Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным требованиями дошкольного образования, направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее — дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Коррекционные образовательные учреждения для дошкольников решают комплекс социально значимых задач, в том числе, направленных на создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, формирование у них адекватных способов взаимодействия с окружающими и обеспечение в этом процессе ребёнка и его семьи психолого-педагогической поддержкой. При этом основной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка, формирование позитивных личностных качеств. Дошкольное образование призвано обеспечить основной фундамент не только развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здорового и гармонично физически развитого ребенка.
Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, очень заметным стало увеличение количества детей, имеющих различные отклонения в развитии. Адекватные методы, организационные формы работы с детьми, имеющими тяжелые расстройства, целенаправленное воздействие на детей способствуют преодолению имеющихся у детей дефектов. Именно поэтому сегодня, говоря о работе с детьми с ОВЗ, нельзя рассматривать только деятельность учителя-дефектолога. Для того чтобы устранить нарушения и сформировать базу для дальнейшего успешного обучения, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса.Успешное преодоление различных психических отклонений у детей в специальных (коррекционных) группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда.
Модель взаимодействия разрабатывается при активном участии специалистов детского сада и представляет собой систему, решающую четыре блока задач: мониторинговые, воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные.
· В мониторинговом блокеодним из ведущих направлений является организация комплексного психолого-медико-педагогического изучения ребёнка в целом, с одной стороны, уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а с другой – разработки индивидуальной программы развития ребёнка. Эта задача осуществляется совместными усилиями педагога-психолога, учителя-дефектолога, врача, воспитателей и других специалистов данного учреждения в течение всего учебного периода. Проводится 3 этапа мониторинга – первичный, промежуточный, итоговый. Анализ полученных результатов позволяет объединить их в общую карту развития и выстроить индивидуальный маршрут развития каждого ребенка.Преимущество данной системы мониторинга в том, что она предполагает комплексное изучение ребенка всеми специалистами и коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности.
Прогноз развития детей в ДОУ начинается с работы ПМПк (психолого-медико-педагогического консилиума). Основная его цель – организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с ОВЗ, построение индивидуального маршрута развития каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями.
· Блок воспитательных задачнаправлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребёнка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных личностных качеств. Совместная работа специалистов в этом направлении подразумевает оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих проблем, помощь в разработке воспитательных мероприятий, координацию их выполнения специалистами. Коррекционно-развивающий блок задач направлен на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребёнка, преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. Организация работы в этом блоке предполагает тесное сотрудничество всех специалистов учреждения, направленное на обучение родителей и педагогов отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.
· Блок образовательных задачнаправлен на развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей этого блока является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка. Все эти задачи решаются коллективом специализированного дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи всех сотрудников.
Таким образом в данное время происходит переосмысление и продуманность коррекционной - развивающей работы с учетом новых федеральных государственных требований. Успех коррекционной работы в группах компенсирующей направленности любого дошкольного образовательного учреждения определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в коррекции всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. А именно создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями, разработку интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики, организацию коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.
Методической основой коррекционно-развивающего обучения и воспитания является личностно-ориентированный подход к организации деятельности ребенка с взрослым и со сверстниками.
Воспитание и развитие детей базируются также на природосообразном подходе к организации развивающей, здоровьесберегающей и воспитательной работы. При использовании методов и приемов образовательно-воспитательной работ учитываются закономерности созревания детского организма, особенности индивидуального физического и психического развития. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал только при условии удовлетворения особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.
Содержание работы с детьми с ОВЗ выстроено с учетом комплексно тематического принципа, интеграции образовательных областей. Построение образовательного процесса вокруг центральной темы создает условие для развития детей, так как появляются большие возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков. Весь процесс коррекционно-развивающего обучения имеет коммуникативную направленность.
В ДОУ строится целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня, в котором гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира, воснове которого лежит комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса.Темы, в рамках которых решаются образовательные задачи, социально значимыми для общества, семьи, государства, кроме того, должны вызывать личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение.
Существует несколько вариантов выбора тематики для комплексного планирования. В нашем ДОУв основу комплексно-тематического планирования положен метод тематического восприятия окружающего мира дошкольниками. Выбирается тема недели, которая первоначально рассматривается в ходе непосредственно организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, все остальные формы работы продолжают предложенную тему, и так или иначе связаны с ней.
Для реализации образовательных задач тематической недели ФГТ разработана
структура образовательного процесса.
В образовательном процессе включено два основных составляющих блока:
üсовместная партнерская деятельность взрослого с детьми;
üсвободная самостоятельная деятельность детей.
1 блок «Совместная деятельность взрослого и детей»:
• образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности). Реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками;
• Так же образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
2 блок «Свободная деятельность воспитанников» осуществляется в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на самостоятельное решение ребенком задач
Последовательность осуществления коррекционо – образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов находит свое отражение в календарно – тематическом планировании всего коррекционного процесса.
Интеграция в образовательных областях.
Работа в образовательной области «Здоровье» включает два основных
- формирование у дошкольников представлений о значении здоровья в
жизни человека;
- формирование у дошкольников потребности быть здоровыми, вести
здоровый образ жизни и владеть некоторыми средствами и приемами
сохранения и укрепления своего здоровья.
Образовательная область «Социализация» является одним из приоритетных направлений коррекционно-педагогического обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта. Главная цель - подготовка детей к самостоятельной жизнедеятельности. Включение детей в систему социальных отношений осуществляется следующим образом: через привлечения внимания
детей друг к другу, оказание взаимопомощи, участие в коллективных мероприятиях, в процессе специальных игр, направленных на развитие представлений о себе, окружающих людях и сверстниках. Освоение детьми общественного опыта происходит при организации педагогами разных видов деятельности. При таком подходе у детей формируются психические новообразования: способность к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению
В образовательной области «Физическое развитие» основное внимание уделяется стимулированию позитивных сдвигов в организме детей, формированию двигательных умений, направленных на жизнеобеспечение. Основной формой обучения детей движениям являются занятия, проводимые инструктором по физической культуре. В тоже время значительное место в системе физического воспитания занимают подвижные игры, которые находят широкое применение как на занятиях учителя-дефектолога, так и на других занятиях (музыкальные, театрализованная деятельность), а также в ходе прогулок на свежем воздухе.
Образовательная область «Познание» базируется на становлении восприятия, активизации сферы образов-представлений и наглядных форм мышления. В процессе целенаправленного обучения формируется, с одной стороны, ориентировочно-поисковая деятельность (метод проб, практическое примеривание и зрительная ориентировка на свойства и качества предметов), а с другой стороны – создание для усвоения детьми системы сенсорных эталонов и их словесного обозначения.
В образовательной области «Художественное творчество» педагоги учат детей создавать творческие работы, стимулируя развитие у детей сенсорных способностей, чувство ритма, цвета, композиции через подбор разнообразных изобразительных материалов, продумывание способов предъявления материалов.
Основная цель в образовательной области «Музыка» - слушание детьми музыки, пение, музыкально-ритмические движения, танцы. Музыкальный руководитель больше внимания уделяет способам предъявления звучания
музыкальных инструментов, танцевальных движений, музыкально-дидактическим играм.
Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность имеют громадное значение для «возрождения» ребенка, раскрытия его души, оказывают положительное воздействие на всестороннее его развитие. Разнообразные музыкальные тембры, ритмы, темпы обогащают опыт малышей, влияют на интенсивность, и качество данной категории связано с художественно-декоративной деятельностью по благоустройству предметно окружающей среды как в помещении группы, так и на приусадебном участке детского сада.
В образовательной области «Чтение художественной литературы» основное внимание уделяем слушанию художественных произведений, рассматриванию иллюстраций, беседам. Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением взрослых, происходящими событиями.
В образовательной области «Безопасность» педагоги создают ситуации для «проигрывания» нескольких моделей поведения в тех или иных обстоятельствах, формируют активную жизненную позицию, ориентируют детей на самостоятельное решение. На примере жизненных ситуаций дети усваивают соответствующие правила поведения, вырабатывают положительные привычки, позволяющие им осваивать жизненное пространство. Анализ поведения людей в сложных ситуациях, знание путей решения некоторых проблем повышает уверенность ребенка в себе, укрепляет его эмоциональное состояние.
Работа по образовательной области «Труд» предусматривает умение действовать простейшими инструментами. Организация практической
деятельности детей с целью формирования у них навыков самообслуживания, определенных навыков хозяйственно-бытового труда и труда в природе. Детей учат действовать по образцу, по показу, словесной инструкции «Включение детей в систему социальных отношений».
Опыт работы, организованной в рамках системного подхода показывает, что у «особых» детей появляется не только определенный запас представлений, знаний, умений и навыков, но и внутренние мотивы, способствующие развитию познавательной активности и переходу их на другой психологический возраст и новую социальную ситуацию развития.