Официальный сайт physbook 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Что же представляет собой мысль Н.В.Гоголя в поэме «Мёртвые души»?

Submitted by Нина Петровна Овчинникова on пн, 16/09/2013 - 10:28
Данные об авторе
Автор(ы): 
Овчинникова Н.П.
Регион: 
Алтайский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Цель: (высказывание Гоголя) «Вовсе не губерния, и не несколько уродливых помещиков, и не то, что им приписывают, есть предмет «Мёртвых душ». Это пока ещё тайна, которая должна быть вдруг, к изумлению всех (ибо ни одна душа из читателей не догадалась), раскрыться в последующих томах».

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

словарь, поэма Гоголя "Мертвые души"

Краткое описание: 
урок исследования

Тема «Что же представляет собой мысль Н.В.Гоголя в поэме «Мёртвые души»?

(урок открытых мыслей – исследование текста)

                                                                                              Душой ли, славу полюбившей,

                                                                                                 Ничтожность в мире полюбить?

                                                                                                       Душой ли, к счастью не остывшей,

                                                                                        Волненья мира не испить?

                                                                                     Н.В.Гоголь

Поэма Гоголя «Мёртвые души»- одно из самых загадочных произведений литературы 19века о внутреннем мире человека, о его душе, несущее в себе глубочайший нравственно-философский смысл.

Что может дать пользу душе, а что вред? (от эпиграфа)

Попробуем осмыслить поэму в контексте «Авторские исповеди», создавая нравственно-философскую и психологическую интерпретацию текста.

Цель: (высказывание Гоголя) «Вовсе не губерния, и не несколько уродливых помещиков, и не то, что им приписывают, есть предмет «Мёртвых душ». Это пока ещё тайна, которая должна быть вдруг, к изумлению всех (ибо ни одна душа из читателей не догадалась), раскрыться в последующих томах». Что за тайна?

Ещё одно высказывание Гоголя: «Я приглашаю рассмотреть ближе свой долг и обязанность земной своей должности, потому что это уже нам всем темно представляется».

Вы готовы поделиться своими открытиями?

Наш исследовательский маршрут(на доске)

1.       «Полюби нас  чёрненькими, а беленькими нас всякий полюбит». Составление цветовой палитры эпизодов поэмы.

2.       Психологический портрет автора поэмы. Сопоставление образов помещиков с  биографическими фактами Гоголя («Четыре письма к разным лицам по поводу «Мёртвых душ»).

3.       «История моей собственной души».

Задания  группам: 

1.       Выделите в тексте вышедшие из употребления слова.

2.       Подчеркните ключевые фразы о чертах характера и интересах героев поэмы и выражающие основные мысли автора.

3.       В первой главе поэмы обратить внимание на палитру цветов.

Ответ на 3 вопрос:

 «…когда бричка подъехала к гостинице, встретился молодой человек в белых канифасовых панталонах…»,  «… верхний фасад гостиницы был выкрашен вечною жёлтою краскою…», «…в окне помещался сбитенщик с самоваром из красной меди и лицом таким же красным, как самовар, так что издали можно было подумать, что на окне стояло  два самовара, если б один самовар не был с чёрною, как смоль, бородою…», «…завёрнутая в синюю бумагу жареная курица…», «…городской сад, который состоял из тоненьких дерев, дурно принявшихся, с подпорками внизу, в виде треугольников, очень красиво выкрашенных зелёною масляною краскою…».

Вывод: Гоголь выделяет 6 цветов: жёлтый, зелёный, белый, красный, синий, чёрный.

(на доске палитра эпизодов поэмы)

Задание группам: (на дом творческое)

1.       Составить интерпретацию цвета, используя словарь языческой мифологии славян и современные энциклопедические справочники по символике цвета, и записать по одному ключевому слову, раскрывающему смысл цвета.

(Цвет получает в народной традиции символическую трактовку). Символика цвета неоднозначна..

Вывод: Цвет несёт в поэме чаще всего отрицательное значение.

БЕЛЫЙ – 1. Сакральность, чистота, свет, плодородие.

2.       Связан с представлением о потустороннем мире («белый траур» у многих славянских народов; смерть, старость в образе женщины в белых одеждах) и демонических существах (например, белые одежды русалок, лешего в  восточно-славянском  фольклоре).

КРАСНЫЙ – 1. Цвет жизни, огня, плодородия, здоровья.

2.       «Сопровождает» демонических персонажей: красную одежду или шапку носят домовой, леший, водяной, чёрт, карлики; красные глаза, зубы, волосы у ведьмы, чёрта, русалок.

3.       Особо значимы в народных представлениях красная нить, красное полотно, красное пасхальное яйцо, которые наделяются защитными свойствами и используются в качестве оберега.

4.       Наиболее агрессивный цвет: символизирует кровь, гнев, страсть к соблазнам, огонь, чувства, раны, войну, кровопролитие, угрозу.

ЧЁРНЫЙ – имеет конкретную и однозначную символику: ассоциируется с мраком, землёй, смертью, выступает как знак траура (например, в семьях, где был траур, пасхальные яйца красили в чёрный или другие тёмные цвета. В христианстве чёрный символизирует скорбь, несчастье  и оплакивание.

ЗЕЛЁНЫЙ – 1. Соотносится с растительностью, изменчивостью, незрелостью.

2.       Атрибут «чужого» пространства, где обитает нечистая сила: в южнославянских заговорах на зелёную гору, зелёное дерево изгоняются  злые духи.

3.       Характеризует  персонажей народного творчества: зелёные волосы у лешего, русалки, водяного; зелёного цвета бес, водяной; зелёные глаза у лешего, русалки, водяного.

4.       Зелёный цвет – знак разложения и плесени. Бог Осирис умирающей и воскресающей природы изображается зелёным.

5.       Это цвет эльфов, а значит, непослушания и проказ.

6.       Это цвет зависти и ревности.

7.       Это символ молодости, незрелости, наивности.

ЖЁЛТЫЙ – Наделяется негативной оценкой, часто осмысляется как символ смерти (появление жёлтого  пятна на руке предвещает смерть; в жёлтый цвет  окрашивают яйца, предназначенные для поминовения).

            У мифологических персонажей жёлтые волосы (домовой, женские лесные души – повитрули). Растения с жёлтыми цветами (корнями, соком) и предметы жёлтого цвета используются при лечении «жёлтых» болезней (желтуха, лихорадка).

       Жёлтый цвет (наряду с красным) может выступать как заместитель золота, он связан с богатством и говорит о накопительстве.

СИНИЙ -  Как цвет ясного неба и моря, представляет высоту и глубину, постоянство, надёжность, преданность, правосудие, совершенство, размышление и мир.

        Синий цвет иногда символизирует сомнение, недоверчивость.

 

Вывод: Интерпретация цветовой символики  в поэме: красный цвет –страсть к соблазнам; зелёный – наивность; жёлтый – болезнь; чёрный – несчастье; синий – постоянство; белый – старость.

На доске иллюстрации, выполненные известным художником Петром Боклевским, - портреты помещиков. Ребята получают задание:

      Соотнести каждого помещика с определённым цветом. Пояснить, доказывая текстом.

Ответ: красный – Ноздрёв, жёлтый – Коробочка, зелёный – Манилов, синий Собакевич, чёрный – Чичиков, белый – Плюшкин.

Комментарий:

Гоголь, комментируя внешность Манилова, использует зелёный цвет:» Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зелёном шалоновом сюртуке…»; описывая внешность Ноздрёва – красный:  «Свеж он был, как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с  лица его…». С образом Собакевича несколько сложнее: то сравнивает его с медведем («Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему прказался весьма похожим на средней величины медведя») . Значит, цвет коричневый. Но в тексте есть ещё одна цитата «…у самого окна висела клетка, из которой глядел дрозд тёмного цвета, очень похожий на Собакевича».

Прикрепленный файл Size
приложение 1.docx 20 KB
приложение 2 (продолжение).ppt 1.27 MB

»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн