Официальный сайт seoturbina 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Особенности подготовки незрячих детей и детей с остаточным зрением к сдаче экзамена по математике за курс средней (полной) школы

Нет ответов
Людмила Анатольевна Коростина
На сайте с: 22/06/2010
Баллы: 13
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 5 лет 50 недель назад.

Особенности подготовки незрячих детей и детей с остаточным зрением к сдаче экзамена по математике за курс средней (полной) школы в форме ЕГЭ

Коростина Л.А.,

учитель математики

МБС(К)ОУ С(К)ОШ №127

г. Челябинск

 

В МС(К)ОУ С(К)ОШ № 127 обучаются дети с тяжелыми нарушениями зрения. Учащиеся школы только второй год принимают участие в сдаче экзаменов в форме ЕГЭ. В процессе подготовки к ЕГЭ мы столкнулись с рядом проблем, обусловленных спецификой учащихся.

Программа по математике для обучения слепых и слабовидящих детей в основной  школе составляется на основе примерной программы основного общего образования по математике. При полном сохранении структуры документа, поставленных целей и задач, а также содержания программа корректируется в направлении перераспределения учебного материала между классами в расчете на обучение слепых и слабовидящих детей в основной школе с 5-го по 10-ый класс. Это обусловлено тем, что слепые и слабовидящие учащиеся медленнее воспринимают наглядный материал (рисунки, чертежи, текст), медленнее ведут запись и выполняют графические работы. Кроме того, в ходе изучения математики у слабовидящих и, особенно, у слепых детей должны формироваться отсутствующие из-за зрительных дефектов образы предметов и представления о процессах, происходящих в окружающем мире, либо корректироваться уже имеющиеся представления. Кроме того, в ходе изучения математики должна вестись целенаправленная работа по развитию внимания, памяти и мышления – основных составляющих познавательной деятельности, имеющей у слепых и слабовидящих детей свои особенности и также нуждающейся в коррекции.

Программа по математике для обучения слепых и слабовидящих детей в средней (полной)школе составляется на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по математике и рассчитана на два года обучения (в 11 и 12 классе). Программа корректируется в направлении частичного перераспределения учебных часов между темами. Это перераспределение связано с тем, что как слепые, так и слабовидящие учащиеся затрачивают больше времени на выполнение заданий, связанных с работой по готовым рисункам, графикам, чертежам и меньше – на освоение теоретического материала. Также программа должна ограничить требования для слабовидящих детей к изображению геометрических тел и построению их сечений. Для слепых детей требования к изображению геометрических тел и построению сечений должны реализовываться с помощью специальных пособий (прибора Н.А. Семевского, прибора «Школьник» и др.). Процесс построения дополняется конструированием при помощи моделей геометрических тел, плоскостей и прямых.

Так как на реализацию программы в старшей школе не предусмотрено дополнительное время, то его можно выкроить за счет сокращения учебных часов на изучение темы «Основы тригонометрии». Эта тема может быть изучена в рамках основной школы.

Таким образом, при организации учебного процесса в основной и средней (полной)школе учитываются не только цели и задачи, поставленные в программе – основе, но и коррекционные цели: формирование правильных представлений о предметах и процессах окружающей действительности, расширение кругозора, ограниченного у слепых и слабовидящих детей из-за зрительных дефектов, развитие и коррекция познавательной деятельности средствами математики.

При организации учебного процесса необходимо учитывать гигиенические требования, направленные на сокращение зрительной нагрузки, охрану неполноценного зрения.

Одной из особенностей урока математики в классе слепых является невысокий темп работы учащихся. Это связано с тем, что многие виды работ, например, нахождение нужной страницы или нужного параграфа в учебнике, «рассматривание» рисунка, чтение текста, нашими детьми выполняются медленнее. Также медленно происходит и работа в тетради: когда текст в тетради записан, чтобы его прочитать, нужно вынуть тетрадь из прибора, а затем, чтоб продолжить запись, необходимо снова вставить лист в прибор. Чтение записи грифелем в приборе тоже не является быстрым и не всем доступным. При решении уравнения или во время преобразования выражений приходится неоднократно читать предыдущую запись. В итоге на уроке учитель не может предложить учащимся достаточно большое количество упражнений. В тоже время необходимо показать все стороны изучаемого материала, все возможные трудности, которые могут встретиться при выполнении того или иного задания.

Еще одна особенность, возникшая в процессе формирования понятий и умений на уроке математики, заключается в том, что дети с тяжелой патологией зрения не обладают достаточными сведениями об окружающем мире, имеют очень маленький личный жизненный опыт. В первую очередь это отражается на формировании умения решать текстовые задачи. Например, большинство незрячих детей не имеют опыта покупки и хотя бы минимальных денежных расчетов. Поэтому задачи с соответствующей тематикой этим детям менее понятны. Еще большее затруднение вызывают задачи на движение, особенно если в движении участвуют два или более объекта, так как слепой ребенок такое движение не может ни увидеть, ни ощутить, если учитель не проведет предварительную работу по описанию этого процесса с помощью подвижных моделей. Так же при изучении геометрических фигур или тел у многих незрячих детей не возникает ассоциаций с реальными объектами. В связи с  этим процесс формирования понятий и умений у слепых детей должен сопровождаться кропотливой предварительной и сопутствующей работой учителя, носящей коррекционный характер.

Учитывая эти особенности и необходимость многократной отработки материала при подготовке к ЕГЭ, мы попадаем в «ножницы», когда прямое натаскивание невозможно. Решить эту проблему можно на этапе подготовки к уроку. Необходимо очень тщательно отбирать подготовительный материал. Заданий должно быть немного, но каждое упражнение должно не только иллюстрировать или закреплять материал, но и отражать определенную  специфику.

На уроках широко используются карточки, которые выполняют несколько функций. Во-первых, они выполняют функции классной доски. Задания для устных подготовительных упражнений, записи и рисунки, необходимые при объяснении нового материала, учитель размещает на карточках.

Во-вторых, использование карточек помогает экономить учебное время на уроке. Например, вывод формулы, записанный на карточке, позволяет учащимся отслеживать преобразования. При решении геометрических задач иногда требуется сложный рисунок, выполнить который не под силу большинству учащихся. В этом случае учитель сам может сделать такой рисунок и предложить его учащимся после разбора условия задачи. Если можно обойтись простым, но часто встречающимся  рисунком, то тратить время на его изображение по Брайлю тоже нецелесообразно, и можно использовать карточки с готовым рисунком.

В-третьих, карточки позволяют осуществлять на уроке дифференцированный подход в обучении. В классах немного учащихся, но, как правило, они очень различаются по уровню своих возможностей и общей осведомленности, поэтому в процессе подготовки к ЕГЭ приходится учитывать индивидуальные особенности учащихся. В этом случае индивидуальные карточки с заданиями разного уровня сложности приходят на помощь, хоть и полностью проблемы не решают. Для «слабых» детей часто требуются дополнительные индивидуальные занятия.

Несмотря на то, что детей в классах немного и количество необходимых карточек тоже соответственно небольшое, процесс их изготовления по Брайлю довольно трудоемок. Поэтому важную роль в этом процессе играют технические средства. Если содержимое карточки носит текстовый характер, то для ее изготовления можно использовать компьютер. При наличии специальной программы набранный текст можно преобразовать в запись, сделанную рельефно-точечным шрифтом и с помощью специального принтера вывести на брайлевскую бумагу. Если текст насыщен математическими символами, то для использования программы требуется предварительная подготовка, занимающая неоправданно много времени. В этом случае проще сделать карточки вручную с помощью брайлевского прибора и грифеля, вставляя в прибор сразу по два листа, или размножить карточки с помощью вакуумной машины.

Карточки со сложными рисунками, сделанные по Брайлю, желательно дублировать карточками с плоским рисунком, выполненным достаточно толстыми линиями черного цвета для использования детьми с парциальным зрением.

Из опыта работы видно, что очень эффективно проводить совместные консультации и ОЗВ для учащихся 11 и 12 класса. Темы, изучаемые в 11 классе, актуальны и «свежи» для учащихся 11 класса, поэтому они гораздо легче  справляются с соответствующими заданиями из ЕГЭ, тем самым помогая учащимся 12 класса вспомнить данный материал. Объединяя усилия двух параллелей, учитывая малую наполняемость классов, мы увеличиваем количество «сильных» учащихся в классе, что позволяет эффективнее решать задания общего плана. В свою очередь, объясняя решение заданий из курса 12 класса, выпускники дают возможность одиннадцатиклассникам в качестве пропедевтики познакомиться с решением некоторых заданий.

В процессе разбора решения геометрических задач нам не обойтись без каркасных моделей, которые позволят разобрать решение задач на построение сечений. Модели позволяют восполнить недостающие представления и позволяют решать не только учебные, но и коррекционные задачи. В некоторых случаях сэкономить время на уроке, увеличить число тренировочных упражнений и облегчить восприятие учащимися учебного материала помогает конструирование. Для конструирования можно использовать модели геометрических фигур и тел, а также подручные средства, например вязальные спицы с притупленными концами. С их помощью можно изображать, например, взаимное расположение прямых на плоскости и в пространстве, разные виды углов, диагонали многоугольников, высоту пирамиды или призмы, строить сечения геометрических тел и т.п.

С 2009 года выпускники нашей школы участвуют в ЕГЭ. Проведенная государственная (итоговая) аттестация слепых и слабовидящих выпускников в форме ЕГЭ выявила ряд проблем.

1.Отсутствие тренировочных КИМов ЕГЭ, выполненных шрифтом Брайля для незрячих выпускников.

2.Продолжительность экзамена для слабовидящих и слепых участников ЕГЭ увеличена соответственно на 1 час и 1,5часа. Возникает принципиальный вопрос: это время отводится на выполнение заданий участниками  ЕГЭ или на работу тифлопереводчика, осуществляющего расшифровку брайлевского варианта ответов в  обычный плоскопечатный шрифт? Как показала практика, 100% дополнительного времени используется учащимися на выполнение заданий ЕГЭ. Необходимо добавить время на работу тифлопереводчика.

3.Отсутствие к КИМам ЕГЭ, оформленным рельефно-точечным шрифтом Брайля, сопроводительного плоскопечатного варианта. При наличии последнего тифлоассистент мог бы прочитать вслух для незрячего некоторые вопросы, задания части С. Получается, что выпускник лишается возможности использовать дополнительные анализаторы, так как работает только тактильный анализатор. 

 А также это полезно будет ещё и потому, что корректность формулировок в КИМах можно будет проверить специалистам-предметникам по плоскопечатному тексту. В качестве альтернативного варианта можно использовать при сдаче ЕГЭ контрольно-измерительные материалы со звуковым сопровождением.

4. Как показала практика участия незрячих выпускников в ЕГЭ, необходимо создать специальные инструкции для  организаторов в аудиториях ППЭ, ассистентов, тифлопереводчиков, а также отдельные инструкция для незрячих учащихся по выполнению  заданий экзамена и заполнению информации в брайлевских тетрадях для ответов («пошаговая» технология выполнения теста). Такие инструкции могут создать только специалисты-тифлопедагоги, работающие в школе и имеющие опыт участия в ЕГЭ.

Таким образом, опыт и практика сдачи ЕГЭ  лицами с нарушением зрения показывают возможность создания условий для успешного прохождения испытаний в форме ЕГЭ. При участии в ЕГЭ незрячих и слабовидящих выпускников крайне необходимо соблюдение специальных условий, позволяющих реализовать потенциал подготовки учащихся к экзаменам. Те требования, которые сопровождали учебный процесс, должны быть соблюдены и на экзамене в форме ЕГЭ.

Прикрепленный файл Size
Статья в сборник 2.doc 47 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн