коммуникационные технологии, опережающее и дифференцированное обучение, личностно-ориентированный и деятельностный подходы, здоровьесберегающие технологии. Именно эти технологии обеспечивают высокий результат профессиональной деятельности педагога. За годы своей педагогической деятельности Наталия Павловна пришла к выводу, что делает правильно, работая в системе развивающегообразования, где каждый урок должен давать воспитывающий эффект через чёткую организацию познавательной деятельности, требовательность и творческую взаимопомощь, привитие любви и уважения к предмету, использование воспитательных возможностей специфики предмета.
Ценностные ориентиры методической системы Семеняченко Н.П. - обеспечить гармонию общечеловеческой идентичности, гражданской идентичности и этнической идентичности в процессе становления человека. Ожидаемые эффекты от использования методической системы - высокое качество образования, консолидация общества в условиях роста его разнообразия. Основные приемы, методы педагогической системы, эффективно способствующие развитию личности ученика и гражданской идентичности: практическое значение материала; создание условий для самореализации детей; создание ситуации успеха; коррекция учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей учеников.
Свою методическую систему Наталия Павловна защищала перед педагогическим сообществом школы выступая на заседаниях МО учителей гуманитарного цикла, педсоветах с творческими отчетами: «Обучение школьников приемам учебной работы», «Исследовательские работы школьников: возможности, тенденции, результаты», «Использование обучающих компьютерных программ, презентаций, Интернета на уроках истории и обществознания». В 2011 году провела открытый урок «Я-гражданин России» с использованием ИКТ, обменивалась опытом гражданско-правового воспитания на областной НПК «Проблемы межкультурной коммуникации: история и современность» в Астраханском филиале НОУ ВПО «Южно-Российского гуманитарного института».
Систематическая работа по распространению собственного педагогического опыта осуществляется педагогом в рамках педагогических встреч, семинаров, конференций, при помощи налаженного сотрудничества с профессиональным сообществом , где Наталия Павловна обменивается опытом с коллегами и дляинтерактивного общения. Данные постоянно обновляются и добавляются. Ресурсы, представленные на Наталией Павловной, являются авторскими разработками и включают в себя обширный материал: статьи, публикации, учебно-методические материалы по истории, выставки творческих и проектных работ, справочную информацию, видео и фото банки, блог для учителей истории и обществознания по методике и использованию современных технологий и ресурсов, материалы в помощь классным руководителям и многое другое. В процессе сотрудничества с профессиональными сообществами происходит трансляция своего опыта и изучение передового опыта коллег. Наталия Павловна является активным участником 5 профессиональных сообществ. Авторские разработки Наталии Павловны применяют многие учителя города и области на своих уроках.
Наталия Павловна обобщила опыт своей работы по двум темам:
- По теме «Использование ИКТ-технологий на уроках истории и обществознания с целью развития познавательного интереса. Формирование навыков исследовательской работы». Цель инновационной работы – формирование и развитие познавательного интереса учащихся, формирование навыков исследовательской работы путем целенаправленного отбора содержания учебного материала, использования ИКТ и активных методов обучения. В 2011 г педагог разместила инновационный опыт своей работы по данной теме в банке данных Лаборатории инновационного педагогического опыта ГАО У АО «Астраханского института повышения квалификации и переподготовки» (справка №4588).
- По теме «Воспитание патриотизма через деятельность школьного музея Боевой Славы «Память». Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Помогает учащимся узнать историю и проблемы родного края «изнутри». Понять как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, как они любили и защищали свою Родину от врагов. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству. 2011 г педагог разместила инновационный опыт своей работы по данной теме в банке данных Лаборатории инновационного педагогического опыта ГАО У АО «Астраханского института повышения квалификации и переподготовки»
Опытом своей преподавательской деятельности, своими находками и достижениями Наталия Павловна делится с коллегами и имеет следующие методические публикации, отражающие элементы методической системы
№
|
Название работы:
|
Место и дата публикации:
|
2
|
Статья «Использование и внедрение инновационных технологий в ОУ с целью развития и совершенствования воспитательной работы»
|
Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: «Образование и искусство: история, проблемы, перспективы»
Изд-во ОГОУ ДПО «АИПКП»
2009
|
3
|
Статья «Использование метода проектов на уроках истории как дидактического средства активизации познавательной деятельности школьников»
|
Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Профессионализм педагога в условиях инновационного развития системы образования»
Изд-во ОГОУ ДПО «АИПКП»
2009
|
4
|
Статья «Методические приемы обучения, формирующие толерантное сознание школьников на уроках истории и обществознания»
|
Материалы научно-практической конференции «Проблемы межкультурной коммуникации: история и современность»
ГП «Издательско-полиграфический комплекс «Волга»
2009
|
5
|
Статья «Социализация учащихся на уроках истории и обществознания посредством овладения правовыми знаниями, умениями и навыками»
|
Материалы городской педагогической научно-практической конференции «Сотрудничество и социальное партнерство как условие развития образовательного учреждения»
Изд-во ОГОУ ДПО «АИПКП»
2009
|
6
|
Статья «Проблемы и методы в работе по духовно-нравственному воспитанию с учащимися»
|
www.konf.afurgi.ru
2010
|
9
|
Статья «Культура общения учителя – необходимое качество современного педагога в процессе управления учебной деятельностью учащихся»
|
www.konf2011.afurgi.ru
2011
|
1
|
Статья «Условия формирования правовой компетентности учащихся»
|
www.konf2011.afurgi.ru
2011
|
1
|
Статья «Воспитание правовой культуры учащихся»
|
www.konf2012.afurgi.ru
2012
|
1
|
Статья «Возможности школьного курса истории в формировании толерантного сознания обучающихся»
|
www.konf2012.afurgi.ru
2012
|
|
Статья «Актуальность проблем межкультурной коммуникации в современных условиях»
|
www.konf2013.afurgi.ru
|
|
Статья «Роль толерантности в сохранении мира в полиэтническом обществе».
|
www.konf2013.afurgi.ru
|
|
Сценарий КТД «Высок и свят их подвиг незабвенный»
|
http://www.openclass.ru/node/281811
|
|
План – конспект урока по обществознанию в 5 классе Тема: «Методы родительского контроля и руководства»
|
http://www.openclass.ru/node/275364
|
|
Конспект учебного занятия для 7 класса Пётр 1- «тиран» или Великий реформатор?
|
http://www.openclass.ru/node/162147
|
|
Урок истории по теме: «Отмена крепостного права в России».
|
http://www.openclass.ru/node/165783
|
Также у Наталии Павловны есть авторские методические разработки
имеющие экспертное заключение:
- Сценарий ролевой игры «Шаги по правовому лабиринту» (справка №5505 ОТ 07.12.2011)
- Конспект урока «Выборы в демократическом государстве (справка №5504 ОТ 07.12.2011)
- Сценарий праздника «Юбилей Астрахани» Приложение к журналу №3 (7) «Образование в Астраханской области» Изд-во ОГОУ ДПО «АИПКП» (публикация)
С целью создания единого воспитательного и образовательного пространства, формирования у учеников российской самоидентификации, чувства причастности к русской культуре, формирования навыков использования полученных знаний в 2011 году Наталией Павловной вместе с учителем русского языка и литературы Иринарховой А.Г. был реализован проект «Межпредметного взаимодействия в преподавании курса «История западной России». Данный проект ставил цель усилить воспитательное значение учебных курсов и основывался на педагогическом прагматизме, т.е. «обучения посредством деятельности». Деятельностный метод помог сформировать познавательный интерес к истории своей малой Родины, усилил патриотическую направленность учебной работы. Образовательный потенциал данной проектной деятельности заключается в возможности создания у учащихся образа цельного знания, соединения усилий учителей разных предметов для синтеза этого знания, повышения мотивации учащихся в получении дополнительных знаний. Итоги реализации данного проекта были обобщены на заседании МО. Было отмечено, что такие проекты помогают формировать гражданскую идентичность учащихся школы. Методическая система Наталии Павловны апробирована педагогическим сообществом.
|