Тема: " Проектная деятельность в логопедической работе".
Проблема для обсуждения: Что способствует для эффективной работы по проектной деятельности на логопунктах в ДОУ?
Предложения: Для успешной реализации проектной деятельности необходимо создать материально-техническую базу. Активизировать педагогов ДОУ для работы в данном напровлении. Заинтересовать и привлечь родителей ДОУ для участия в проектной деятельности.
Введение: В условиях модернизации образования приоритетом становится развитие личности ребенка, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Для педагогов - это необходимость перейти к компетентностной модели обучения.
Федеральные государственные требования (ФГТ) к условиям реализации основной общеобразова-тельной программы дошкольного образования включают соблюдение следующих принципов:
- возможность разнообразного использования предметно-развивающей среды
- возможность самовыражения воспитанников, их комфортность и эмоциональное благополучие
- развития способностей воспитанников в любых формах организации образовательного процесса.
Формирование взаимодействия педагога с детьми должно основываться на индивидуальном подходе и учете зоны ближайшего развития.
Соблюдение требований ФГТ к взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников заключается в том, что педагоги должны находиться в постоянном контакте с родителями детей, объясняя им стратегию и тактику образовательного процесса.
Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу. В основе любого обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательного процесса является мышление и речь.[5] Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выра-зить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6—7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.[2] Чем лучше у дошкольника будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом и будет более успешным в школе.
Наличие у дошкольников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии приведет к серьезным проблемам в усвоении программы общеобразовательной школы.
Сегодня одной из педагогических технологий, позволяющих успешно решать задачи речевого разви-тия у детей, а также самостоятельности мышления, формирования уверенности в собственных силах и возможностях в ДОУ является проектная деятельность.[1]
Обучение происходит через организованную педагогом совместную деятельность. Особенно следует отметить личностно-ориентированную направленность такой работы. Даже в коллективном проекте каждый из детей выполняет свою собственную, поставленную перед ним задачу.
Личностный подход включает одну из важнейших задач: видеть в каждом ребенке уникальную лич-ность, создавать ему обстановку успеха и поддержки, исключая принуждение. Поэтому роль педагога в этой технологии заключается не в передаче знаний, умений и навыков, а в организации соответствующего развивающего образовательного пространства, в котором дошкольник опирается на свой личностный потенциал. В такой модели развивающего образовательного пространства в ДОУ образование понимается как совместная деятельность педагога, ребенка и семьи.
Период дошкольного детства является фундаментом для дальнейшего успешного развития ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются основные ключевые компетенции: интеллектуальная, коммуникативная, речевая.[3]
В мире компьютеров и телевидения у детей блокируется желание самим придумывать, создавать и выражать собственные языковые модели. А воспринимаемая ими информация не активизирует их на проявление речетворческих способностей – умение воспринимать художественные тексты и реализовывать свой креативный речевой потенциал. А педагогическая установка зачастую превращает художественно - речевую деятельность ребенка во вторичную ценность и направлена, в первую очередь, на развитие конкретики мышления.
Диагностическое обследование уровня связной речи, показало, что дети в большинстве случаев поль-зуются шаблонными фразами или речевым образцом педагога.
Стало ясно, что требуется иной подход к расширению и уточнению словарного запаса, совершен-ствованию грамматического строя речи, развитию фонематических процессов, развитию речевой активности и коммуникативных способностей в целом.
Необходимо также отметить, что на логопункте ДОУ нет возможности работать над совершенствова-нием связной речи по существующим методикам, которые используются в речевых садах, где накопление знаний и их актуализация по различным темам происходит не только на занятиях, но и в совместной и свободной деятельности воспитателей с детьми. В первую очередь, причина тому – большое количество детей на логопункте и режим работы учителя-логопеда.
В концепции современного образования отмечается, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития каждого ребенка. Педагоги должны иметь в своем арсенале и использовать как традиционные, так и инновационные технологии развития связной речи. Одним из таких ресурсов для нас стала технология проектирования.[6]
Из 27 участников проекта – 16 детей-логопатов, из них двое – с общим недоразвитием речи.
Коротко об этапах реализации: настоящий проект является творческим, он был реализован в течение 3 месяцев.
1. Предварительный этап (опрос родителей, беседы с детьми, постановка проблемы и выбор темы).
2. Этап реализации: просмотр мультфильмов, обсуждение проблемных ситуаций, заданных педагога-ми, чтение сказок, работа с различными видами театров, дидактические игры на развитие навыков словообразования, словоизменения, активизацию и расширение словаря.
3. Непосредственная работа над «написанием» сказок (индивидуальная, групповая). Итогом работы стали авторские детские сказки «Новые приключения Смешариков» и «Новые сказки о главном».
4. Оформление сказок. К написанным историям дети нарисовали иллюстрации, выполнили поделки из разных материалов. В этой работе активное участие приняли родители, когда увидели результаты детской речетворческой деятельности. Многие были удивлены фантазии и воображению собственных детей. Другие же наглядно увидели пробелы в развитии речи.
5. Представление сборника сказочных историй в группе, взаимопрезентации проектов в параллель-ных группах. На этапе подведения итогов происходило обсуждение детьми результатов презентаций и проектной деятельности в целом.
6. Представление проектов педагогическому коллективу на педсовете и анализ результатов педагога-ми ДОУ.
Контрольный срез уровня развития речи детей показала положительную динамику. На конец учеб-ного года у двоих детей логопедические заключения ОНР III уровня изменились на ФФНР. Остальные дети тоже показали хорошие результаты речевого развития. Прогнозируемый результат совпал с конечным.
Считаю, что проектная деятельность в настоящее время – перспективная форма работы. Технологии проектирования содержат в себе большие потенциальные возможности и, что важно, способствуют качественным изменениям в развитии речевых и речетворческих способностей детей дошкольного возраста. Обогащение обучения специальным содержанием приводит к положительной динамике речемыслительной деятельности у дошкольников, обеспечивает условия для формирования гармонично развитой личности.
Результаты итоговой диагностики выпускников нашего ДОУ в конце каждого учебного года за по-следнее время свидетельствуют о положительной динамике речевого и интеллектуального развития детей, о сформированной речевой готовности.
А организация модели совместной деятельности «ребенок - родитель - детский сад» принесла свои плоды: члены семьи теперь не сторонние наблюдатели коррекционно-развивающего процесса, а его активные участники.[4] Они видят и радуются успехам своих детей, гордятся их маленькими удачами.
Подтверждающие материалы из сети Интернет:
1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова.
www.moluch.ru/archive/46/5658/http://www.ushinka.ru/item1919.html
2.Логопедия: Учебник для студентов дефектолог. фак. пед. вузов/ Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
http://nash-mir.3dn.ru/load/13-1-0-35 копия
3. Сухова Е. И. Формирование личностной компетенции у детей старшего дошкольного возраста// ж. Воспитание дошкольников, №5, 2012.
http://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0...
4. Астафьева, Е.О. Вовлечение в проектную деятельность родителей детей с речевой патологией// Научно-методический журнал «Логопед», 2012, № 6 (64).
http://webirbis.ksu.kz/cgi-bin/irbis64r_12... копия
5. Поваляева, М. А. Полный справочник. Настольная книга логопеда./ М. А. Поваляева. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.
http://bookean.ru/catalog/detail/131310/
6. Фадеева, Ю. А., Жилина И. И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР – М.: ТЦ Сфера, 2012.
http://elbooka.com/kniga/kniga-detskaja/41... копия
Прошу коллег оставить ссылки на дополнительные материалы
Страница для ссылок