Что же представляет собой мысль Н.В.Гоголя в поэме «Мёртвые души»?
Submitted by Нина Петровна Овчинникова on пн, 16/09/2013 - 10:28
Тема «Что же представляет собой мысль Н.В.Гоголя в поэме «Мёртвые души»?
(урок открытых мыслей – исследование текста)
Душой ли, славу полюбившей,
Ничтожность в мире полюбить?
Душой ли, к счастью не остывшей,
Волненья мира не испить?
Н.В.Гоголь
Поэма Гоголя «Мёртвые души»- одно из самых загадочных произведений литературы 19века о внутреннем мире человека, о его душе, несущее в себе глубочайший нравственно-философский смысл.
Что может дать пользу душе, а что вред? (от эпиграфа)
Попробуем осмыслить поэму в контексте «Авторские исповеди», создавая нравственно-философскую и психологическую интерпретацию текста.
Цель: (высказывание Гоголя) «Вовсе не губерния, и не несколько уродливых помещиков, и не то, что им приписывают, есть предмет «Мёртвых душ». Это пока ещё тайна, которая должна быть вдруг, к изумлению всех (ибо ни одна душа из читателей не догадалась), раскрыться в последующих томах». Что за тайна?
Ещё одно высказывание Гоголя: «Я приглашаю рассмотреть ближе свой долг и обязанность земной своей должности, потому что это уже нам всем темно представляется».
Вы готовы поделиться своими открытиями?
Наш исследовательский маршрут(на доске)
1. «Полюби нас чёрненькими, а беленькими нас всякий полюбит». Составление цветовой палитры эпизодов поэмы.
2. Психологический портрет автора поэмы. Сопоставление образов помещиков с биографическими фактами Гоголя («Четыре письма к разным лицам по поводу «Мёртвых душ»).
3. «История моей собственной души».
Задания группам:
1. Выделите в тексте вышедшие из употребления слова.
2. Подчеркните ключевые фразы о чертах характера и интересах героев поэмы и выражающие основные мысли автора.
3. В первой главе поэмы обратить внимание на палитру цветов.
Ответ на 3 вопрос:
«…когда бричка подъехала к гостинице, встретился молодой человек в белых канифасовых панталонах…», «… верхний фасад гостиницы был выкрашен вечною жёлтою краскою…», «…в окне помещался сбитенщик с самоваром из красной меди и лицом таким же красным, как самовар, так что издали можно было подумать, что на окне стояло два самовара, если б один самовар не был с чёрною, как смоль, бородою…», «…завёрнутая в синюю бумагу жареная курица…», «…городской сад, который состоял из тоненьких дерев, дурно принявшихся, с подпорками внизу, в виде треугольников, очень красиво выкрашенных зелёною масляною краскою…».
1. Составить интерпретацию цвета, используя словарь языческой мифологии славян и современные энциклопедические справочники по символике цвета, и записать по одному ключевому слову, раскрывающему смысл цвета.
(Цвет получает в народной традиции символическую трактовку). Символика цвета неоднозначна..
Вывод: Цвет несёт в поэме чаще всего отрицательное значение.
БЕЛЫЙ – 1. Сакральность, чистота, свет, плодородие.
2. Связан с представлением о потустороннем мире («белый траур» у многих славянских народов; смерть, старость в образе женщины в белых одеждах) и демонических существах (например, белые одежды русалок, лешего в восточно-славянском фольклоре).
КРАСНЫЙ – 1. Цвет жизни, огня, плодородия, здоровья.
2. «Сопровождает» демонических персонажей: красную одежду или шапку носят домовой, леший, водяной, чёрт, карлики; красные глаза, зубы, волосы у ведьмы, чёрта, русалок.
3. Особо значимы в народных представлениях красная нить, красное полотно, красное пасхальное яйцо, которые наделяются защитными свойствами и используются в качестве оберега.
4. Наиболее агрессивный цвет: символизирует кровь, гнев, страсть к соблазнам, огонь, чувства, раны, войну, кровопролитие, угрозу.
ЧЁРНЫЙ – имеет конкретную и однозначную символику: ассоциируется с мраком, землёй, смертью, выступает как знак траура (например, в семьях, где был траур, пасхальные яйца красили в чёрный или другие тёмные цвета. В христианстве чёрный символизирует скорбь, несчастье и оплакивание.
ЗЕЛЁНЫЙ – 1. Соотносится с растительностью, изменчивостью, незрелостью.
2. Атрибут «чужого» пространства, где обитает нечистая сила: в южнославянских заговорах на зелёную гору, зелёное дерево изгоняются злые духи.
3. Характеризует персонажей народного творчества: зелёные волосы у лешего, русалки, водяного; зелёного цвета бес, водяной; зелёные глаза у лешего, русалки, водяного.
4. Зелёный цвет – знак разложения и плесени. Бог Осирис умирающей и воскресающей природы изображается зелёным.
5. Это цвет эльфов, а значит, непослушания и проказ.
6. Это цвет зависти и ревности.
7. Это символ молодости, незрелости, наивности.
ЖЁЛТЫЙ – Наделяется негативной оценкой, часто осмысляется как символ смерти (появление жёлтого пятна на руке предвещает смерть; в жёлтый цвет окрашивают яйца, предназначенные для поминовения).
У мифологических персонажей жёлтые волосы (домовой, женские лесные души – повитрули). Растения с жёлтыми цветами (корнями, соком) и предметы жёлтого цвета используются при лечении «жёлтых» болезней (желтуха, лихорадка).
Жёлтый цвет (наряду с красным) может выступать как заместитель золота, он связан с богатством и говорит о накопительстве.
СИНИЙ - Как цвет ясного неба и моря, представляет высоту и глубину, постоянство, надёжность, преданность, правосудие, совершенство, размышление и мир.
Синий цвет иногда символизирует сомнение, недоверчивость.
Вывод: Интерпретация цветовой символики в поэме: красный цвет –страсть к соблазнам; зелёный – наивность; жёлтый – болезнь; чёрный – несчастье; синий – постоянство; белый – старость.
На доске иллюстрации, выполненные известным художником Петром Боклевским, - портреты помещиков. Ребята получают задание:
Соотнести каждого помещика с определённым цветом. Пояснить, доказывая текстом.
Ответ: красный – Ноздрёв, жёлтый – Коробочка, зелёный – Манилов, синий Собакевич, чёрный – Чичиков, белый – Плюшкин.
Комментарий:
Гоголь, комментируя внешность Манилова, использует зелёный цвет:» Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зелёном шалоновом сюртуке…»; описывая внешность Ноздрёва – красный: «Свеж он был, как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его…». С образом Собакевича несколько сложнее: то сравнивает его с медведем («Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему прказался весьма похожим на средней величины медведя») . Значит, цвет коричневый. Но в тексте есть ещё одна цитата «…у самого окна висела клетка, из которой глядел дрозд тёмного цвета, очень похожий на Собакевича».