Урок может быть проведен с учащимися IIкурса ПУ или учащимися 11 го класса средней школы (возраст 15 - 17 лет).
Предполагается проведение урока в форме урока - бенефиса.
Условия для проведения:
· кабинет, оснащенный аудио- и видеоаппаратурой;
· книги с произведениями писателей и поэтов Русского Зарубежья;
· наличие репродукций картин Коровина, Рериха;
· грамзаписи произведений С.Рахманинова, М.Огинского.
·
Методические советы на подготовительный период:
· учащиеся заранее готовят сообщения о деятелях культуры Русского Зарубежья, эти сообщения редактируются преподавателем. Отбираются произведения, которые будут звучать на уроке;
· в кабинете оформляется выставка произведений поэтов;
· на доске записывается тема урока или готовится надпись на листе ватмана;
· готовится презентация «Поэты Русского Зарубежья».
Цели урока:
охарактеризовать причины, уяснить смысл эмиграции, её влияние на
развитие русской и зарубежной культуры;
проанализировать события, процессы и факты культурной жизни страны в
20-е - 30-е гг.;
сформировать умение логически, последовательно излагать учебный
материал;
развивать речь, интеллект учащихся;
прививать интерес к изучению нераскрытых страниц истории Отечества;
воспитывать у учащихся любовь к Родине, нравственную культуру,
эстетический вкус.
Оборудование:
запись «Полонез» М. Огинского, музыка Рахманинова;
подборка произведений Цветаевой М., Бальмонта К., Бунина И.;
репродукции картин Коровина К., Рериха.
Тип урока - урок-бенефис.
Структура урока:
I. Оргмомент.
П. Мотивационная беседа.
III. Изучение нового материала и продолжение работы над формированием учебных умений учащихся. Текущий контроль.
IV. Закрепление изученного материала. Обобщающий контроль.
V. Подведение итогов урока. Мотивация оценок. Рефлексия.
VI. Домашнее задание.
План изучения темы:
1. Большевики и интеллигенция.
2. Белая эмиграция.
3. Русская культура за рубежом.
Ход урока:
I. Оргмомент.
II.Мотивационная беседа:
1. Назовите основные события первых трех десятилетий XX века.
2. В чем заключается основное содержание дооктябрьского периода нашей истории?
3. Как изменилась жизнь в стране после событий октября 1917г.?
4. Охарактеризуйте основные направления политической и культурной жизни страны в 20-е - 30-е гг.
III. Изучение нового материала:
Логическое задание: Определите, в чем состоит драматизм судеб людей, покинувших Родину.
1. Большевики и интеллигенция.
Объяснение учителя.
В начальный период своего прихода к власти большевики мирились с существованием различных направлений в культурной и научной жизни. С теми учеными, культурными деятелями, которые тем или иным образом способствовали укреплению обороны и экономики страны или имели мировое признание, новая власть стремилась к тесному сотрудничеству. Этим людям предоставляли сносные условия жизни и работы. Ученые же считали своим долгом работать на благо Родины, хотя это и не означало, что они разделяли политические и идеологические воззрения большевиков.
Величайшее нетерпение поселилось в душах многих революционеров. Потом и кровью платили они за то, чтобы разрушить старый мир. Настало время осуществить девиз: «Кто был ничем, тот станет всем!». Была одна мелочь - не совсем ясно, что делать с теми, кто уже был «чем-то» до революции?
«Старая культура должна быть уничтожена», «Создадим новую чисто пролетарскую культуру» - это призывы и идеи Пролеткульта, который рассуждал примерно так: что можно дать борющемуся пролетариату пушкинский Евгений Онегин или лермонтовский Печорин? Не лучше ли их создателей сбросить с корабля истории?».
! ! ! - Как вы думаете, что выбрал бы пролетариат из двух ниже представленных произведений?
Ф.Шкулев
Мы - кузнецы, и дух наш молод,
Куем мы счастия ключи!
Вздымайся выше, тяжелый молот,
В стальную грудь сильней стучи!
Мы светлый путь куем народу –
Мы счастье родине куем...
В горне желанную свободу
Горячим закалим огнем.
Ведь после каждого удара
Редеет тьма, слабеет гнет,
И по полям родным и ярам
Народ измученный идет.
О. Мандельштам
Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза,
Цветочная проснулась ваза
И выплеснула свой хрусталь,
Вся комната напоена
Истомой - сладкое лекарство
Так много поглотило сна.
Немного красного вина,
Немного солнечного мая, -
И, тоненький бисквит ломая,
Тончайших пальцев белизна.
-Но стоит ли вообще так ставить вопрос? Подумайте!
2. Белая эмиграция
(Звучит полонез Огинского «Прощание с Родиной»)
- Кто знает название этого произведения? На сегодняшнем уроке речь пойдет о людях, вынужденных по каким-то причинам оставить Родину -русских эмигрантах.
Разные мотивы побуждали их к этому: политические, экономические, религиозные и т.д. Сегодня, переосмысливая прошлое, мы по-новому оцениваем факты, события, поступки людей. Русское зарубежье - это наша общая драма и трагедия, не до конца осознанная и раскрытая. Это - часть русского сердца и разума, как злого, так и благородного.
Немало людей в разные эпохи бежало из России -- князь Курбский и писатель А.Герцен, раскольники, враги царизма. Однако, переломным рубежом, изменившим смысл прежнего понятия «эмиграция», был октябрь 1917 года.
Белая эмиграция - это люди, не принявшие советскую власть и покинувшие Россию после октября 1917 г. К началу 20-х годов XX века в России насчитывалось более 200 тыс. человек, которые могли считаться интеллигенцией. Подавляющая ее часть отправилась в эмиграцию. Конечно, в каждом случае причины для отъезда могли быть различными.
Сообщения учащихся:
1. У Горького и Шаляпина неоднократно устраивались обыски, а их деятельность постоянно наталкиваясь на непонимание со стороны Зиновьева, грозившего арестовать близких им людей.
2. У композитора Глазунова не было даже нотной бумаги...
3. Трагически и нелепо оборвалась жизнь поэта и путешественника Н.Гумилева. Летом 1921 г. его расстреляли за то, что он не донес о существовании офицерского контрреволюционного заговора, от участия в котором категорически отказался.
4. Летом 1922 г. без суда в административном порядке из страны были высланы десятки ученых из среды профессоров, литераторов. По решению коллегии ГПУ они пожизненно были высланы из страны на двух пароходах. Теперь об этой высылке говорят кратко: «философский пароход».
Помещики, капиталисты, писатели, деятели культуры, чиновники, офицеры, солдаты и казаки разбитых белых армий - их выгнала гражданская война. Разными были эти люди: и ностальгически переживающие разлуку с Родиной, и запутавшиеся в революционное лихолетье, но мало кому известно, что среди русских эмигрантов существовали фашистские партии.
Сообщения учащихся:
1. Одна из них возникла в США, в штате Коннектикут. ЕЕ организовал и был ее вождем А.Вонсяцкий. Он был женат на миллионерше.
Другая фашистская партия существовала в Манчжурии (с 1932 г. ее возглавил Родзаевский, новоявленный фюрер из молодого поколения эмиграции, он бежал из СССР в 1925 г. и вел активную антисоветскую деятельность). Своею целью русская фашистская партия видела в совершении национальных революций в России. На счету РФП были террор, убийства, похищения людей. РФП была связана с японской мафией, расцвела торговля наркотиками, возникли игорные притоны, под видом обыска велись грабежи. Опасность русских фашистов поняли позже.
2. В начале 20-х годов в Праге, Белграде, Париже, пользуясь государственной финансовой поддержкой, возникли объединения российских земских и городских деятелей (Земгор). В Париже Земгор возглавил князь Г. Львов - бывший премьер-министр Временного правительства. С помощью Земгора создавались русские школы по типу старых гимназий. Русская гимназия в Париже была создана осенью 1920 г. и просуществовала 40 лет.
Русская эмиграция организовывала различные научные общества: инженеров, химиков и т. д. Большой вклад в науку внес Сикорский Игорь Иванович.
(краткая биографическая справка)
3. В 1929-1931гг. во многих странах разразился мировой экономический кризис. Он нанес ощутимые удары и по русской эмиграции. Многие из эмигрантов оказались без работы. Не все выдержали испытание судьбы. Моральное опустошение, отчаяние приводили часто к трагедиям. Но были и другие судьбы: 25-летний эмигрант (занимался платными танцами), женится на 60-летней принцессе. Три грузина - братья Мдивани - прославились своими браками с голливудскими кинозвездами. Массовое явление в Париже - русские таксисты - бывшие казаки, офицеры и даже генералы (в 30-е гг. - их 3 тысячи). Многие эмигранты, отправились в поисках счастья в 30-е годы в Южную Америку, пополнили армию нищих, голодных и беззаботных. Очень трудно приходилось интеллигенции: многие погибали на корчевке пней, рубке леса, тростниковых плантациях.
3. Русская культура за рубежом
Объяснение учителя
Но самой яркой и впечатляющей страницей является русская культура за рубежом. Среди тех, кто составляет плеяду крупных деятелей мировой культуры, наши соотечественники, жившие вдали от России: певец Ф. И. Шаляпин; композиторы С. Рахманинов, А. Глазунов, писатели и поэты И. Бунин, А. Куприн, М. Цветаева, К. Бальмонт, балерина А. Павлова, художник К. Коровин.
На экране показываются их портреты
Среди биографий известных соотечественников, которые жили за рубежом, выделяется необычная история жизни знаменитого художника Н. Рериха.
Портрет, репродукции его картин
Если вы хорошо всмотритесь в репродукции его картин, то вы ощутите великое чудо гармонии человеческой души и космоса.
Гордостью России, воплощением лучших черт русского народа, его глубокого таланта является Ф. И. Шаляпин.
Портрет, рассказ о певце (грамзаписи)
Звучит музыка С. Рахманинова, портрет композитора. Рассказ о нем.
- Трагичной была судьба И. Бунина, жившего воспоминаниями о той России, которая была ему близка и понятна.
Портрет, рассказ о поэте, стихотворение «Родина»
Живя большую часть своей жизни за границей, многие поэты так и не смогли найти в ней покой и уединение. Родина всегда была неотступна, перед глазами. Об этом говорят их стихи, письма, воспоминания. В литературном мире было широко известно имя Константина Бальмонта.
Портрет, краткий рассказ о поэте, стихотворение «В глухие дни»
Одной из самых ярких и трагических фигур, так и не понятой окружающими людьми, была поэтесса Марина Цветаева. С ее творчеством вы будете знакомиться на уроках литературы, а сегодня вы узнаете только одну из страниц ее драматической биографии
Портрет поэтессы. Рассказ о поэтессе, стихотворение об одиночестве, стихотворение
«Тоска по родине».
Стихотворение «Мне нравится» - даже в этом лирическом стихотворении мы чувствуем одиночество и неповторимость натуры поэтессы.
Мы перелистали с вами только некоторые страницы из жизни русского зарубежья. В свое время А. Толстой сравнил Россию с истрепанным бурями русским кораблем. Это сравнение можно отнести и к сегодняшней России.
По данным общества «Родина» в 1999 году численность наш соотечественников за рубежом составляла более 30 млн. человек. Только в США проживает около 10 млн. русских.
IV. Закрепление изученного материала. Обобщающий контроль:
Выполнение логического задания
V. Подведение итогов урока. Мотивация оценок. Рефлексия.
VI. Домашнее задание: подобрать материал об эмигрантах.
Литература:
1. Беренштейн Е.П. «.. .Поэт Божьей милостью». Судьба и стихи Константина Бальмонта. «Литература в школе» №3. 1994
2. Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества. Учебная книга для старших классов. С.-П., 1998
3. Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья. «Литература в школе» №4. 1990
4. Павловский А. Марина Цветаева. «Литература в школе» №3 1991
5. Пастухова Л.Н. «Если душа родилась крылатой...» «Литература в школе» ' №3 1991
Иван Алексеевич Бунин(1870-1953)
«Я происхожу из старого дворянского рода, давшего России немало видных деятелей, как на поприще государственном, так и в области искусства, где особенно известны два поэта начала века: Анна Бунина и Василий Жуковский... - писал Бунин в предисловии к французскому изданию рассказа «Господин из Сан-Франциско». - Все предки мои были связаны с народом и с землей. Были помещиками. Помещиками были и деды и отцы мои, владевшие в средней России, в том плодородном подстепье, где древние московские цари создавали заслоны из поселенцев различных русских областей, где, благодаря этому, образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть ли не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым».
Осенью 1881 г. Бунин поступает в первый класс гимназии в Ельце. Но уже в декабре 1885 г. он бросил гимназию и стал заниматься дома самостоятельно. Большую помощь в это оказывал его старший брат - Юлий, революционер-народник. Брат отмечал, что Иван не воспринимал «абстрактные языки», но зато в изучении истории, языков и особенно литературы делал огромные успехи. Первые стихи не решался печатать. В 1887 г. в журнале «Родина» вышло бунинское стихотворение «На смерть С.Я.Надсона». Уже в пору отрочества Бунин мечтал быть не кем-нибудь, а «вторым Пушкиным или Лермонтовым». В 1890-х - начале 1900 -х гг. выходят первые прозаические произведения «Мелитон», «Сосны», «Антоновские яблоки». Бунин размышляет о судьбе поместного дворянства. Его симпатии обращены в патриархальное прошлое. В произведениях Бунина нарастает тема конца сложившегося миропорядка. В пору революции он вступил охранителем стародавних устоев. Решительно не принял Временное правительство, а потом и большевистское руководство. Свое короткое пребывание в Москве назвал «Окаянными днями». Покинув Россию (из России), в феврале 1920 г. Бунин через Константинополь, Софию и Белград попал в Париж, где и обосновался. В эмиграции, как и прежде, Бунин сдвигает жизнь и смерть, радость и ужас, надежду и отчаяние. Но нигде ранее не выступало с такой обостренностью в его произведениях ощущение бренности и обреченности всего сущего - женской красоты, счастья, славы, могущества. Бунин не мог оторваться от мысли о России. Как бы далеко он ни жил, Россия была неотторжима от него. Но это была отодвинутая Россия. Все в ней стало под вопрос и испытание.
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать «прости» родному дому!
У зверя есть нора. У птицы есть гнездо.
Как бьется сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом
С своей уж ветхою котомкой!
В ночь на 8 ноября 1953 г. Бунин скончался в Париже, в скромной квартирке на улице Жака Оффенбаха. Он так и не решился вернуться на Родину.
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет - господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я все - вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав -
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленам припав.
Константин Дмитриевич Бальмонт(1867 -1942)
Отец будущего поэта был скромным земским деятелем. Мать, оказавшая на сына большое влияние, обладала широкими интеллектуальными интересами. Счастливое детство Бальмонт провел в родной усадьбе Шуйского уезда Владимирской губернии. С 1876 по 1884 г. учился в гимназии г. Шуя. Но был исключен: юноше были свойственны народнические увлечения. Окончил Владимирскую гимназию (1886). В том же году поступил на юридический факультет Московского университета. Однако снова был исключен за участие в студенческих волнениях. Дважды пытался продолжить образование (в университете и Демидовском лицее Ярославля) и сам прерывал обучение. Жил напряженной внутренней жизнью, зачитывался немецкой, скандинавской литературой, занимался переводами (П.Б.Шелли, Э. По). В период 1905-1920 гг. Бальмонт создал цикл стихотворений «Песня рабочего молота», но Октябрьскую революцию и социализм не принял. В 1920 г. Бальмонт выехал, с разрешения советских властей, на лечение во Францию и остался в эмиграции (умер в приюте «Русский дом» недалеко от Парижа). Тягостно переживал Бальмонт свое изгнанничество. Он писал:: «Я живу здесь призрачно, оторвавшись от родного. Я ни к чему не прилепился здесь».
Лебедь
Заводь спит. Молчит вода зеркальная,
Только там, где дремлют камыши,
Чья-то песня слышится печальная,
Как последний вздох души.
Это плачет лебедь умирающий,
Он с своим прошедшим говорит.
А на небе вечер догорающий
И горит и не горит.
Отчего так грустны эти жалобы?
Отчего так бьется эта грудь?
В этот миг душа его желала бы
Невозвратное вернуть.
Все, чем жил с тревогой, с наслаждением,
Все, на что надеялась любовь,
Проскользнуло быстрым сновидением,
Никогда не вспыхнет вновь.
Все, на чем печать непоправимого
Белый лебедь в этой песне слил,
Точно он у озера родимого
О прощении молил.
И когда блеснули звезды дальние
И когда туман вставал в глуши,
Лебедь пел все тише, все печальнее,
И шептались камыши.
Не живой он пел, а умирающий,
Оттого он пел в предсмертный час,
Что пред смертью, вечной, примиряющей,
Видел правду - в первый раз.
Марина Цветаева (1892-1941)
Русская поэтесса. Родилась в московской профессорской семье: отец - И.В. Цветаев, мать - М.А. Мейн (умерла в 1906 г.), пианистка. Дед сводных сестры и брата - историк Д.И.Иловайский. В детстве из-за болезни матери (чахотка) Цветаева подолгу жила в Италии, Швейцарии, Германии. Перерывы в гимназическом образовании восполнялись учебой в пансионатах в Лозанне и Фрейбурге. Свободно владела французским и немецким языками. В 1909 г. слушала курс французской литературы в Сорбонне.
Начало литературной деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов. Она знакомится с В.Брюсовым, поэтом Эллисом. Большое влияние на ее поэтичесий и художественный мир оказал М.Волошин.
В 1918-1922 гг. вместе с малолетними детьми она находится в Москве, тогда как ее муж С..Я. Эфрон сражается в белой армии. С 1922 г. начинается эмигрантское существование Цветаевой: Берлин, Прага, Париж...Постоянная нехватка денег, бытовая неустроенность, непростые отношения с русской эмиграцией, возрастающая враждебность критики. Марина тяжело страдала от одиночества. «Мне в современности места нет», - писала она и далее: «До последней минуты и в самую последнюю верю - и буду верить - в Россию!» По словам Цветаевой, ее муж С.Эфрон, дочь и сын рвались домой, в Россию.
Для возвращения нужна была отвага и готовность принять на Родине тот порядок, который там возобладал. В 1937 г. Сергей Эфрон. Ради возвращения в СССР ставший агентом НКВД за границей, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве, бежит из Франции в Москву. Летом 1939 вслед за мужем и дочерью Ариадной возвращается на Родину и Цветаева с сыном Георгием (Муром). В том же году и дочь и муж были арестованы (С.Эфрон расстрелян в 1941 г., Ариадна после 15 лет репрессий была реабилитирована в 1955 г.) Сама Цветаева не могла найти ни жилья, ни работы. Ее стихи не печатались. Оказавшись в начале войны в эвакуации, безуспешно пыталась получить поддержку со стороны писателей, покончила жизнь самоубийством (1942г., Елабуга). «В бедламе нелюдей отказываюсь жить...».