8. Цель урока: познакомить учащихся с понятием алгоритма и его свойствами.
9. Задачи:
- обучающие:
· дать понятие алгоритма;
· познакомить со свойствами алгоритма.
- развивающие
· развитие логического и алгоритмического мышления школьников через установление причинно – следственных связей.
- воспитательные
· воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
10. Тип урока: усвоение новых знаний
11. Формы работы учащихся - фронтальная и индивидуальная:
· чтение/прослушивание текста и последующие ответы на вопросы, предлагаемые учителем;
· обработка и представление информации в ином формате (составить кроссворд);
· наблюдение и изучение аппаратных средств компьютера, особенностей протекания процессов и явлений;
· запоминание алгоритмов действий, фиксация основных мыслей, формул для их дальнейшего использования;
· повторное возвращение к ролику в случае возникновения затруднений.
12. Необходимое техническое оборудование: ТСО (компьютер на рабочем месте учителя подключен к проектору и интерактивной доске.), ДСО (опорный конспект).
13. Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
5
6
7
1
Организационный момент (сообщение темы, целей, плана урока)
________
Формулирует цели и задачи урока
Подготовительная работа
3 мин.
2
Лекция
ЭОР №1
ЭОР №2
ЭОР №3
объясняет новый материал с использованием опорного конспекта и ЭОР
Отвечают на вопросы учителя
23 мин.
3
Заполнение кроссворда «Информация»
ЭОР №4
Наблюдает за выполнением задания
Учащиеся заполняют кроссворд с использованием ЭОР
7 мин.
4
Практическая работа «Руки солиста»
ЭОР №5
Наблюдает за выполнением задания
Отрабатывают навыки «слепой печати» с использованием ЭОР
Здравствуйте! Сегодня мы поговорим о понятие «алгоритм» и его свойствах.
Для решения большинства задач существует множество готовых программ. Но для того чтобы лучше понимать все происходящее с компьютером и уверенно принимать правильные решения, рядовому пользователю необходимо обладать определенной компьютерной грамотностью.
- Приходилось ли вам сталкиваться с понятием “алгоритм”? Если да, то где?
-Попытайтесь дать свое определение понятия “алгоритм”.
Появление алгоритмов связывают с зарождением математики. Более 1000 лет назад (в 825 году) ученый из города Хорезма Абдулла (или Абу Джафар) Мухаммед бен Муса аль-Хорезми создал книгу по математике, в которой описал способы выполнения арифметических действий над многозначными числами. Само слово алгоритм возникло в Европе после перевода на латынь книги этого математика.
Алгоритм– это конечная последовательность строго определенных действий, приводящих к однозначному решению поставленной задачи.
Вы постоянно сталкиваетесь с этим понятием в различных сферах деятельности человека (кулинарные книги, инструкции по использованию различных приборов, правила решения математических задач...). Обычно, мы, выполняем привычные действия, не задумываясь, механически. Например, вы хорошо знаете, как открывать ключом дверь. Однако, чтобы научить этому малыша, придется четко разъяснить и сами эти действия и порядок их выполнения:
ЭОР №1 «Происхождение и определение понятие «алгоритма»»
Свойства алгоритмов:
1. Массовость – обеспечивает решение широкого класса задач данного типа;
2. Понятность – перечень команд, которые понятны исполнителю;
3. Дискретность – т.е. разбить на последовательность отдельных шагов, только выполнив один шаг, переходим к другому;
4. Определенность или детерминированность – запись должна быть полной и четкой, чтобы не было потребности домысливать;
5. Результативность – процесс вычисления прекращается за конечное число шагов.
ЭОР №2 «Свойства алгоритма»
дим к другому;
Выполнение алгоритмов определяется следующими правилами:
Последовательность действий (линия);
Альтернативность действий (ветвление);
Использование повторений (цикл);
Использование вспомогательных алгоритмов.
Главная особенность любого алгоритма– формальное исполнение, позволяющее выполнить заданные действия (команды) не только человеку, но и различным техническим устройствам.
Объект, который будет выполнять алгоритм, обычно называют исполнителем.
Исполнитель- объект, который выполняет алгоритм.
Идеальными исполнителями являются машины, роботы, компьютеры...
Компьютер– автоматический исполнитель алгоритмов.
Множество команд, которые в состоянии выполнить данный исполнитель, называется системой команд исполнителя.
Алгоритм может быть задан
Словесно – описание алгоритма словами и предложениями.
Таблично - описание алгоритма в форме таблиц и расчетных формул.
Графически - описание алгоритма с помощью геометрических фигур, называемых блоками.
Выполнение алгоритмов определяется следующими правилами:
Последовательность действий (линия);
Альтернативность действий (ветвление);
Использование повторений (цикл);
Использование вспомогательных алгоритмов.
Главная особенность любого алгоритма– формальное исполнение, позволяющее выполнить заданные действия (команды) не только человеку, но и различным техническим устройствам.
Объект, который будет выполнять алгоритм, обычно называют исполнителем.
Исполнитель- объект, который выполняет алгоритм.
Идеальными исполнителями являются машины, роботы, компьютеры...
Компьютер– автоматический исполнитель алгоритмов.
Множество команд, которые в состоянии выполнить данный исполнитель, называется системой команд исполнителя.
Алгоритм может быть задан
Словесно – описание алгоритма словами и предложениями.
Таблично - описание алгоритма в форме таблиц и расчетных формул.
Графически - описание алгоритма с помощью геометрических фигур, называемых блоками.
ЭОР № 3 Логическая схема понятий по теме: «Управление и алгоритмы»
3. Кроссворд является диалоговым средством проверки освоения учащимися основных терминов и понятий учебной темы.После заполнения учащимся кроссворда появится сообщение правильности выполнения.
Учащиеся работают с кроссвордом «Управление и алгоритмы» (ЭОР №4).
4. Практическая работа. Запустите программу “Руки солиста”. (ЭОР № 5)