Задачи:
1. Обобщить знания детей правил дорожного движения, правил поведения на улице, полученных на занятиях через эмоциональное восприятие.
2. Довести до создания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения.
3. Воспитывать грамотного пешехода.
Материал:
Элементы дорожных знаков, картинки с изображением ситуаций на дорогах детские машины – каталки, элементы костюма постового (фуражка, жезл), фартуки с изображением автомобилей, светофора.
Оборудование:
Магнитофон, макет пешеходного перехода, дорожные знаки, макеты домов.
Действующие лица:
Ведущий – педагог
Постовой – ребенок
Светофор – ребенок
Дорожный знак – ребенок
Незнайка – ребенок
Под веселую музыку дети входят в зал.
Ведущий:
Рассаживайтесь удобнее,
Места занимайте скорей,
На праздник «Дорожной Азбуки»
Мы приглашаем друзей.
Звучит мелодия, в зал входит Незнайка.
Ведущий:
-Вы узнали нашего гостя?
-Это Незнайка из сказочного Цветочного города.
- Но Незнайка чем-то огорчен.
- Что с тобой случилось?
Незнайка:
Попав в большой и шумный город
Я растерялся, я пропал…
Не зная знаков светофора,
Чуть под машину не попал!
Кругом машины и такси,
То вдруг автобус на пути.
Признаться честно, я не знаю,
Где мне дорогу перейти.
Ведущий:
-Дорогой Незнайка!
По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
Незнайка:
- Ребята, если расскажите, как дорогу перейти.
Ведущий:
-Ребята, давайте оставим Незнайку на нашем празднике «Дорожной Азбуки» и научим правилам движения.
К Незнайке подходит ребенок:
-Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Вот она, азбука, - над мостовой:
Знаки развешены над головой.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
Я. Пишумов
Дети садятся.
Ведущий:
-Ребята давайте представим на минуту, что может произойти, если пешеход идем по улице, как ему вздумается.
Если бы…
Идет по улице один
Довольно странный гражданин.
Ему дают благой совет:
-На светофоре красный свет:
Для перехода нет пути.
Сейчас никак нельзя идти!
-Мне наплевать на красный свет!
Промолвил гражданин в ответ.
Он через улицу идет
Не там, где надпись: «Переход»,
Бросая грубо на ходу:
-Где захочу, там перейду!
Шофер глядит во все глаза:
Разиня впереди!
Нажми скорей на тормоза –
Разиню пощади!..
А вдруг бы заявил шофер:
«Мне наплевать на светофор!»-
И как попало, ездить стал.
Ушел бы постовой с поста.
Трамвай бы ехал, как хотел.
Ходил бы каждый, как умел.
Да… там, где улица была,
Где ты ходить привык,
Невероятные дела
Произошли бы вмиг!
Сигналы, крики то и знай:
Машины – прямо на трамвай,
Трамвай наехал на машину,
Машина врезалась в витрину…
Но нет: стоит на мостовой
Регулировщик-постовой,
Висит трехглазый светофор,
И знает правила шофер.
О. Бедарев
Ведущий:
-Ребята, закон улиц и дорог, который называется «Правила дорожного движения», строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон и очень добрый: он охраняет людей от страшного несчастья, бережет их жизнь.
-Ребята мы живем в красивом городе с зелеными широкими улицами, переулками. По ним движется много разных машин, автобусов и никто никому не мешает. Это потому, что есть четкие строгие правила для водителей и пешеходов. Перейти с одной стороны улицы на другую не просто. Что нам в этом помогает? (ответы детей)
В зал под музыку входит Светофор.
Светофор:
-Здравствуйте, ребята!
Я вежливый и строгий.
Я известен на весь мир.
Я на улице широкой –
Самый главный командир.
Я – Светофор!
С виду грозный и серьезный,
Я трехглазый светофор!
Всюду люди меня знают.
Да и как меня не знать?
Все должны мои сигналы
Помнить, строго выполнять!
Ведущий:
- Светофор, наши дети хорошо знают сигналы светофора. Ты сейчас в этом сам убедишься.
Ведущий проводит игру с детьми.
Ведущий:
- Наши ребята идут в детский сад.
Наши ребята очень спешат!
Хоть у вас терпенья нет,
Подождите – красный свет!
(Светофор поднимает красный флажок – дети хлопают в ладоши)
Желтый свет засветился
(Светофор поднимает желтый флажок)
Подождите – нет пути!
Желтый свет засветил –
Приготовьтесь в путь идти.
(Дети подают друг другу руки, берутся за руки)
Свет зеленый впереди
(Светофор поднимает зеленый флажок)
Вот теперь переходи!
(Дети топают ногами)
Светофор:
Выходя на любой перекресток,
Знает взрослый и знает подросток:
Всю проезжую часть нужно быстро пройти,
Не задерживаться и не зевать на пути!
Ведущий:
Когда человек учиться читать, ему показывают буквы. Из букв складываются слова, из слов предложения. У дорожного знака тоже есть буквы – знаки. Но их не нужно складывать в слова. Один знак – одна дорожная буква – обозначает целую фразу – дорожный сигнал.
Звучит музыка и появляется Королева Знаков.
Королева Знаков:
-Много есть различных знаков –
Эти знаки нужно знать,
Чтобы правил на дороге
Никогда не нарушать.
Чтоб машины не спешили,
Шел спокойно пешеход,
Помогать мы им решили,
Мы дежурим круглый год.
Ведущий:
- Ребята, какие дорожные знаки знаете? (предупреждающие, указательные, предписывающие, запрещающиеДети:
- Я знаю запрещающие знаки. Эти знаки обеспечивают нам безопасность на дорогах. Они нарисованы в красных кружках. Красный круг обозначает запрет. Этот знак обозначает движение пешеходов запрещено и т.д.
- Я знаю предупреждающие знаки. Они предупреждают нас об опасности и размещаются в красных треугольниках. Этот знак обозначает, что впереди дети, пешеходный переход и т.д.
- Я знаю указательные знаки. Они нарисованы в синем квадрате прямоугольнике. Этот знак указывает, что недалеко находится больница, пункт медицинской помощи (перечисляет знаки).
- А это предписывающие знаки, они размещены в синих кружках и указывают безопасные места движений (перечисляет знаки).
Ведущий:
-Молодцы! Дорожных знаков много, но их надо знать. Они помогают пешеходам и водителям машин. Оберегают нас от несчастных случаев.
Игра «Собери дорожный знак»
Изготавливаются контуры дорожных знаков, отдельно элементы дорожных знаков. По заданию воспитателя:
- Найти элементы знака и вложить их в соответствующий контур.
- Как называется знак?
- Какое он имеет значение?
Ведущий:
-Если улица широкая, то она делиться на две части, а посередине располагается островок безопасности. Что это за островок? Как себя вести на островке?
Ребенок:
- Если красный свет застанет
На дороге – у дорог
Иногда посередине
Есть как будто островок.
Это зона пешехода,
Безопасным назван он.
Ведущий:
- Как вести себя на островке безопасности? (стоять спокойно, не двигаясь).
Ребенок:
-Если пешеход не успел перейти улицу, он должен остановиться на середине – на «островке безопасности». Как только загорится зеленый свет, посмотреть направо, нет ли поблизости машин и продолжать путь.
Ведущий:
-На больших улицах и перекрестках движением управляет регулировщик. В руках у него черно-белая палочка – жезл. Жезлом регулировщик показывает, когда начать движение транспорту, а когда пешеходом. В вечернее время палочка светится, чтобы указания регулировщика были видны и водителям и пешеходам.
-Посмотрите, постовой
Встал на нашей мостовой
Быстро руку протянул,
Ловко палочкой взмахнул.
Понимать регулировщика очень просто:-
Когда регулировщик, стоя прямо, держит жезл внизу – это означает красный свет на светофоре, т.е. нужно остановиться.
Когда жезл регулировщика поднят вверх – это означает желтый свет, т.е. всем приготовиться к переходу. Регулировщик в это время стоит прямо.
Когда жезл регулировщика прижат к груди и регулировщик повернулся к тебе боком, это означает, что путь свободен, т.е. горит зеленый свет.
Игра «Три сигнала регулировщика»
Ведущий:
-Я вижу, вы хорошо разбираетесь в правилах дорожного движения. Поэтому я вас приглашаю в путешествие по городу.
-Можно ли разговаривать во время движения с водителем?
(Нельзя отвлекать водителя. Он должен следить за дорогой, чтобы автобус не столкнулся с другими машинами.
- А можно высовываться из окна?
(Нельзя. Это очень опасно).
- А можно ли ходить по автобусу во время движения? (Нельзя, это опасно, можно упасть).
- Можно ли в автобусе громко разговаривать?
(Нет, это будет мешать другим пассажирам).
- Можно ли во время движения автобуса руками двери трогать?
(Нет, нужно ждать, пока их откроет водитель).
Назначает водителя и пассажиров.
Песня «Автобус» (инсценировка) муз. М.Иорданского, сл. О.Высоцкой
Ведущий:
-Славно покатались! Не забывайте, что следует подождать, пока автобус отъедет от остановки, и только потом переходить дорогу.
Ведущий:
-На наших дорогах действует специальная служба «ГАИ» - государственная автомобильная инспекция.
Государственные автоинспекторы – мужественные люди, которые несут службу и в жару и в холод. Они проверяют исправность автомашины, следят за соблюдением правил дорожного движения, первыми приходят на помощь пострадавшим в автомобильных авариях.
К нам сегодня на праздник пришел самый главный человек на дороге – инспектор ГАИ.
Выступление инспектора ГАИ Мамченко Виталия Петровича
(раздает памятки детям)
Светофор:
Уважаемый инспектор ,
Ваше задание выполнено.
Дети срочно выучили правила движения
Мы вам обещаем.
Все:
Азбуку города помнить всегда
Чтоб не случилась с нами беда.
|