Урок 5 класс
Тема : "Моя семья"
Цель: формирования у учащихся уважительного отношения к семье.
Задачи:
Образовательная: расширить знания учащихся по теме семья.
Воспитательная: воспитание уважительного отношения к семье и семейным традициям.
Развивающая: развитие у учащихся творческих способностей, познавательной активности, навыка работы в группе. Научить составлять летопись своей семьи.
Тип урока: тематический.
Оборудование: Фасоль (в количестве равном количеству учеников класса). Альбомные листы (для каждого ученика). Цветные карандаши, фломастеры. Семейные фотографии. Раздаточный материал с заданиями.
Ход урока
I. Орг. момент, мотивация, постановка целей и задач урока.
Цель: мотивировать учащихся к активной работе через связь с жизненным опытом учеников, знакомство с целью и задачами .
- Здравствуйте ребята.
- Наш урок начинется необычно. Сядьте, пожалуйста, все в круг. Сейчас каждому из вас я раздам по одной фасолинке. Вам необходимо очень внимательно рассмотреть свою, найти ее отличия. (Учащиеся в течение одной минуты рассматривают свою фасоль.)
- Каждый из вас нашел, чем же ваша фасоль отличается от других, хотя на первый взгляд все они одинаковые. Сейчас я соберу всю фасоль, перемешаю ее, а вам необходимо найти ее в этой корзине. (Учащиеся выполняют задание.)
- На первый взгляд, все фасолинки казались одинаковыми, но оказалось, что все они чем-то отличаются. Так и мы с вами. У нас есть черты, которые нас отличают друг от друга, но есть и много общего. Что же общего у всех учеников нашего класса?
(Учащиеся предлагают свои варианты, кто из ребят говорит слово семья.)
- Действительно у каждого из нас есть семья, и как раз теме семьи и посвящен наш урок
- Как вы думаете, какова цель урока? Что нового мы узнаем ?
- Правильно, мы должны вспомнить, что такое семья, подумать для чего семья необходима человеку, вспомнить своих родственников.
Поэтому ,давайте проверим ваше домашнее задание.
- Давайте вспомним, в каком месяце родилась ваша мама. Я называю месяц, те из вас, чьи мамы родились в этом месяце, выходят ко мне и берутся за руки. (Проводится игра).
II. Основная часть урока
Цели:
расширение знаний учащихся по теме семья, воспитание уважительного отношения к семье и семейным традициям; развитие у детей творческих способностей, познавательной активности, навыка работы в команде.
- «Семья» – это слово мы слышим каждый день и настолько к нему привыкаем, что порой даже не задумываемся, что это слово значит. Ребята, как вы понимаете, что такое семья?
(Ответы учащихся: родственники, самое дорогое в жизни, место, где меня понимают, люди, которые меня хорошо знают и любят).
- Все, что вы сказали правильно, семья – это, действительно, родственники, которые нас любят, поддерживают, понимают.
- А может ли человек прожить без семьи?
А дом, заставленный добром – еще не дом.
И даже люстра над столом – еще не дом.
Чего не хватает в этом доме?
(Людей, близких, животных)
Так давайте возьмем в руки домики и заселим их родными и близкими людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники, то есть близкие по духу вам люди. Впишите их имена в прямоугольники окон. (Диагностика привязанности к родным и близким людям, к товарищам, учащимся друг к другу.)
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста –
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами любовь к дому своему.
Прослушивание музыкального произведения.
Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой дом? С чего начать? Предлагаю вам поиграть в «строителей».
Строительство дома начинается с фундамента.
Первое задание: найдите на «розовых» кирпичиках, предложенных вам, слово, которое ассоциируется у вас со словом «дом». Для меня это слово – «кров». А для вас? (Дом – это…начало начал, крепость, кров, очаг, причал)
Прикрепляется кирпичик к эскизу дома.
Продолжим строительство фундамента.
Второе задание: написать на пустых кирпичиках слово, которое ассоциируется со словом «семья». (Семья – это…я и родственники; мама, папа, сестра и я.)
Семья – группа живущих вместе близких родственников.
Молодцы! Фундамент дома готов. Начинаем строительство стен дома. А стенами нашего дома будут являться семейные отношения.
Третье задание: из «зеленых» кирпичиков выберите только четыре, самых важных на ваш взгляд.
При затруднениях обращайтесь к словарикам.
Не забывайте, чтобы всем в доме было уютно и тепло.
Итак, слушаем представителей первой бригады. (Зачитывают и прикрепляют)
Дом готов. Молодцы! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал при строительстве частичку души.
А теперь давайте «оживим» дома, которые вы заселили в начале урока.
Деловая игра "Что значит любить родителей?"
Вопросы к группе девочек "Хозяюшки" и к группе мальчиков "Настоящие мужчины".
- 1. Почему важно в семье любить друг друга?
- 2. Как выразить свою любовь к родителям?
- 3. Как научиться не огорчать близких?
- 4. Как вести себя, когда провинился?
- 5. Как научиться понимать настроение родителей?
- 6. Как повысить настроение папе, маме?
"Хозяюшкам".
- 1. Как помочь маме вести домашнее хозяйство?
- 2. Как приучить младшего брата делать "женскую работу"?
- 3. Какие семейные праздники сплотят семью?
- 4. Как помочь папе более внимательно и нежно относится к маме?
"Настоящим мужчинам".
- 1. Какой объем домашних дел должен взять на себя ты, чтобы мама увидела в сыне настоящего помощника?
- 2. Как мужчины в семье могут устроить настоящий праздник для мамы с сестренкой?
- 3. Как проявить особое внимание к маме, чтобы она почувствовала внимание и заботу сына?
- 4. Как вы считаете, со всеми ли домашними делами может справиться настоящий мужчина, хозяин?
Общее заданиеПредлагается детям условная сумма денег (две тысячи рублей), перечень продуктов, промтоваров, их цены за 1 кг; коммунальные услуги. Дети планируют семейный бюджет на месяц, решают, чтобы уложиться в условную сумму. Что приобретут на оставшиеся деньги: папе теплые ботинки (старые порвались) или ребенку очередную игру.
Во все времена было очень уважительное отношение к семье, я нашла немало доказательств этому в народном творчестве. Про семью сложено много пословиц и поговорок. Сейчас мы проверим, как хорошо они вам известны. Вам необходимо восстановить пословицы. (работа с рабочим листом)
- Ребята, одному человеку нелегко прожить. И чтобы не говорили, а семья - главное богатство в жизни.
- А вот интересно, в какой семье проще и веселее жить: в большой многодетной или быть единственным ребенком? Я прошу вас немного пофантазировать и составить небольшой рассказ о девочке Маше. (Ученики выполняют задание и зачитывают свои варианты.)
- Я с вами согласна, лучше и веселее жить в большой и дружной семье. Представьте, что к вам в гости пришли ваши близкие и дальние родственники. Кем они вам приходятся: невесткой, шурином, сватом, кумом и т.д.? (работа с рабочим листом), прочитайте задание. Соотнесите информацию из списка с информацией нижнего ряда.
К вам пришли свекровь и свёкор. Кто это? (Ответ: родители мужа)
К вам пришли тесть и теща. Кто это? (Ответ: родители жены)
К вам пришли невестка и сноха. Кто это? (Ответ: это одно и то же лицо, поскольку женщина может быть снохой только для свёкра, остальной родне она невестка).
Но есть ещё и другие родственники. Это шурин, деверь, золовка, свояченица
- Шурин – брат жены
- Деверь – брат мужа
- Золовка – сестра мужа
- Свояченица – сестра жены
- Ребята, вспомните, пожалуйста, имена своих ближайших родственников, они вам пригодятся для составления своего генеалогического древа.
(Ученики по образцу составляют свое генеалогическое древо, затем рассказывают про свою семью.)
III. Рефлексия
Цель: подведение итогов .
- Ребята, скажите, какое место занимает семья в вашей жизни?
- Может ли кто-то прожить без семьи?
- Подари родителям радость»
- «Проявляй заботу и участие к близким и дальним родственникам»
- «Свято храни традиции своей семьи»
- «Жизнь – это дорога, полная испытаний. Будь готов с честью пройти их»
- «Семейное счастье зависит от каждого из членов семьи»
Семья богата радостью, которую мы дарим друг другу. Семья богата заботами о родственниках. Семья богата опытом преодоления конфликтных ситуаций. Семья богата традициями. Семья богата любовью.
- Анкетирование
Домашнее задание : Я предлагаю вам написать письмо своим родителям, которое будет начинаться с фразы: «Дорогие мама и папа…..»!
- Спасибо за работу, до свидания!
|