« Ты потом ему все же прости…» (по новелле В.А.Солоухина «Мститель»)
Submitted by Рашид Рафаильевич Рахманкулов on чт, 07/05/2009 - 11:03
Слайды 4, 5.
Краткое сообщение о биографии писателя.
Слайд 6.
Владимир Солоухин обращается к жанру новеллы.
Новелла(от итал.novella– новость) – эпический жанр, в основе которого лежит художественное описание одного завершенного события и его авторская оценка.
Как жанр литературы новелла сложилась в эпоху Возрождения. Широкое распространение новелла получила в ряде европейских литератур ХIХ – ХХ вв. Это один из самых распространенных жанров литературы США.
-Новелла «Мститель» прочитана вами к уроку. Вспомните ее начало, когда рассказчик (а повествование ведется от первого лица) еще весел и непринужденен.
Пересказ начала новеллы. (Слайд 7)
Слайд 8.
- Что же случается дальше?
«Я наклонился, чтобы слепить шарик потяжелее, как вдруг почувствовал сильный удар между лопаток. Мгновенно распрямившись и оглянувшись, я увидел, что по загону бежит от меня Витька Агафонов с толстым прутом в руке. Значит, вместо того, чтобы бросить свой комок в небо, он подкрался ко мне сзади и ударил меня комком, насаженным на прут.»
-Послушайте фрагмент рассказа, повествующий о том, что испытывал мальчик от несправедливой обиды.
Слайд 9.
Чтение наизусть фрагмента 1 рассказа:
1-й чтец:«Многочисленные лучистые солнышки заструились у меня в глазах, а нижняя губа предательски задергалась: так бывало всегда, когда приходилось плакать. Не то чтобы нельзя было стерпеть боль. Насколько я помню, я никогда не плакал от физической боли. От нее можно кричать, орать, кататься по траве, чтобы было полегче, НО НЕ ПЛАКАТЬ. Зато легко навертывались слезы на мои глаза от самой маленькой обиды или несправедливости».
И герой задает себе вопрос: «Ну за что он меня ударил? Главное, тайком, подкрался сзади. Ничего плохого я ему не сделал».
Слайд 10.
Чтение наизусть фрагмента 2 рассказа:
2-й чтец:«Ни один человек на загоне не заметил маленького происшествия: небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я уж не видел ни картошки, ни солнца, ни неба. В горле у меня стоял горький комок, на душе было черно от обиды и злости, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке, да так, чтобы в другой раз неповадно было»…
Слайд 11.
– Вскоре созрел план мести. Расскажите о нем.
Герой решает пригласить Витьку Агафонова в лес. Казалось бы, что тут такого: пригласить сверстника в лес жечь костер? Но он очень взволнован.Докажите.
(«В горле стало сухо», «голос сделался глухой и вроде бы чей-то чужой», «руки вдруг ни с того ни с сего задрожали».)
– Как ведет себя Витька? Сразу ли он соглашается?
(Не сразу. Он говорит: «Я знаю, ты драться начнешь. Отплачивать.»)
Мальчик убеждает друга в том, что он забыл обиду, что отмщения не будет.
И Витька улыбается «от уха до уха», радостно соглашается: «Ну ладно, тогда пойдем»).
Слайд 12.
– Мальчики в лесу. Какие картины вы рисуете в своем воображении?Картины довольно-таки мирные. На них мальчишки вместе жгут костер, собирают рыжики, раскапывают норку, купаются в реке.
Слайд 13.
Но не так спокойно на душе у главного героя. Ведь он все время ищет удобный момент, чтобы отомстить. Найдите в тексте цитаты, доказывающие это.
«Ну ладно, эту норку мы раскопаем, - решил я, - потом уж я с тобой разделаюсь!»
«Айда за солью! – думал я, лелея по-прежнему свой злодейский замысел. – Только не думай, что все так и кончится. Когда сбегаем за солью, я тебя обязательно прищучу в лесу, ты от меня никуда не уйдешь».
Слайд 14.
Сначала желание отомстить очень сильно. Но постепенно оно ослабевает. Зачитайте строки, которые показывают, что обида утихает, главный герой успокаивается.
«Если вдуматься, Витька этот не такой плохой мальчишка, и в лесу с ним интересно…»
«Да и злости я уж не слышу в себе. Так хорошо на душе после этой теплинки, после этой речки!...»
Слайд 15.
–Как вы думаете, почему автор называет костер диалектным словом «теплинка»?
«Теплинка наша разгорелась ровным сильным огнем. Она хотя и была небольшая, но сразу видно, что не скоро погаснет…»
От этой теплинки маленький комочек мести растаял. Мальчик принимает решение не бить Витьку Агафонова. Он говорит: «Мне делается легко от принятого решения». Почему?
–А если бы отомстил? Было бы на душе так же легко и хорошо?
Вы, я знаю, читали с интересом новеллу. Но построить интересно повествование не так-то просто. С детства знакомы вы со сказкой
В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке», помните, наверное, что главной деталью в механизме музыкальной шкатулки оказалась Пружинка. Именно она приводила в движение различные детали табакерки, рождавшие музыку.
Вот и для того, чтобы повествование стало занимательным, нужна какая-нибудь Пружинка. Такой Пружинкой в литературном повествовании является художественный конфликт.
Слайд 16.
–Дайте определение художественного конфликта.
В новелле «Мститель» художественный мир зависит от настроения главного героя. Казалось бы, сюжет строится на основе конфликта между рассказчиком и Витькой Агафоновым. Но приглядитесь повнимательней, и вы увидите, что это не совсем так.
Конфликт между двумя мальчишками так и не проявляется в реальное действие, и все, что происходит в новелле, является результатом борьбы различных чувств в душе повествователя.
Сначала он задумывает месть, потом приступает к подготовке ее осуществления, затем оттягивает момент драки и, наконец, отказывается от возмездия.
–Знает ли об этом Витька?
Обо всем этом Витька даже не узнает, для него конфликт с рассказчиком оказывается исчерпанным приглашением на прогулку.
Такой конфликт, не выходящий за пределы души персонажа, но развивающий действие, называется внутренним конфликтом.
Запись определения в словарики литературоведческих терминов.
Слайд 17.
Вы, наверное, при чтении обратили внимание на то, что, несмотря на небольшой объем новеллы, автор вводит в повествование описание природы.
Найдите в тексте описание дня.
«Денек стоял на редкость: тихий, теплый, сделанный из золотого с голубым, если не считать черной земли под ногами, на которую мы не обращали внимания, да на серебряные нити паутинок, летающих в золотисто-голубом.»
Но меняется настроение героя, и нет уже прежних красок.
Зачитайте.
«По-прежнему все собирали картошку, наверное, небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я не видел ни картошки, ни солнца, ни неба…»
–Как вы думаете, почему?
Слайд 18.
Какие выразительные средства вы встретили в новелле? Найдите в тексте и зачитайте.
Олицетворение: «Сосновая веточка…плясала, как девчонка в ярко-красном платьице».
Сравнения: «рыжики холодные, как лягушки»; «глазищи по чайному блюдечку».
– Какую роль они выполняют в тексте?
Слайд 19.
– Вам предоставляется возможность выбрать вопрос и ответить на него(желающие выбирают цифру, по щелчку мыши высвечивается вопрос).
А сейчас мне хотелось бы обратиться к вашим творческим работам, в которых вы отвечали на вопрос, что такое месть и думали над тем, надо ли мстить. (К уроку работы проверены, самые яркие высказывания подчеркнуты. Дети зачитывают их).
Слайд 20.
Название нашего урока – строчка из стихотворения Эдуарда Асадова:
Если друг твой в словесном споре
Мог обиду тебе нанести,
Это горько, но это не горе,
Ты потом ему все же прости.
В жизни всякое может случиться,
И коль ваша дружба крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не дай ей зазря разбиться…
Мне бы хотелось, чтобы вы научились прощать.
И пусть вам в этом поможет наш сегодняшний урок и рассказ Владимира Солоухина. А строки стихотворения Татьяны Кузовлевой станут вашим жизненным девизом:
Твори добро –
Нет большей радости.
И жизнью жертвуй,
И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь,
Судьбой униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой. Остынь.
Поверь – действительно
Все встанет на свои места.
Ты сильный. Сильные не мстительны.
Оружье сильных - доброта.
Домашнее задание: написать отзыв на рассказ « Мститель».
На: « Ты потом ему все же прости…» (по новелле В.А.Солоухина «Мс
На: « Ты потом ему все же прости…» (по новелле В.А.Солоухина «Мс
Интересная разработка урока. Применение ИКТ способствует работе с текстом. Спасибо.