Цель: повторение и закрепление умений распознавать в словах сочетания ча–ща, чу-щу, жи-ши.
Задачи: 1. Закрепление умения правильно писать сочетания шипящих с гласными.
2. Развитие правильной и последовательной речи, интеллектуальной гибкости.
3. Стимулирование наглядно-образного мышления, распределения и объема внимания, наблюдательности и памяти.
4. Воспитывать любовь к русскому языку, эстетический вкус письма.
Ход урока:
I. Организационный момент урока.
II. Мобилизирующий этап.
На доске игровое поле.
- Назовите прыжки зайчика из домика в домик, которые напомнят вам известные правила правописания. Помните: зайчик прыгает прямо, в сторону и наискосок через дорожку.
1) – Зайчик может прыгнуть из домика с буквой Ж в домик с буквой Ш, а из него – в домик с буквой И. Правило: ЖИ-ШИ пиши с буквой И.
2) - Зайчик может прыгнуть из домика с буквой Ч в домик с буквой Щ, а из него – в домик с буквой А. Правило: ЧА-ЩА пиши с буквой А.
3) - Зайчик может прыгнуть из домика с буквой Ч в домик с буквой Щ, а из него – в домик с буквой У. Правило: ЧУ-ЩУ пиши с буквой У.
- Молодцы. Вы хорошо справились с заданием.
III. Минутка чистописания.
На доске написаны слова: ЯБЛОКО, КАТОК, ОКЕАН, РАКЕТА.
- Найдите общее в этих словах и определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
- В каждом слове есть буква К.
- Охарактеризуйте звук, который обозначает буква К в данных словах.
- Согласный, глухой, парный.
Яблоко и каток – твердый. Океан и ракета – мягкий.
- Определите порядок следования букв в данном ряду
- Заглавная К, строчная к, гласная буква с начала алфавита чередуется с заглавной К, строчной к и гласной с конца алфавита.
- Продолжите эту запись, ориентируясь на алфавит. Не забывайте про посадку. Как должны правильно сидеть ученики!
- Мне очень понравилось, как вы работали на минутке чистописания и я думаю, что на всем уроке вы будете такими же активными.
IV. Словарно-орфографическая работа.
На доске квадраты разных цветов.
жел
тый
|
|
голу
бой
|
|
крас
ный
|
|
зеле
ный
|
|
оран
жевый
|
|
си
ний
|
|
фиоле
товый
|
В
|
|
Р
|
|
Т
|
|
А
|
|
О
|
|
И
|
|
Щ
|
крас
ный
|
|
оран
жевый
|
|
жел
тый
|
|
зеле
ный
|
|
голу
бой
|
|
си
ний
|
|
фиоле
товый
|
Т
|
|
О
|
|
В
|
|
А
|
|
Р
|
|
И
|
|
Щ
|
- Как вы думаете, где встречаются все эти цвета?
- В радуге.
- Расположите все цвета по порядку, и вы узнаете с каким словарным словом мы познакомимся.
ТОВАРИЩ
- Что означает слово «товарищ»?
- … (ответы детей).
- А вот как объясняет это слово толковый словарь.
- Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните гласную, которую надо запомнить.
- Составьте предложение с этим словом.
V. Работа по теме урока.
- О дружбе, о товарищах есть много песен, стихов, рассказов. И так же много пословиц.
- Откройте учебник на странице 44. Найдите упражнение 79.
1) Чтение пословиц, объяснение.
2) Списать: 1 вариант – Умей дружбой дорожить.
2 вариант – Выручай товарища в беде.
Подчеркнуть сочетания жи, ча, ща.
VI. Физкультминутка.
- Если я называю слово, где есть сочетание ЖИ-ШИ, то вы приседаете; ЧА-ЩА – делаете наклон вперед; ЧУ-ЩУ – наклон назад, сцепив пальцы левой и правой руки.
Ужин, чайник, чулок, свеча, рыжик, пушистый, туча, чулан, саранча, жираф, чучело, кочан, лыжи, мыши, пища, кричу, куча, роща, чаща, камыши, чижи.
- Молодцы, те, кто ни разу не ошибся. А остальным надо быть внимательнее.
VII. Работа по теме урока.
1) Задание: распределить слова в два столбика.
Встреча, начало, часто, причал, широкий, калоши, пушинка, шить.
- выделить орфограмму ШИ, ЧА.
2) Задание: подобрать подходящие по смыслу слова. Выделить орфограмму.
Коровы
|
пищат
|
Сороки
|
рычат
|
Мыши
|
мычат
|
Медведи
|
трещат
|
Петухи
|
стучат
|
Дятлы
|
кричат
|
VIII. Пауза. Гимнастика для рук.
IX. Работа по теме урока (продолжение).
3) Самостоятельная работа.
- Выразительно прочитайте, вставляя пропущенные буквы. В конце предложения поставьте интонационную точку.
Малыш.х.дили в рощ.там озеро у берега кач.лись камыш.над в.дой л.тали ч.йки и стриж.ребята рвали щ.вель.
- В первом и последнем предложении подчеркните главные члены.
4) Упражнение по формированию орфографических навыков.
- Прочитай слова орфографически. Найди ошибки.
ОГНЬ, ОВЩИ, АКУА, ИВОГА, УЧЕИК, УРОАЙ, ЯГОД, ЧАКА, ВОРНА, СТАРЕНЬКЙ, САПЖНИК, ВОРТА, ДЕРВО.
X. Обобщение.
- Наш урок заканчивается. Обратимся к цели урока.
- Над правописанием каких сочетаний мы работали на уроке?
- ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
- Кому из вас было сегодня трудно?
- Как вы думаете, почему?
- Что надо сделать, чтобы в следующий раз вам было легче?
- Мне понравилось как сегодня работали …..
- Хотелось бы, чтобы активнее были ……
XI. Домашнее задание: Упражнение 80, страница 44.
XII. Окончание урока.
|