Дидактический материал к урокам истории по теме: "СССР в сер. 60-х - начале 80-х гг."
Submitted by Ольга Васильевна Гук on Fri, 20/09/2013 - 01:08
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
К УРОКАМ ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ:
«СССР В СЕРЕДИНЕ 60-Х - НАЧАЛЕ 80-Х ггXXв..»
О.В. Гук, учитель истории и обществознания,
лицей №2 г. Мурманск
На уроке «Особенности и основные направления внешней политики» изучается вопрос «Обострение отношений с Западом на рубеже 1970-1980-х гг.». Приступая к его рассмотрению, учитель акцентирует внимание учащихся на том, что возникшая конфронтация, сменившая процесс разрядки (Хельсинкские соглашения 1975 г., расширение связей с Западом и др.), была вызвана вводом советских войск в Афганистан. Многие годы правда об афганской войне скрывалась от нашего народа и мировой общественности. Лишь немногие лица из высших эшелонов власти были посвящены во все ее детали. Не предавались огласке и мнения тех, кто в письмах к руководству страны предупреждал о вторжении в Афганистан, как об ошибке, имеющей огромные негативные последствия — внешнеполитические и внутри страны. Не оглашались длительное время и сведения о военной помощи афганскому руководству, материальных расходах и людских потерях за годы войны, об отваге и мужестве советских солдат и офицеров. Прессе приказано было молчать. Дидактические материалы, представленные в данной статье набором документальных источников и системой вопросов и проблемно-поисковых заданий, могут использоваться при фронтальных, групповых и индивидуальных формах организации учебного процесса. Выбор определяется как содержанием программного материала, так и дидактическими целями, к достижению которых стремится учитель. Он вправе вносить коррективы в предлагаемые вопросы и задания, кроме того, у старшеклассников в процессе диалога с документом могут возникнуть собственные соображения для творческих поисков и обсуждения. Учебная деятельность школьников должна способствовать развитию умений пользоваться доступными им методами исследования, рассуждать на базе текстов первоисточников, обосновывать выводы и личные оценки фактов, событий и общественных процессов. Материал может быть использован при подготовке учащихся к экзамену по истории в форме ЕГЭ.
Документ 1
Взгляд власти на проблему Афганистана
В апреле 1978 г. там свершилась революция. Афганский народ взял судьбу в свои руки, встал на путь независимости и свободы. Как всегда бывало в истории, силы прошлого ополчились против революции. Разумеется, народ Афганистана сам бы справился с ними. Однако g первых дней революции он столкнулся с внешней агрессией, с грубым вмешательством извне в свои внутренние дела... Империализм вместе со своими пособниками начал по сути дела необъявленную войну против революционного Афганистана. Непрекращающиеся вооруженные интервенции... создали реальную угрозу утраты Афганистаном своей независимости, превращения его в империалистический военный плацдарм на южных границах нашей страны...
Настал момент, когда мы уже не могли не откликнуться на просьбу правительства дружественного нам Афганистана. Поступить иначе — означало бы отдать Афганистан на растерзание империализму...Для нас было непростым решением направить в Афганистан советские военные контингенты. Но ЦК партии и советское правительство действовали с полным сознанием своей ответственности, учитывая всю совокупность обстоятельств. Единственная задача, поставленная перед советскими контингента-ми, - содействие афганцам в отражении агрессии извне. Они будут полностью выведены из Афганистана, как только отпадут причины, побудившие афганское руководство обратиться с просьбой об их вводе.
(Из ответов Л.И. Брежнева корреспонденту газеты «Правда»)13 января 1980 г.
Документ 2
Открытое письмо А.Д.Сахарова Президиуму Верховного Совета СССР, Председателю
Президиума Верховного Совета СССР Л.И.Брежневу
«Я обращаюсь к Вам по вопросу чрезвычайной важности - об Афганистане. Как гражданин СССР и в силу своего положения в мире, я чувствую ответственность за происходящие трагические события-Военные действия в Афганистане продолжаются уже семь месяцев. Погибли и искалечены тысячи советских людей и десятки тысяч афганцев - не только партизан, но главным образом мирных жителей - стариков, женщин, детей, крестьян и горожан. Более миллиона афганцев стали беженцами. Также не подлежит сомнению, что афганские события кардинально изменили политическое положение в мире. Они поставили под угрозу разрядку, созвали прямую угрозу миру не только в этом району, но и везде... Советские действия способствовали (и не могли не способствовать) увеличению военных бюджетов и принятию новых военно-технических программ So всех крупнейших странах, что будет сказываться еще долгие годы, усиливая опасность гонки вооружений. На Генеральной Ассамблее ООН советские действия в Афганистане осудили 104 государства, в том числе многие, ранее безоговорочно поддерживавшие любые действия СССР. Внутри СССР усиливается разорительная сверхмилитаризация страны (особенно губительная в условиях экономических трудностей), не осуществляются жизненно важные реформы в хозяйственно-экономических и социальных областях, усиливается опасная роль репрессивных органов, которые могут выйти из-под контроля.
Сахаров А.Д. Тревога и надежда. М.,1990. С. 199-200
Документ 3
Из письма В Л.Сокирко Л.И.Брежневу. 10 января 1980 г.
Осознав личную ответственность за будущее страны и своих детей, выполняя гражданский долг, я обращаюсь к Вам с просьбой дать указание о немедленном выводе всех советских войск из Афганистана. Предвидение многих бед, которые придут в наши семьи и по всей стране в случае продолжения нашего прямого участия в этой гражданской войне, заставляет меня впервые обратиться к Вам с подобным письмом. Решение конца 79-го года о вводе войск в Афганистан означает шаг в пучину, ибо умиротворение гражданской войны в горной стране с 16 млн. фанатичных воинственных мусульман потребует громадных усилий, времени и жизней и кроме того, поставит нас во враждебное отношение ко всему мусульманскому миру, Россия XIX века воевала с горцами Кавказа более четверти века, война с басмачами тоже длилась несколько десятилетий. Афганистан может потребовать большего. А ради чего? Чтобы принять на себя заботы, о прокормлении разоренной страны, о непрошенном контроле над религиозным народом? Чтобы создать прецедент и соблазн военной «поддержки» очередных восстаний и «революций» в очередных странах? Чтобы пожертвовать жизнями своих солдат в чужой войне и в охране афгано-пакистанских и афгано-иранских границ?.. Я предлагаю отозвать наши войска из Афганистана. Политика невмешательства и отказа от экспорта революции в другие страны должна быть восстановлена в полном объеме. Вы обязаны спасти страну от разорения, а молодежь от бессмысленной гибели! История России. XX век. Материалы и документы для школьников и поступающих в вузы / Под ред. проф. М.Е.Гловацкого. М., 1999. С. 476-477
Сокирко ВВ. - студент МВТУ. Исключен из комсомола «за неубежденность в марксизме-ленинизме». Подписант ряда обращений к руководству КПСС и СССР. Организатор и участник самиздатовских сборников и публикаций за рубежом.
Документ 4
«Война в Афганистане нанесла ущерб авторитету Советских Вооруженных сил» В целом для Вооруженных сил... Афганистан обходился дорого. Каждый день войны 40-й армии обходился в 6,0-6,5 млн. рублей. Кроме того, постоянно всем необходимым надо было снабжать афганские войска.
В итоге стране каждый день войны обходился в 10-11 млн. рублей. Водна в Афганистане нанесла ущерб авторитету советских Вооруженных сил. Им была поставлена неправомерная и нереальная задача: военным путем заставить народ, численностью 17 млн. человек, подчиниться непопулярному правительству, опирающемуся на советские штыки... Здравомыслящим людям заранее была очевидна призрачность иллюзий, которые питал, кое-кто насчет того, что воевать советским войскам в Афганистане не потребуется... Они, дескать, будут стоять гарнизонами, защищая революционный режим от попыток его свержения внешними силами, а с внутренними мятежными силами справится сама афганская армия. Реальная действительность быстро развеяла эти иллюзии. Советским войскам пришлось втянуться в девятилетнюю кровавую авантюру..».
Ахромеев С.Ф., Корниенко Г.М. Глазами маршала и дипломата. Критический взгляд на внешнюю политику СССР до и после 1985 г. М., 1992. С. 157
Документ 5
Оказание военной помощи правительству Афганистана
За период с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. в войсках, находившихся на территории РА, прошло военную службу 620 тыс. военнослужащих... Кроме того, на должностях рабочих и служащих в советских войсках находилось за этот период 21 тыс. человек. Общие безвозвратные людьми потери советских Вооруженных сил вместе с пограничниками и внутренними войсками составили 14453 человек, пропало без вести и попало в плен 417 военнослужащих, из которых 119 чел. были освобождены, 197 возвращены на Родину, а 22 находятся в других странах. Потери техники и вооружения составили: самолетов - 118, вертолетов - 333,. танков - 147, БМП, БМД, БТР - 1314, орудий .и минометов - 433, инженерных машин - 510, радиостанций, командно-штабных - 1138, автомобилей бортовых и бензовозов-11369. Гриф секретности снят: Потери Вооруженных сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. ад.1,199». С. 399-400,402,406
Документ 6
Из сообщения Комитета Верховного Совета СССР по международным делам политической оценке решения вводе советских войск в Афганистан. Комитет пришел к выводу, что решение о вводе советских войск в Афганистан заслуживает морального и политического осуждения, общая международная обстановка, в которой принималось решение, была, несомненно, сложной... Нарастали элементы вооруженного вмешательства извне. Были обращения афганского правительства к советскому руководству за помощью... Решение о вводе войск было принято в нарушение Конституции СССР узким кругом лиц. Политбюро даже не собиралось в полном составе для обсуждения этого вопроса и принятия по нему решения... Необходимо назвать имена тех, кто принял решение о вводе советских войск в Афганистан. Это Леонид Ильич Брежнев, занимавший в то время посты Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Верховного Совета нашей страны, Председателя Совета Обороны и Верховного главнокомандующего Вооруженными силами СССР, это бывший министр обороны СССР Устинов, председатель Комитета государственной безопасности Андропов, министр иностранных дел СССР Громыко. Партия, народ, наши зарубежные друзья были по существу поставлены перед свершившимся фактом. Политически и морально осуждая решение о вводе советских войск, Комитет считает необходимым заявить, что это ни в коей мере не бросает тень на солдат и офицеров, направлявшихся в Афганистан. Верные присяге, убежденные в том, что они защищают интересы Родины и оказывают дружескую пе-мощь соседнему народу, они лишь выполняли свой воинский долг...
Правда, 1989, 25 декабря.
Вопросы и задания к документам 1- 6
1. Сопоставьте взгляд власти и позиции общественности на проблему Афганистана и сделайте выводы. Кто оказался прав и почему?
2. Внимательно изучите документ 1. Подумайте, почему в нем не названы конкретные участники внешней интервенции, а использован термин «империализм». Какие положения документа в дальнейшем оказались нереальными, иллюзорными?
3. Согласны ли вы с тем, что высшее руководство страны действовало с полным сознанием своей ответственности, учитывая всю совокупность обстоятельств?
4. Сравните оценки последствий ввода советских войск в Афганистан А.Д. Са-харова и В.В. Сокирко. В чем они схожи? Имеются ли различия? Если есть, то в чем они состоят? Ответ обоснуйте.
5. Что, на ваш взгляд, роднит авторов писем? Какими мотивами руководствовались они, обращаясь к руководству страны? Оправдались ли их предостережения о тяжелых последствиях и бедах нашего народа в связи с военным вмешательством СССР в Афганистане? В ответе используйте известные вам факты.
6. Оцените действий' СССР с точки зрения международного права, исторического опыта, Заключительного акта Хельсинкского совещания и последствий для собственней страны.
7. Изучите факты из документов 1-4. Поразмышляйте, при каких условиях можно было бы предотвратить принятие решения о вводе войск в Афганистан.
8. Прокомментируйте текст документа 6. Задумайтесь, почему столь ответственное решение принималось в тайне от общественности, в нарушение Конституции СССР. Как этот факт характеризует сущность политического режима, личностные качества руководителей страны, причастных к его принятию?
9. Подумайте, почему и поныне в оценке афганской войны нет единого мнения в российском обществе.
10. Можно ли считать действия советского правительства в афганской проблеме экспортом революции в соседнюю страну?
11. Какие события и общественно-политические процессы определили возможность морального и политического осуждения решения о вводе советских войск в Афганистан?
12. Существуют различные мнения об участии наших военнослужащих в афганских событиях: этим можно гордиться; это был наш интернациональный долг; это дискредитация данного понятия; это тяжелый, но вынужденный шаг; это наш позор.
С каким мнением вы согласны и почему?
Ответ аргументируйте.
Тему завершает урок «Политический портрет Л.И. Брежнева в свете эпохи».
На данном уроке можно обсудить в более широком плане проблему политического лидерства в советском обществе и конкретнее, применительно к рассматриваемому в теме отрезку истории страны. Показать, что существовавшая политическая система всегда работала на авторитет первых руководителей, а они уверовали, что этим авторитетом обязаны исключительно своим личным достоинствам и спокойно воспринимали всевозможные знаки поклонения себе. Задуматься, почему наше общество могло наблюдать за тем,. как формировался и принимал уродливые формы авторитаризм Л.И.Брежнева.
Содержательную основу урока составляют воспоминания о Брежневе современников, людей, близко знавших его по совместной работе, фрагменты из работ историков, публицистов. Изучая, анализируя и сопоставляя эти документальные источники, учащиеся имеют возможность самостоятельно оценивать личность и деятельность руководителя партии и советского государства в период, который ныне прочно окрестили застойным (о правомерности такого определения можно подискутировать). Основу урока составляют воспоминания о Л. Брежневе современников, людей, близко его знавших по совместной работе, фрагменты из работ историков, публицистов. Изучая эти материалы и сопоставляя, анализируя источники, учащиеся получают возможность самостоятельно оценивать личность и деятельность руководителя партии и советского государства в период, который сегодня прочно окрестили «застойным». Здесь возможна дискуссия. Планируемая учебная работа предполагает при разборе документального материала активный обмен мнениями, дискуссии, обобщенное рассмотрение программных вопросов темы с учетом влияния индивидуальных черт характера политического лидера на все сферы жизни общества.
Политический портрет Брежнева рассматривается в тесной связи с той исторической обстановкой, на фоне той эпохи, когда он осуществлял свою руководящую деятельность» партии и стране. Для этого актуализируются знания учащихся, в том числе почерпнутые из средств массовой информации, других учебных предметов. Отмечается, что это были годы, полные контрастов. С одной стороны, напряженный добросовестный труд миллионов людей, позволивший создать заново целые отрасли промышленности, возводить новые предприятия, развивать науку, культуру, образование, обеспечить, достаток основной части населения. С другой, накапливались нерешенные проблемы в разных областях общественной жизни. Преобразования в экономике страны, начавшиеся в середине 1960-х гг., не были поддержаны преобразованиями в политической сфере. Процесс демократизации не пошел вглубь, а со второй половины 1960-х гг. фактически приостановился. Демократическая тенденция в общественной жизни ослабла, а консервативная еще более укрепилась. Усилилась роль партийно-административной бюрократии. Анализ реальных противоречий в жизни общества был подменен тезисом обострения идеологической борьбы, служившим обоснованием практики запретов и гонений тех, кто в действительности был обеспокоен судьбами страны. Противоречивый характер носила и внешнеполитическая деятельность СССР: наряду с достижениями и успехами были допущены серьезные ошибки и просчеты.
Далее на рассмотрение учащихся предлагаются документы и материалы о личности и деятельности Брежнева в первые годы его пребывания у власти и в последующие, когда усилились и обострились кризисные проявления во всех сферах жизни страны.
Документ 7
На Брежнева власть свалилась, как подарок судьбы... Он получил власть так плавно, как будто кто-то долго загодя примерял шапку Мономаха на разные головы и остановился именно на этой, и пришлась она, эта шапка, так впору, что носил он ее восемнадцать лет без всяких страхов, катаклизмов и конфликтов. Самая драматическая проблема — и это выяснилось очень скоро - состояла в том, что Брежнев был совершенно не подготовлен к той роли, которая неожиданно выпала на его долю... Поэтому именно он на первом этапе устраивал почти всех, сама его некомпетентность была благом: она открывала широкие возможности для работников аппарата... Итак, Брежнев пришел без своей программы развития страны. Это один из редких случаев в современной политической истории, когда человек принимает власть как таковую без каких-либо определенных планов... Человек глубоко традиционный и консервативный по своему складу, он больше всего опасался резких движений, крутых поворотов, крутых перемен... не вернулся к сталинским репрессиям, но успешно расправлялся с инакомыслящими. При Брежневе сложилась традиция ужасающего словоблудия... Произносили речи - и нередко хорошие и правильные - за которыми, однако, ничего не стояло... ...Уровень жизни народа откатывался на одно из последних мест среди среднеразвитых стран. Одновременна процветали и теневая экономика, и грабительство в сфере услуг, и взятки чиновникам. Это стало едва ли не всеобщей нормой жизни...
Бурлацкий Ф. Вожди и советники. О Хрущеве, Андропове и не только о них. М., 1990. С. 281-298.
Документ 8
Поначалу Брежнев не строил из себя «великого человека»... В отличие от Хрущева он не высказывал по каждому 'вопросу свое мнение — первые годы выжидал, прислушивался и присматривался, словом, вел себя осмотрительно, даже с известной скромностью и достоинством (во все это трудно поверить, помня «позднего» Брежнева), но поначалу дело обстояло так... Брежнев, став Первым секретарем ЦК КПСС, с трудом привыкал к роли самого-самого главного, осознавал, какое огромное бремя легло на его плечи. И хотя столь высокое положение (шутка сказать - царь!) ему, несомненно, очень нравилось, были и робость, и осторожность, и, очевидно, страх ошибиться, боязнь ответственности: Его, конечно, очень серьезно обременяли старый скудный интеллектуальный багаж, провинциальные взгляды на многие дела; узкий, даже мещанский, обывательский кругозор. У него было ни представления о тех глубоких переменах, в которых нуждается страна, ни умения, если бы ему даже кто-то план таких перемен предложил, в нем разобраться, верно его оценить и провести в жизнь. Это был лидер, смотревший назад, не способный подняться над старым... О личных чертах Брежнева... В принципе (до болезни) это был человек, не лишенный привлекательности, даже известного обаяния. Он не был жесток (хотя, по-моему, был достаточно злопамятен). В обхождении был прост, умел (и, по-моему* знобил) проявить внимание к окружающим - во всяком случае, к тем, кого хотел склонить на свою сторону... Друзей старых, если они его не предавали, как правило, не оставлял без поддержки...
Арбатов Т. А. Затянувшееся выздоровление. (1958-1985 гг.). Свидетельство современника. М., 1991. С. 123,133, 87
Документ 9
Первые три года Брежнев прислушивался к мнению членов Президиума. Пытался вникать в хозяйственные дела, хотя он в них мало разбирался. Через три-четыре года он стал считать себя вождем. Верным марксистом-ленинцем. Выдающимся деятелем международного коммунистического движения.
А страну забросил, и уже пошла расправа с кадрами, которые помогли ему прийти к власти. Ордена любил безумно. Об этой его слабости были осведомлены многие государственные деятели разных стран. Помнится, Подгорный говорит ему: «Леонид Ильич, нельзя же так. В народе уже анекдот ходит, что нужно генсеку операцию сделать по расширению груди. Награды вешать некуда».
Шелест П.Е. Человеку свойственно ошибаться-. // От оттепели до застоя. Сборник воспоминаний бывших партийных и государственных деятелей. М., 1990. С. 147
Документ 10
Леонид Брежнев - смесь фарс - шутовской выходки истории и закономерности периода упадка. Маршал «малой земли», выигравшей войну, ибо все остальные, Г.К.Жуков в том числе, отсиживались в окопах Сталинграда, а затем на Курской дуге. Впервые военно-промышленному комплексу удалось поставить у штурвала управления страной своего представителя. Малообразован! Злопамятен. Лишен каких-либо талантов, кроме одного - обладал почти безошибочным чутьем на личных сторонников и противников. Поначалу хотел что-то «исправить», но быстро охладел к делам. Любил ордена, почести и разного рода церемониалы. Последние 5-6 лет был тяжело болен, фактически не мог работать, что тщательно скрывалось. Но, как оказалось, системе, и не нужен был живой управитель. Это уже не его вина, а скорее признак умирающей моновласти. Смеясь, расстаемся с брежневщиной. Но смех, к несчастью, все тот же - сквозь слезы.
Яков лев А.Н. Горькая чаша: Большевизм и Реформация России. Ярославль, 1994. С. 227-229
Документ 11
Л.И.Брежнев не был крупным политическим деятелем, зато преуспел в политических интригах, особенно в первые годы пребывания на посту лидера партии, когда сколачивал лично ему преданную команду, освобождался от людей принципиальных, способных и независимых. В ЦК его главной опорой стал М.А.Суслов, человек не только сталинской школы, но и сталинской закалки. Оставаясь а тени, Суслов играл ведущую роль в политике, беспощадно вытравляя нарождавшиеся в партии и стране демократические начинания... Не обладая сам высокими моральными качествами, Брежнев мирился с проявлениями коррупции, некомпетентностью и бездарностью руководителей, прощая все тем, кто безудержно и бессовестно прославлял его. Словом, стране снова не повезло, она получила на долгие 18 лет бесцветную личность в качестве Генерального секретаря ЦК КПСС...
Егорычев Н. Вспоминая А.Н.Косыгина. Авторитет завоевал делом // Вечерняя Москва. 1996.23 июля.
Документ 12
Брежнев не был великим или даже выдающимся человеком. Если давать ему краткую характеристику, то я сказал бы о нем, как о слабой, почти во всех отношениях личности. У него не было интеллектуальной силы и политического гения Ленина. У него не было сверхчеловеческой воли и злобного властолюбия Сталина. У него не было исключительной самостоятельности, огромных реформаторских замыслов и громадной работоспособности Хрущева... Это был человек со слабой волей и слабым характером. , Брежнев не был карьеристом, который пробивался наверх, расталкивая локтями других претендентов и предавая своих друзей. Он отличался спокойствием, лояльностью к коллегам и начальству, и он не столько пробивался сам, сколько его продвигали вперед другие. Брежнев не любил осложнений и конфликтов ни в политике, ни в личных отношениях. Когда такой конфликт все же возникал... старался избежать экстремальных решений. При конфликте внутри руководства немногие отправлялись на пенсию. Большинство опальных руководителей оставались в «номенклатуре», лишь опускались на две-три ступени.
Медведе в Р.А. Преимущества посредственности Л.И.Брежнева. Наброски политического портрета // Московские новости. 1998. № 37
Документ 13
Л.И.Брежнев... был лишен дара стратегического предвидения, творческого воображения, как впрочем и сколько-нибудь серьезного образования. Он принял колоссальную власть, не слишком задумываясь о перспективахполитического режима. Будучи по своему складу довольно архаичным человеком, он создал себе имидж рассудительного спокойного ровного ^отца семейства», который и шагу не ступит без совета со своими товарищами. Брежневу как политику претили крутые повороты, резкие подвижки, нестандартные ситуации... Личный авторитет нового лидера в народе был невысок... Брежнев хорошо постиг технологию власти, но был плохо подготовлен к той роли, которая выпала на его долю. Он имел репутацию ограниченного, не обладавшего собственным представлением о многих сферах жизни общества и политических проблемах... Достоинством Леонида Ильича было то, что он не был злым и жестоким человеком, умел выслушать и войти в положение собеседника. Первым лицом он стал еще и потому, что устраивал почти всех. Многие рассматривали Брежнева как временный персонаж на политической сцене...
Наше Отечество. (Опыт политической истории). М., 1991. Ч. II. С. 484-485
Документ 14
По характеру Л.И.Брежнев был добродушным и мягким человеком, любил шутку и сам умел пошутить, в- небольшом кругу любил декламировать стихи Есенина. Для многих приход Брежнева воплощал собой стабильность, которая, впрочем, обернулась застоем, а его податливость и тщеславие привели к постыдному манипулированию со стороны окружения. Первые десять лет были годами, когда Брежнев был, как говорят «на месте». Страна медленно, но двигалась вперед, используя богатейшие природные ресурсы и накопленный индустриальный потенциал. Прирост промышленной продукции в год составлял 3~4%, при«Застоем», видимо, можно было бы назвать годы с середины 70-х, когда у Брежнева, «перестоявшего» на своих постах, при начинающихся серьезных заболеваниях, а в значительной мере благодаря окружению появились явно завышенная самооценка, увлечение внешними атрибутами власти. Так, с интервалами в 2-3 года он становился четырежды Героем Советского Союза, а до этого Героем Социалистического Труда, маршалом, лауреатом Ленинской премии и т.д., и т.п.
Из воспоминаний Чрезвычайного и Полномочного Посла СССР П.А. Абрасимов //Аргументы и факты. 1991. № 24
Штрихи к портрету
1. «В отличие от Хрущева Брежнев не считал себя знатоком сельского хозяйства, впрочем, как и других отраслей, прислушивался к советам, позволял спорить с собой. Хотя вскоре мягко одернул Мацкевича (министра сельского хозяйства. — A.K.)v ты, Володя, при людях мне не возражай, я Генеральный секретарь, в этом кабинете Сталин сидел. Зайди позже, когда один буду, и скаж<г, что считаешь нужным...». (Г а в -рилюк А. Из жизни номенклатуры // Сельская молодежь. 1990. № 3. С. 12.)
2. «В самый начальный период руководства Брежнева на заседании представителей стран Варшавского договора произошел забавный эпизод, когда он произнес единственную, кажется, не написанную загодя речь. Румынскую делегацию возглавлял не руководитель партии, а Председатель Совета Министров, и он предложил, чтобы общий документ был подписан именно руководителями государства, а не партий. И тут, как подброшенный пружиной, подскочил Леонид Ильич и произнес две с половиной фразы. Они звучали примерно так: "Как же можно? Документ должен подписывать первый человек в стране... А первый человек — это руководитель партии"».
Бурлацкий Ф. Брежнев и крушение оттепели. Размышления о природе политического лидерства // Литературная газета. 1988.14 сентября.)
3. «В брежневском Политбюро был обычай состязаться с Генеральным секретарем в силе рук. Естественно, не было члена Политбюро, победившего бы Брежнева, который одолел, заодно и американского президента Никсона прямо в его самолете, летя из Вашингтона в Калифорнию во время встречи 1973 г. Так до сих пор и не известно, действительно ли Брежнев был. самым сильным человеком в Политбюро или все ему поддавались». (Соловьев В., Клепикова Е. Заговорщики в Кремле: от Андропова до Горбачева. М., 1991. С. 220.)
4. «В политическом плане брежневщина не что иное, как консервативная реакция на предпринятую Хрущевым попытку реформирования существовавшей тогда в стране авторитарной модели-. Брежнев -хорошо знал настроения партийно-государственной элиты, военно-промышленного комплекса, опирался на них и пользовался их неограниченной поддержкой, проводя, по существу, неосталинистскую, позицию. Очень много при Брежневе говорилось о демократии, с огромной помпой была принята новая Конституция. И в то же время развернута беспрецедентная борьба против инакомыслящих».
Горбачев М.С. Жизнь и реформы. М., 1995. Кн. 1.С. 220.)
5. «В отличие от Сталина и Хрущева, Брежнев не обладал яркими личностными характеристиками. Его трудно назвать крупным политическим деятелем. Он был человеком аппарата и, по существу, слугой аппарата-. Если же иметь в виду человеческие качества, тр.- Брежнев был в общем то неплохим человеком, общительным, устойчивым в своих привязанностях, радушным, хлебосольным хозяином. Любил охоту, домино, кино про "зверушек", радовался доступным ему радостям жизни. В житейском плане он был добрый человек. В политическом — вряд ли. В тургеневские времена он был бы хорошим помещиком с большим хлебосольным домом».
А.Бовин. Цит. по: Пятецкий Г.М. История России для абитуриентов и старшеклассников. XX век. М., 1996. с. 290.)
Вопросы и задания к документам 7-14
1. Сопоставьте суждения соратников и современников Л.И.Брежнева о его личности и деятельности, месте и роли в истории нашей страны. Выделите то общее, что характеризует его как политического лидера. Содержит ли данная информация сведения о нем, ранее вам неизвестные?
2. Чьи мнения и оценки вам ближе по своей объективности и почему? Определите критерии, которыми вы будете руководствоваться, оценивая личностные и деловые качества Брежнева. Свой выбор обоснуйте.
3. Какие черты его характера вы бы оценили положительно, а какие отрицательно?
4. Подумайте, сказывалось ли влияние его личности на внутренней и внешней политике страны.
5. Что обеспечило стабильность брежневского руководства страной?
Можно ли и в какой мере связывать это с индивидуальными чертами характера политического лидера партии и государства?
6. Изучив документы, попытайтесь выявить причины: почему партию и Советское государство длительное время возглавлял руководитель, которого многие современники считали слабым и некомпетентным?
7 .Обсудите, справедливы ли такие суждения современников о Брежневе: это был «лидер, смотревший назад, не способный4 подняться над старым»; «человек со слабой волей и слабым характером»; «человек аппарата и, до существу, слуга аппарата».
8. Как вы считаете, все ли было плохо в «брежневский» период истории советского государства, или имелось какое-то позитивное развитие? Если да, то в чем оно проявлялось? При ответе Используйте знания материала изученной темы.
9. Подумайте, почему вся официальная пропаганда предпринимала чрезвычайные усилия для создания культа Брежнева - «великого борца за мир», «верного ленинца», «великого теоретика» и т.п.
10. Основываясь на материале документов, попытайтесь ответить: чьи интересы, по вашему мнению, представлял и отстаивал Брежнев - народа или партийно-государственной бюрократии?
11. Разделяете ли вы мнение М.С.Горбачева о проведении Брежневым жесткой неосталинистской позиции во внутренней политике? Или имеете возражения? В ответе опирайтесь на конкретные факты.
12. Попытайтесь вспомнить, какие политические фигуры из тогдашнего руководства СССР олицетворяли неосталинистское направление.
Создание коллективного портрета политического лидера на основе свидетельств современников и суждений, историков, думается, - один из возможных аспектов повышения .эффективности обучения истории. Подобная организация учебной деятельности, во-первых, создает возможность школьникам овладевать познавательным инструментарием истории; во-вторых, таким нетрадиционным способом обобщать и усваивать на творческо - поиковом уровне программный материал темы; в-третьих, выявлять сущностные. характеристики общества, способствующие выходу на политическую арену в качестве первого лица той или иной исторической фигуры.