ТЕМА: « НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ» Цель: дать понятие о наречии как о части речи; Задачи: - показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении. - развивать мыслительную и творческую деятельность, расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий; - воспитывать интерес к изучению предмета Здоровьесберегающая: способствовать сохранению и укреплению здоровью учащихся через физминутки, отдых для глаз, релаксацию. Тип урока: урок объяснения нового материала Ход урока № Этапы урока, содержание урока Деятельность учащихся Деятельность учителя Здоровьесберегающие технологии Время 1 2 3. Организация класса -Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: -Доброе утро, ребята. Вводная беседа - Посмотрите в окно. Действительно ли утро доброе? - Посмотрите сколько у нас гостей, а когда бывают гости – это всегда прекрасно! 2. Актуализация темы: Давайте скажем гостям по одному слову, как они сегодня выглядят. -Чтобы всё на уроке у нас получилось, как мы будем работать? - А зачем нам нужно старательно сегодня работать? Так значит, мы будем сегодня работать старательно, внимательно, аккуратно, творчески. -Слова какой части речи вы произносили? Можем ли мы в общении обходиться без наречий? Для чего же нужно изучать наречия? -Открываем тетради - Записываем число, классная работа и тему нашего урока «Наречие как часть речи». Изучение новой темы: I. Постановка учебной задачи. Определите какими частями речи являются выделенне слова в следующих предложениях (запись на доске). У нас чрезвычайн.. .интересная тема. Мы постараемся внимательно слушать учителя . Отвечать на вопросы будем во(время). В классе атмосфера будет по(летнему) тёплой. Вопрос. Почему у вас вызвало затруднение определения слов «чрезвычайно, внимательно, вовремя, по-летнему» как частей речи? Это наречия. Посмотрите на запись и скажите, можете ли вы раскрыть скобки и безошибочно написать наречия? Вопрос. Для чего же надо изучать наречие? Опустите наречия в предложениях. Прочитайте предложения и скажите, не потеряли ли они своей выразительности, точности выражения мысли. Поставьте перед собой учебную задачу. Что мы должны изучить на уроке? II. Решение учебной задачи. Чтобы урок действительно был очень интересным, давайте отправимся в путешествие во времени и окажемся, к примеру, уже на Новогодней ёлке. Хотите? Отвечайте только наречиями. На новогоднем празднике всегда есть сказочные персонажи, встречайте! Нам известно, что имена существительные обозначают предметы, которые существуют, имена прилагательные - «прилагаются к существительным», местоимения встают на место других имен. А наречия? Почему оно так называется? -Давайте послушаем рассказ самого Наречия. Спасибо, уважаемый гость. Оставайся с нами, мы сегодня путешествуем во времени и у нас Новый год. Попробуйте определить, что обозначает наречие как часть речи. Какие действия выполняют детина празднике? А их действия какие? Они танцуют, поют как? Весело, радостно – это какая часть речи? Так что же обозначает наречие? ВЫВОД 1: наречие обозначает признак действия. На какие вопросы наречие отвечает вы тоже можете уже легко ответить. Давайте спросим у Деда Мороза: как изменяются наречия? Я говорю правильно. Измените в предложениях число, время событий. Сделайте вывод об изменении наречия. Изменяется ли наречие правильно? ВЫВОД 2: Наречие неизменяемая часть речи. Задания по группам: 1 группа. Напишет письмо Деду Морозу. Подчеркните наречия как члены предложения. Какими членами предложения они являются? Карточка- помощница: по-новому , сейчас, сегодня, вправо, влево, вверх, вперёд, справа, никогда, здесь, особенно, медленно, самозабвенно, аккуратно, блаженно, традиционно, торжественно, надменно, Оригинально Регулярно Открыто Нежданно Упорно Внезапно Отлично По-доброму. 2 группа. б) Работа с парами предложений. Сопоставьте пары предложений. Какой дополнительный смысл в сообщение вносят выделенные слова? Как называются выделенные слова? От каких слов ставим вопрос? На какие вопросы отвечают наречия? 1 и 2 группы подчеркните наречия как члены предложения. Какими членами предложения они являются? ВЫВОД 3 : Наречие в предложении является обстоятельством. 3 группа. Определите, какой частью речи являются выделенные слова. Сделайте вывод о правописании наречий. Справка. Наречия пишутся слитно, а существительные с предлогом раздельно. Скажите, все ли вы научились находить наречия в тексте? Смоделируем общий способ действия. 1. Вижу слово, похожее на наречие. 2. Задаю к нему вопрос. 3. Изменяю другие слова в предложении, чтобы убедиться в неизменяемости. 4. Знаки препинания не ставлю, так как все члены предложения, выраженные наречием, не обособляются. Работа с учебником: заучите правило. Физминутка Дед Мороз любит загадывать загадки. Снегурочка не забывай раздавать призы. 1 Перечислите по порядку пять дней недели, не называя дни числительными и существительными. 2. Какую часть речи мы использовали? 3. Как произошло слово Завтра ? 4. Поставьте ударение: мельком, подолгу, тотчас, смолоду, сослепу, досыта, досуха, понизу, набок. Зачем же надо помнить, как правильно произносятся слова? 1 группа. Задание. Наречия заблудились. Выпишите только те, которые подходят. 2 группа. Запишите пословицы, в которых встречаются наречия. 3 группа. 2. Словарная работа. Найти в «Словаре русского языка» СИ. Ожегова. Лексическое значение слова наречие. Д.Мороз доволен вашей работой. Снегурочка не забудь про призы. Д.М. придумал вам последнее испытание. 1 группа. Кластер. Наречие. 2 группа. синквейн: Наречие. 3 группа Напишите мини-сочинение «Я - наречие» 4. Рефлексия, подведение итогов (3 мин) Цель: дать оценку и самооценку работы учащихся на уроке, работа над пробелами в знаниях учащихся, корректировка знаний учащихся. 1. Перескажите друг другу теоретический материал. 2. Упр. 198 (Письменно) -Замените данные фразеологизмы подходящими по смыслу наречиями Рукой подать- близко Душа в душу- дружно Положа руку на сердце - честно Рефлексия Положа руку на сердце, скажите ,что запомнили из урока? -Какой вид работы вам понравился? -Как вы оцениваете свою работу? Итог -Что вы узнали о наречии? -Что обозначает наречие? -Какова синтаксическая роль наречия в предложении? -Вы были активны на уроке. Положа руку на сердце, поставьте себе оценку за понимание темы. Домашнее задание. Цель: закрепление знаний учащихся. Повторить правила о наречии (каждый индивидуально) Упражнение 197 или 199 (по выбору учащихся). Творческое задание – написать сочинение (темы по выбору) «Вот это наречие!» или «Ох уж это наречие!» - Спасибо за урок Смотрят в окно Отвечают на вопросы (Прекрасно, ослепительно, восхитительно…) (Старательно, внимательно, аккуратно, творчески…) Чтобы усвоить новый материал. (Наречия.) (Нет.) (Чтобы использовать в речи: она будет красивой, богатой, образной.) Запись в тетради наречия Ответ. К ним трудно задать вопрос и поэтому определить часть речи. Ответ. Нет. Для этого, наверное, нужно знать какие-то правила. Ответ. Чтобы грамотно писать. Ответ. Предложения стали менее выразительными, неинтересными. Ответ. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с наречием как частью речи, дадим ей определение, научимся находить в тексте и употреблять в своей речи. Очень, слишком, быстро, внезапно. 2. Инсценировка. Выступление персонажа Наречия. Паж. Дорогу Его Величеству Наречию! Наречие. Как приятно и отрадно, Что мне все сегодня рады! Признаюсь великодушно, Думал я у вас здесь скучно. А теперь увидел точно: Собрались вы не нарочно. Все ведут себя прилично, Учатся здесь все отлично! Вот сейчас проверю вас, Помните ли вы мой сказ?! Паж. Назовите все наречия, Сказанные в царской речи! -Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен в русском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие. (Презентация) (1 -6 слайд) Танцуют, поют. Весело, радостно. Наречие. Признак действия. (Слайд 7 ) Где? Куда? Откуда? Как?... (Слайд 8 -9) Д.М. А вы любите русский язык? Вы умеете говорить править правильно? Н.ф. – говорить правильно. Ед.ч. 1 л. говорю правильно 2 л. говоришь правильно 3 л. говорит правильно Мн.ч. 1 л. говорим правильно 2 л. говорите правильно 3 л. говорят правильно. Мы говорим правильно, говорили правильно, будем говорить правильно Нет. (Слайд 9 ) ( Слайд 10 ) Здравствуй, Дедушка Мороз! Мы очень любим Новый год. Это … весёлый праздник. Мы его всегда справляем (как?)….. (дружно, весело, интересно). Все улыбаются (как?) (приветливо, радостно, загадочно). Новый год всегда приходит ( как?) (неожиданно, быстро) и запоминается …. (надолго). Спасибо за такой прекрасный праздник! ( Слайд 11 ) 1) Новый год наступает. (Когда? Как?) Новый год наступает скоро, но неожиданно 2).Дед Мороз идёт по дороге. (как?) Дед Мороз идёт по дороге медленно, вразвалочку. 3) Звезды будут мерцать (Как?) Звезды будут мерцать поразительно и загадочно. ( Слайд 12 ) Дифференцированное задание (Слайд 13 ) На удачу надейся. ---------Пойти наудачу. С начала праздника. -----------------Сначала думай. Уйти вовремя. -------------------Во время урока. (Слайд 14 ) Учат правило. Выполняют разминку (Слайд 16 ) (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра) (наречие) (Завтра – произошло в результате слияния предлога ЗА и сущ. УТРО (заутра – так говорили 200 лет назад, т.е. после утра). Мельком, подолгу, тотчас, смолоду, сослепу, досыта, досуха, понизу, набок. Правильно говорить (Слайд 17 ) Говорить - спокойно, верхом, вежливо, сильно, внятно, тяжело, морозно, вслух, дружно. Петь - замечательно, громко, далеко, втроем, сидя, иногда, всегда, часто, вместе. Работать - по-другому, грязно, низко, умело, аккуратно, долго, много, быстро, вкусно. Ехать - рядом, близко, ласково, сладко, глупо, пешком, издалека, вдвоем, медленно. (Слайд 18 ) 1) Баба с возу - кобыле легче. 2) Береги платье снову, а честь смолоду. 3) В долг брать легко, да отдавать тяжело. 4) Везде хорошо, где нас нет. 5) Во всяком мудреце довольно простоты. (Слайд 19 ) 1) Наречие - совокупность местных говоров какого-нибудь языка, обладающих общими диалектными чертами (великорусское наречие). 2) Наречие - неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия или другого признака (ясно, здесь, всегда). (Слайд 20 ) У доски работает ученик Работа в группах Творческая работа Работа в парах. Работа с учебником (Слайд 21 ) Устная фронтальная работа (Слайд 22 ) Рефлексия собственной деятельности (Слайд 23 ) (Слайд 24 ) Объяснение учителя Направленность на развитие личности учащегося Формирование эмоционального отношения к содержанию урока Разминка для рук (шум дождя) Свобода выбора Ученик в роли учителя Нахождение практического применения содержания Организация поисковой мыслительной активности Самостоятельная работа Взаимопроверка Развитие речи Пополнение словарного запаса Рефлексия собственной деятельности