Разработка занятия "Типы, классы, отделы профессий"
Submitted by Ольга Николаевна Андреева on Tue, 24/09/2013 - 12:58
План-конспект урока
Тема: Типы, группы, виды профессий.
Цель урока: формирование представления о проведении анализа профессий на основе классификации типов профессий.
Задачи урока:
Познакомить обучающихся с основными понятиями по теме и видами классификаций профессий.
Развивать у обучающихся способность к анализу, синтезу, классификации и обобщению.
Формировать у обучающихся устойчивый интерес к получению знаний, необходимых для успешного профессионального самоопределения.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Обучающиеся должны знать:
Понятия “профессия”, “специальность”, “специализация”, “должность”, “профессиональный путь”.
Классификацию профессий.
Критерии анализа профессий.
Обучающиеся должны уметь:
Оперировать понятиями по теме урока.
Проводить анализ профессии на основе классификации профессий.
Формы работы: беседа, решение ситуационных задач, тестирование, самостоятельная работа.
Оборудование:
таблица “Классификация профессий”;
раздаточный материал “План анализа профессии (структура профессиограммы)”;
иллюстрации с изображением людей, представителей различных профессий;
бланки опросника для обучающихся;
эпиграфы на доске
“Начало – более чем половина всего”. Аристотель;
“Время и случай ничего не могут сделать для тех, кто ничего не делает для себя самого”. Дж. Каннинг.
Межпредметные связи: история, обществоведение.
Ход занятия
1. Организационный этап.
Вступительное слово педагога
Чем ближе окончание школьного обучения, тем чаще вам придется задумываться над тем, кем быть, какую профессию выбрать. “Кем вы работаете?” - это чуть ли не первый вопрос, возникающий у людей при знакомстве. Даже маленькие дети интересуются: “А кто твои папа и мама?”. Ведь профессиональная принадлежность - одна из значимых характеристик любого человека. Работа и все, что с ней связано, занимают половину нашей жизни. Вот почему найти себя в мире профессий означает возможность достойно жить, чувствовать себя нужным людям, получать радость от работы, максимально проявлять свои способности, а значит, на долгие годы оставаться “в форме”, сохраняя физическое и психическое здоровье.
Выбор профессии - твой первый шаг к самостоятельной жизни, от которого зависит, как сложится твоя дальнейшая судьба. Сделать этот выбор очень нелегко, необходимо быть внутренне готовым и уверенным в том, что шаг делается в нужном направлении. А поэтому к профессиональному выбору нужно относиться серьезно и ответственно. Для того, чтобы не совершить ошибку в предстоящем вам выборе, необходимо научиться разбираться в особенностях профессиональной деятельности и специфике профессий.
Формулировка темы и целей и задач урока
Формулировка темы, цели и задач урока осуществляется педагогом совместно с обучающимися.
2. Этап изучения нового материала
На прошлом уроке, рассматривая профессиональную деятельность человека, мы затронули такое понятие как “профессиограмма”. Вспомним, что оно обозначает и, чем может помочь профессиограмма при выборе профессионального будущего.
Обучающиеся формулируют понятие и основные функции профессиограммы, с опорой на план анализа профессии (структуру профессиограммы), выданной каждому школьнику:
Профессиограмма – это описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.
Функции: раскрытие основных характеристик профессиональной деятельности, требований, предъявляемых к специалисту в области профессиональной подготовки, наличию определенных способностей, умений и навыков, психологического и физиологического здоровья.
План анализа профессии.
Название профессии, специальности.
История профессии.
Общие сведения о профессии (сфера труда, отрасль народного хозяйства, тип профессии, класс профессии как доминирующие виды деятельности, отделы профессий, группы профессий).
4. Специальности.
5. Уровень базовых знаний.
6. Качества, определяющие успех в работе. Способности. Личные качества.
Медицинские противопоказания.
Родственные профессии.
Область применения.
Пути получения профессии.
Чтобы начать изучение нового материала, обратимся к основным понятиям, без которых невозможно разобраться в особенностях профессиональной деятельности человека, в особенностях построения профессиограммы.
Основные понятия фиксируются обучающимися в тетради.
Слово “профессия” (от лат. pгоfеssio - “объявляю своим делом”, “говорить публично”, “заявлять”) означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником к существованию.
Профессия - это знания, умения, личные качества, необходимые для того, чтобы успешно заниматься данной работой, получая вознаграждение за свой труд.
Профессия - это группа родственных специальностей и специализаций с разными квалификационными уровнями. Понятие “профессия” обозначает достаточно широкий спектр трудовых функций, но часто возникает потребность в определении конкретной работы, которую выполняет человек, то есть его специализации.
Специальность – (от лат. species – род, вид) – вид занятия в рамках одной профессии.
Например: врач – хирург, терапевт, офтальмолог, отоларинголог и др.
Это необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил человека.
Специализация - это узко дифференцированная область трудовых функций, определяющая форму разделения труда и ее рациональную организацию.
Должность - это трудовой пост, положение работника в конкретном органе аппарата управления, который отражает обязанности, права и ответственность. Должность фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке.
Например: должность “главный врач” имеет смысл лишь в цепочке, где наряду с ней есть участковый врач, палатный врач; наличие подчиненных задает дополнительные права и ответственность, определяет границы власти и компетентности.
Практическое задание. Обучающимся предлагается рассмотреть иллюстрации с представителями различных профессий и называть изображенные профессии и специальности.
Если попросить человека перечислить известные ему профессии, то, как показывает практика, полученный список будет включать в себя не более ста наименований, хотя на сегодняшний день в России существует более 20 тысяч профессий. Чтобы ориентироваться в этом изобилии, необходима систематизация всего массива профессий на отдельные группы профессий. Существует немало вариантов классификации профессий, например (представляются варианты опорных таблиц “Классификация профессий”):
Классификация профессий:
по отраслям народного хозяйства: профессии сферы образования, здравоохранения, обслуживания, сельского хозяйства, добывающей и перерабатывающей промышленности и прочие;
по приоритетным областям научного знания: профессии химические, юридические, экономические, биологические и др.;
по степени востребованности: очень востребованные, менее востребованные.
Или другая классификация типов профессий:
по предмету труда: “Человек - Природа”, “Человек - Техника”, “Человек - Человек”, “Человек - Знаковая система”, “Человек - Художественный образ”;
по средствам труда: ручные, механические, автоматические, функциональные, теоретические;
по условиям труда: бытовой микроклимат, открытый воздух, моральная ответственность, необычные и экстремальные условия;
по проблемности трудовых ситуаций: работа по алгоритму, решение проблем;
по коллективности процесса: индивидуальный, коллективная работа;
по ответственности в труде: моральная, материальная.
В самом деле, когда человек работает, его внимание направлено не на отрасль (как бы она ни была хороша или престижна и т. п.), а на предмет (объект) труда. С предметом труда человеку нужно что-то сделать - цель труда. В любом труде есть орудия, средства. Наконец, для человека существенно, в каких условиях протекает его работа. Рассмотрим классификацию профессий по этим четырем признакам.
Обучающиеся работают с раздаточным материалом (таблица “Классификация профессий”) под руководством педагога. В ходе изучения классификации обучающиеся проводят анализ профессий “водитель”, “менеджер”, “следователь”.
Классификация профессий
Группы профессий по условиям труда
Б - бытовые условия труда. О - труд на открытом воздухе.
Н - необычные условия труда. М - морально-ответственные условия труда.
Отделы профессий по орудиям труда
Р - ручные орудия труда. М - машинно-ручные орудия труда.
А - автоматизированные орудия труда. Ф - функциональные орудия труда.
Эту схему можно рассматривать и как “лестницу”, по которой вы можете подниматься, обдумывая выбор будущего трудового пути (от уточнения типа профессии, до определения условий ее труда).
3. Этап закрепления нового материала
Чтобы закрепить изученный материал, выполним несколько практических заданий. Для начала каждому из вас необходимо определить, что уже сделано для выбора подходящей профессии. Для этого вам предлагается маленький и совсем несложный тест.
Практическое задание 1:Тест “Готов ли ты к выбору профессии?”.
Обучающимся предлагается ответить на вопросы теста, поставив в соответствующей графе таблицы “да” или “нет”.
После выполнения теста результаты обрабатываются обучающимися под руководством педагога, и проводится обсуждение полученных результатов.
Практическое задание 2:Соотнесение понятий и категорий.
1). Обучающимся предлагается самостоятельно определить профессии, специальности, специализации, должности из предложенного преподавателем списка.
Учитель диктует слова вразбивку, обучающиеся самостоятельно их классифицируют и записывают в 4 столбика. После выполнения задания может проводиться анализ правильности выполнения работы. Спорные моменты выносятся на обсуждение.
Профессии
Специальности
Специализации
Должности
врач
преподаватель
медсестра
агроном
бухгалтер
педиатр
учитель начальных классов
автослесарь
продавец непродовольственных товаров
инженер-конструктор
семейный доктор
слесарь по ремонту радиоаппаратуры
продавец бакалейного отдела
главврач
вахтер
директор фирмы
сторож
завуч
дворник
2). Распределите приведенные в предыдущей таблице слова по отношению к преобладанию в них умственного или физического труда.
Преобладает умственный труд
Преобладает физический труд
Работы сдаются педагогу, оценки объявляются на следующем уроке.
4. Этап подведения итогов Подведение итогов и формулирование выводов по занятию:
Что нового узнали на сегодняшнем уроке?
Что понравилось, какую пользу извлекли из полученных знаний?
Что вызвало затруднения и над чем еще нужно поработать?Заключительное слово педагога
На сегодняшнем уроке мы рассмотрели важные аспекты классификации профессий, расширили свой словарный запас новыми понятиями по теме “Мир профессий” и сделали первый шаг к освоению умения анализировать профессиональную деятельность.
Домашнее заданиеПодготовить анализ не менее трех профессий родственников иди соседей по типу задания “Соотнесение понятий и категорий”.
Тип профессий по предмету труда
"ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА"
(тип, собирающий профессии, связанные с работой с текстами, цифрами, формулами, таблицами, чертежами, картами, схемами, со звуковыми, световыми сигналами)
Классификация профессий по характеру труда объединяет три класса профессий:
Исполнительские (связаны c выполнением поставленных задач, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем);
Творческие (связаны с анализом, исследованием, испытанием, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений);
Руководящие (связаны с планированием и организацией, управлением и координацией деятельности, контролем и принятием управленческих решений).
Исполнительские
Творческие
Руководящие
Архивариус Веб-мастер Диспетчер Кассир Лингвист Налоговый инспектор Провизор Телохранитель Физик-атомщик (специалист по контролю работы атомных реакторов)
Антрополог Археолог Аудитор Библиотекарь Брокер Бухгалтер Геодезист Логист Маклер биржевой Маркетолог Математик Нотариус Переводчик Политолог Предприниматель Программист Редактор Риелтор Социолог Сюрвейер (страховой оценщик, эксперт, инспектор, агент)Тестер (альфа-тестер, бета-тестер) Филолог Философ Финансист Штурман (в авиации на морском и речном флоте) Экономист Этнограф Юрист
Системный администратор
Провизор
Профессия "Провизор"
По предмету труда относится к типу – "человек–знаковая система"; по характеру труда является профессией исполнительского класса.
Назначение профессии "Провизор": организация торговли фармацевтическими препаратами.
Основные решаемые задачи профессии "Провизор":
Организация и координация торговли фармацевтическими препаратами;
Контроль отпуска лекарственных средств, проверка работы аптек, киосков, медицинских учреждений;
Владение вопросами разработки, приготовления, исследования (анализа), хранения, отпуска лекарственных средств, знание дозировки лекарственных средств и номенклатуры медицинских субстанций.
Профессия "Провизор" требует от специалиста преимущественно интеллектуальных затрат. Профессиональная деятельность, прежде всего, подразумевает анализ, сравнение и интерпритацию данных, предложение новых решений.
Основой профессии "Провизор" выступают
Школьные знания:
Специальные знания:
Химия;
Биология;
Физика.
Медицина;
Фармакология;
Экономика.
В зависимости от текущей задачи, провизор осуществляет деятельность в помещении, вне помещения, мобильный. Деятельность осуществляется в ходе взаимодействия с людьми. Обычно профессиональное общение происходит непосредственно.
Профессионально–важные качества профессии "Провизор":
Аккуратность;
Ответственность;
Порядочность;
Педантичность;
Самодостаточность (ориентация на собственные силы, уверенность в себе, чувство самоэффективности);
Обонятельная чувствительность;
Хороший глазомер;
Внимание к деталям;
Помехоустойчивость внимания;
Способность к распределению внимания между несколькими объектами или видами деятельности;
Налитичность (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации) мышления;
Ассоциативность мышления;
Стратегическое мышление;
Техническое мышление;
Обонятельная память;
Память на условные обозначения (знаки, символы, планы, схемы, графики);
Операциональная память;
Способность запоминать на длительный срок большие объемы информации;
Хорошая координация движений обеих рук;
Умение грамотно выражать свои мысли;
Умение быстро ориентироваться в окружающей обстановке;
Способность руководить;
Способность устанавливать контакты с людьми;
Умение правильно и эффективно распределять время.
Заболевания, противопоказанные для профессии "Провизор":
Нервно–психические расстройства;
Употребление наркотиков, зависимость от алкоголя;
Нарушение цветоразличения, бинокулярного зрения;
Расстройства слуха;
Расстройства речи;
Заболевания позвоночника, суставов или нижних конечностей;
Хронические инфекционные заболевания;
Аллергии;
Кожные заболевания;
Заболевания органов дыхания;
Заболевания органов пищеварения и выделения.
Уровень образования профессии "Провизор"
Для овладения профессией "Провизор" необходимо высшее профессиональное образование.
Специальности: 40500 – Фармация; Специализации: провизор–технолог, провизор–аналитик, менеджер–провизор, провизор медицинского (аптечного) склада, специалист по маркетингу рынка лекарственных средство, специалист по лицензированию и сертификации лекарственных препаратов.
Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова. 119881, Москва, ул. Большая Пироговская, 2/6. Тел.: +7 (495) 248–72–77, 248–05–43. Www.mma.ru. *
Московское фармацевтическое училище № 10, Москва ул. 1–я Бородинская, д. 2. Тел.: +7 (495) 243–02–85; *
Bcepocсийский Учебно–методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию.107564, Москва, Лосиноостровская улица, 2. Тел.: +7 (495) 465–73–78. *
* Информация размещена бесплатно. Для опубликования информации об учебном заведении подайте заявку используя стандартную форму сообщений
Профессия "Веб–мастер"
По предмету труда относится к типу – "человек–знаковая система"; по характеру труда является профессией исполнительского класса.
Назначение профессии "Веб–мастер": создание и продвижение интернет–приложений.
Основные решаемые задачи профессии "Веб–мастер":
Уяснение замысла разрабатываемого приложения;
Подбор инструмента для реализации разрабатываемого приложения и продвижения в Интернет–сети;
Выполнение работы по созданию интернет–сайта (приложения) и его продвижению.
Профессия "Веб–мастер" требует от специалиста преимущественно интеллектуальных затрат, подразумевает постоянное повышение уровня квалификации, совершенствавания знаний в области информационных технологий. Профессиональная деятельность, прежде всего, подразумевает анализ, сравнение и интерпретацию данных, предложение новых решений, выполнение конкретных задач с применением специальных навыков труда.
Основой профессии профессии "Веб–мастер" выступают
Школьные знания:
Специальные знания:
Математика;
Изобразительное искусство;
Информатика;
Основы программирования.
Языки программирования;
Программы создания web–документов.
Чаще всего веб–мастер" осуществляет деятельность в помещении, сидя за рабочим столом за компьютером. Для выполнения основной задачи деятельности постоянное профессиональное взаимодействие с людьми не требуется. Обычно профессиональное общение происходит непосредственно и с помощью технических устройств.
Профессионально–важные качества профессии "Веб–мастер":
Способность запоминать на длительный срок большие объемы информации.
Заболевания, противопоказанные для профессии "Веб–мастер":
Заболевания сердца или нарушения артериального давления;
Употребление наркотиков, зависимость от алкоголя;
Некорректируемое снижение остроты зрения;
Нарушение цветоразличения, бинокулярного зрения;
Дрожание рук;
Заболевания позвоночника, суставов или нижних конечностей;
Кожные заболевания;
Геморроидальные расстройства.
Уровень образования профессии "Веб–мастер"
Для овладения профессией "Веб–мастер" необходимо среднее или высшее образование. Профессии обучают технические вузы. Направления: ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА, ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И МАТЕМАТИКА
Специальности начального профессионального образования:
020200 – Программист
Специальности среднего профессионального образования:
050202 – Информатика
230105 – Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем
230101 – Вычислительные машины, комплексы, системы и сети
230103 – Автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям)Специальности высшего профессионального образования:
010300 – Математика. Компьютерные науки
010400 – Информационные технологии
010401 – Информационные технологии в дизайне
010402 – Информационные технологии в медиаиндустрии
010500 – Прикладная математика и информатика
010501 – Прикладная математика и информатика
010503 – Математическое обеспечение и администрирование информационных систем
010600 – Прикладные математика и физика
Квалификации: 62, 65, 68 – Бакалавр информационных технологий, Бакалавр прикладных математики и физики, Бакалавр математики, Бакалавр прикладной математики и информатики, Инженер, Математик-программист, Математик, системный программист, Магистр информационных технологий, Магистр математики, Магистр прикладных математики и физики, Магистр прикладной математики и информатики. СПЕЦИАЛЬНОСТИ ВЫСШЕЙ НАУЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ: 78422 – Информатика и информационные системы; 78422 – Информационные системы и процессы; 74641 – Информатика, вычислительная техника и автоматизация; 74641 – Методы и системы защиты информации и информационной безопасности; 74641 – Системы обработки информации и управления; 74641 – Теоретические основы информатики, 74641 – Теоретические основы математического моделирования, численные методы и комплексы программ.
Московский государственный университет приборостроения и информатики (МГУПИ) 107996, г. Москва, м. Сокольники/Преображенская площадь, ул. Стромынка, д. 20;*
Академия бюджета и казначейства Министерства финансов Российской Федерации (абик) 101990, г. Москва, м. Лубянка/Китай-Город, ул. Златоустинский Малый пер., д. 7, строение 1. *
Московский государственный областной социально-гуманитарный институт (МГОСГИ) 140410, Московская область, г. Коломна, ул. Зелёная, 30; *
Университет российской академии образования (УРАО) 119180, г. Москва, м. Добрынинская/Полянка, ул. Б.Полянка, д. 58; *
Гуманитарно–прикладной институт МЭИ (ТУ). 111250, Москва, ул. Красноказарменная, д. 17; *
Московский государственный колледж информационных технологий. 107120, Москва, Костомаровская набережная, д. 29; *
Курсы: Web мастер – обучение веб мастерингу. Москва, ул. Воронцовская, д. 6, стр. 2. *
* Информация размещена бесплатно. Для опубликования информации об учебном заведении
Профессия "Маркетолог"
По предмету труда относится к типу – "человек–знаковая система"; по характеру труда является профессией творческого класса.
Назначение профессии "Маркетолог": изучение явлений, процессов, законов, закономерностей, теории и практики рынка во взаимосвязи с различными характеристиками товаров и услуг, в целях повышения на них спроса.
Основные решаемые задачи профессии "Маркетолог":
Прогноз процессов взаимодействия спроса и предложения;
Изучение причин снижения спроса, способов его повышения;
Формирование оптимальной привлекательности предмета сбыта для потребителя, с учетом изменчивости его потребностей, доходов, взглядов, вкусов;
Создание перспектив освоения новых рынков сбыта, повышения конкурентоспособности.
Профессия "Маркетолог" требует от специалиста преимущественно интеллектуальных затрат. Профессиональная деятельность, прежде всего, подразумевает анализ, сравнение и интерпритацию данных, предложение новых решений, выполнение конкретных задач с применением специальных навыков труда.
Основой профессии "Маркетолог" выступают
Школьные знания:
Специальные знания:
Математика (статистика);
Иностранные языки;
История.
Экономика;
Менеджмент;
Психология;
Социология;
Статистика.
Маркетолог осуществляет деятельность как в помещении, так и вне помещения. Для успешного выполнения деятельности необходим обмен информацией с коллегами. Обычно профессиональное общение происходит непосредственно.
Профессионально–важные качества профессии "Маркетолог":
Инициативность;
Решительность;
Самодостаточность (ориентация на собственные силы, уверенность в себе, чувство самоэффективности);
Способность к переключениям с одной деятельности на другую;
Способность планировать свою деятельность во времени;
Экстравертированность (ориентация на взаимодействие с людьми, общительность);
Внимание к деталям;
Развитый объем внимания (способность одновременно воспринимать несколько объектов);
Способность к образному представлению предметов, процессов и явлений;
Аналитичность (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации) мышления;
Ассоциативность мышления;
Гибкость мышления;
Интуитивное мышление;
Предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления;
Стратегическое мышление;
Хорошо развитые мнемические способности (свойства памяти);
Коммуникативные способности (способности общения и взаимодействия с людьми);
Общительность;
Выносливость к эмоциональным нагрузкам;
Умение быстро ориентироваться в событиях;
Упорство;
Энергичность;
Способность убеждать людей;
Склонность к исследовательской деятельности;
Умение предвидеть результат;
Умение убеждать.
Заболевания, противопоказанные для профессии "Маркетолог":
Нервно–психические расстройства;
Некорректируемое снижение остроты зрения;
Расстройства слуха;
Вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;
Расстройства координации движений;
Расстройства речи;
Хронические инфекционные заболевания;
Выраженные физические недостатки.
Уровень образования профессии "Маркетолог"
Для овладения профессией "Маркетолог" необходимо либо среднее, либо высшее профессиональное образование. Направление: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ.
Специальности среднего профессионального образования:
080112 – Маркетинг (по отраслям)
Специальности высшего профессионального образования:
080111 – Маркетинг
032400, 032401 – Реклама
Квалификация: 65 – Маркетолог, Специалист по рекламе.