Цель: Показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; научить составлять летопись своей семьи; соблюдать семейные традиции.
Ход занятия
1. Приветствие
Дорогие ребята! Мне очень хочется узнать с каким настроением вы пришли на этот урок. На подносе лежат солнышки, тучки. Выберите, пожалуйста, в зависимости от своего настроения тот или иной предмет и прикрепите на доску.
2. Игра «Ассоциация». Закройте, пожалуйста, глазки и мысленно произнесите слово: семья. Какие ассоциации со словом семья у вас возникают?
А если бы семья была птицей, то какой и почему? А если бы семья была деревом, то каким и почему?
3. Практическая работа «Составление семейного герба»
- В старину у многих богатых и знатных семей существовали семейные гербы. Они отражали традиции, уклад, образ жизни семьи. Обязательно на гербе изображались животные и растения, имеющие разное значение, например:
(Презентация – рисунки животных, птиц, растений и их значение).
лев - сила, великодушие
орел - власть
овца - терпение, кротость
ворон - долголетие
олень - символ воина
цапля - пугливость
волк - жадность, злость
павлин - тщеславие, хвастовство
дуб - крепость
пальма - долговечность
Давайте попробуем составить герб семьи, например, в которой все мужчины в роду были воинами, сильными, смелыми, отважными, боролись за мир.
(Дети прикрепляют на шаблон герба рисунок оленя, веточку слив. дерева, солнце, радугу и т. д.)
4. Учитель:Обычаи и обряды, бытовавшие на Дону, уходят своими корнями в те далекие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный характер, уклад жизни Донского казачества.
Большая часть жизни казака проходила в дальних походах, учениях и сражениях. Поэтому воспитание подрастающего казака было делом чести не только отца с матерью, но и всей семьи, всей станицы, всего Войска Донского. В деле воспитания казака складывались свои обычаи, обряды, которым строго следовали.
1.Рождение ребенка.
Рождение ребенка всегда радостное событие для родителей и родных. С особой радостью встречали в казачьей семье рождение мальчика. Родился мальчик – прибыток, семья получает земельный надел, а девочка – убыток, разорительница. А вот и первый обычай. Ребенка клали на отцовскую рубаху на порог дома и отец в присутствии членов рода или брал ребенка, как признание отцовства, или перешагивал - отрицал.
КАЗАЧКА: Родные наши, смотрите, казак родился, прибыток в семью.
Отец, посмотри на сына своего, наследника славы и чести твоей.
КАЗАК: (беря ребенка на руки) Посмотрите все, весь род наш, какой красавец родился. Мой сын. Будет наследник, будет, кому передать свою казачью науку, саблю острую и мне от отца доставшуюся, а ему – от его отца. Вырастешь ты храбрым казаком. А пока иди, сынок, на женскую половину, расти, да сил набирайся.
КАЗАЧКА: Вырастет он здоровым и сильным, как все мужчины нашего рода. Запеленала я его в рубашку отцовскую, как научили меня мать и бабка моя, да убережет это его от зла и бед жизненных.
Учитель: Взял отец ребенка на руки - признал отцовство. И рос мальчик на женской половине до 7 лет. А вскоре после рождения наступала пора крестин. С этим событием связан целый ряд обычаев. Во время крещения бросали шарик из воска, в который были завернуты волосы ребенка и смотрели в чан с водой: тонет шарик, значит, ребенок долго не проживет, плавает – к долгой жизни. Если при погружении в воду ребенок сжимался, то это признак живучести, если выпрямлялся – не жилец на этом свете. После крещения, выходя из церкви, загадывали, кто первым на выходе встретится: если мужчина, то ребенок будет счастливым, женщина – к несчастью, если какое- нибудь животное, то будет богатым. Крещение отмечалось торжественным обедом, куда приглашались ближайшие родственники.
2. В первый год жизни.
Когда у младенца прорезывался первый зуб, отец и мать возили его в церковь служить молебен Иоанну Воину, чтобы из сына вырос доблестный и храбрый казак. Крестный сажал мальчика на коня на шелковый платок и провозил вокруг церкви 3 раза. Если ухватился за гриву – быть казаком, расплачется – не быть казаку, а упадет – быть убитому в бою. Эту весть крестный держал втайне. В годик мальчику первый раз стригли волосы и сжигали их в печи.
3. Посвящение в казаки.
Посвящение в казаки происходило в 3- 4 года. Собиралась вся родня. Проводился обряд пострижения. Затем отец сажал мальчонку на коня и даже давал в руки шашку. И проводил коня по двору кругом или по улице. Затем верхом везли казачонка в церковь, где служили молебен. С этого времени казачонок мог сам ездить верхом, а пятилетние вовсю скакали по улице.
4. 7 лет.
Большие перемены происходили в жизни мальчика в 7 лет. Происходил обычай перехода его на мужскую часть дома. Бритоголовым он впервые с мужчинами шел в баню, затем к исповеди. А дома в последний раз ел детские сладости. После этого переходил на мужскую половину, в комнату старших братьев. Они осматривали его одеяло и подушку и выбрасывали их, если оно оказывались слишком теплыми и мягкими. « Учись служить» — говорили ему, — « ты теперь не дите, а пол – казака». С этого времени начиналась подготовка ребенка к суровой мужской жизни. Спать надо было на соломенном матрасе и без подушки. И еще: наступало время запрета ругать его женщинам. Отец всегда наказывал сыновьям: «Берегите женщин и защищайте дом».
5. 7 – 9 лет. Игры.
В 7 – 9 лет любили поиграть казачата на майдане или за околицей. Одной из любимых игр с древнейших времен была игра в бабки или кости. При игре развивалась такая меткость в бросании камешков в поставленные в ряд кости, что казаки могли убивать ими зайцев и птиц на значительном расстоянии. (игра)
За околицей играли в войну, разделившись на две части, устраивали сражения. С игрушечными знаменами казачата сходились в рукопашной и рубились деревянными саблями, кололись камышовыми пиками, не жалея носов отбивали знамена у противника и брали пленных. Победители под звуки дудок и трещеток строем возвращались в станицу. Позади них, опустив головы и размазывая слезы, шли « пленные». Старики, сидя у атаманского правления или на завалинке с одобрительными улыбками любовались войском, и даже сам атаман, выйдя на крыльцо, приветствовал победителей и хвалил выправку и отличившихся, и казачата старались.
Конкурс «Старинные казачьи слова».
— Гутарить – говорить.
— Баз – загон для скота.
— балясы – балкончик вокруг дома.
— чекомас – окунь.
— квелый – слабый.
— банить – мыть, стирать.
— майдан – площадь.
— кохать — заботится
— кочет – петух.
6. 12 – 15 лет.
В 12- 15 лет казачата были уже лихими конниками. Могли скакать во весь опор, с ходу преодолевая канавы, заборы. Конем могли загнать зайца и убить его ударом нагайки. Владели уже шашкой и ружьем, и осваивали приемы джигитовки — все это передавали им старшие братья и отцы.
Интересный факт. В 1888 г. в Новочеркасск приехал царь Александр III с семьей. На казачьем смотре приняли участие детские сотни казачат от 12 до 14 лет на конях со своими командирами. После парада и джигитовки взрослых началась детская джигитовка, но вскоре была остановлена. Как оказалось, у императрицы Марии Федоровны не выдержали нервы (она мать) от того, что проделывали юные казачата.
Невозможно себе представить казака без коня. Чем же был конь для казака?
РАССКАЗ КАЗАКА О КОНЕ.
« Без коня казак сирота». « Казак голоден, а конь его сыт». «Казак без коня, что солдат без ружья». Так у нас на Дону говорят о конях. Казаки всегда любили коней и зачастую сами их выращивали для себя от самых лучших кобылиц и производителей. Ухаживали как за детьми, баловали их. Вырастая, такой конь платил своему хозяину преданностью и любовью, он не давался в руки другим, а за своим хозяином мог ходить как собака. Кони были приучены к походу и бою. В сабельной рубке такие кони кусали и лягали коней противника. Укрытые в лесу, балке, они по свисту хозяина бежали к нему, по команде ложились, вставали и знали много других команд. Конь не отходил от раненого или убитого хозяина, а в случае гибели хозяина долго тосковал, не подпуская чужих, и не брал из их рук пищу, голодая по несколько дней. Конь для казака был больше, чем лошадь и казаки называли их только конями. Кони платили им за это искренней привязанностью и шли в огонь и в воду.
7. 18 – 19 лет.
В 18 лет казачата проходили уже обучение военному делу всерьез под руководством опытных казаков. Совершенствовали боевые приемы, стреляли в цель на ходу, рубили лозу шашками, преодолевали полосу препятствий. Скакали стоя на коне, спрыгивали с коня и снова взлетали в седло. Переходили реки в брод. Словом – учеба всерьез. И когда наступала пора сдачи экзаменов, то принимали их сам атаман и есаулы в присутствии стариков. Отличившимся атаман вручал подарки - богатое оружие, разукрашенные седла, нарядные уздечки. И эти свои первые награды казаки высоко ценили и хранили всю жизнь. А в 21 год юноша уже зачислялся на военную службу, становившись настоящим казаком. Вот так на Дону и проходило воспитание и обучение казачат. В казачьей семье и отец, и дед, и прадед – и далеко в века уходя – все были воины. Служили и старший и младший брат, и от того создавалась традиция службы и уважения к ней.
И очень важно сегодняшнему поколению не забывать эти традиции, Знать их и передавать своим будущим детям.
5. Семья это главное в жизни человека. Это самые близкие и родные люди, без которых не может быть нас. Это те, кто нас любит и о нас заботится.
Кто вас, детки, сильно любит?
Кто вас нежно так голубит,
Не смыкая ночью глаз
Все заботится о вас?
Улыбаюсь я как мама,
Так же хмурюсь я упрямо,
У меня такой же нос
И такой же цвет волос. (Дочь)
В семье мы – мастера.
Всяких дел у нас гора!
Взяли в руки молотки
Ремонтируем замки.
- О ком идет речь? (Папа, сын)
4) Самый старший мужчина в большой семье. (Дедушка)
Семьи в старину были очень большими, поэтому хранительницами рода считались старшие женщины – бабушки. А что вы можете рассказать о своих бабушках?
6. Физкультминутка «Как у бабушки Наташи»
- Как у бабушки Наташи (держать за концы воображаемый платочек, надетый на голову).
- Ели вкусную мы кашу! (соединить ладони перед собой – сделать тарелку, показывать ее всем стоящим слева и справа)
- Каша пшенная, с дымком (над раскрытой ладонью левой руки – «тарелки» указательным пальцем правой руки рисовать дымок).
- С хлебом (правая рука перед грудью, локоть в сторону, внутренняя сторона ладони вниз – «ломоть хлеба»).
- С маслом! ( левую ладонь положить на правую сверху – «слой масла»).
- С молоком! (соединить запястья ,кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы – «кружка»).
- Взяли мы большие ложки. (сжать кулаки, большие пальцы подняты вверх).
- Съели все до самой крошки! (попеременно то правой, то левой «ложкой» есть «кашу», поднося «ложки» ко рту).
- Вот какая каша! (снова сделать«тарелку» и показывать всем: справа и слева).
- У бабушки Наташи!
7. Игра «Домашний очаг»
- С чего начинается семья? С понимания, доброты, прощения, но главное с заботы друг о друге. В хорошей семье – теплый, гостеприимный, уютный дом. Такой дом называют домашний очаг. Он дает человеку не только кров и крышу, но и хранит душевное тепло, является источником радости. А это зависит и от того, чем и как живет семья, каков семейный уклад и традиции.
Давайте зажжем огонь в домашнем очаге. Огонь в домашнем очаге горит и не гаснет, если в доме есть любовь забота, взаимопомощь. На полосках – «дровах» написаны вопросы:
- Кто моет посуду?
- Кто зарабатывает деньги?
- Кто ходит за покупками?
- Кто убирает постель?
- Кто ухаживает за животными?
- Кто готовит ужин, варит обед?
- Кто пылесосит?
(Дети по очереди выходят, берут полоски-«дрова», читают вопрос, отвечают на него и прикрепляют «дрова» на доску в том месте, где в доме расположен очаг.
- Молодцы! Зажгли огонь в очаге. (прикрепляю «пламя»).
8. Практическая работа «Две ладони»
- С самого рождения с вами рядом находится мама – самый близкий, самый родной человек.
Нарисуйте две ладони: ваши и ваших мам (дома). А теперь на пальчиках своей ладони напишите как ласково называет вас мама. (Пишут).
Возьмите ладошку мамы и на каждом пальчике напишите, как вы ласково называете свою маму, вложив в эти слова всю свою любовь. (Пишут дома).
Теперь вспомните свою самую большую обиду на маму, напишите ее в центре ладони и приклейте свою любящую ладошку к любимой маминой ладони.
9. Выступление семей с индивидуальными проектами
10. Заключительная совместная игра «Фундамент моего дома»
- Вспомните все, о чем мы сегодня говорили. Я предлагаю вам подумать, что же является основой, фундаментом любой семьи, каждого дома. Выберите необходимые слова. На карточках-«кирпичиках» написаны слова: любовь, уважение, тепло, забота, радость, понимание, уют, взаимопомощь. (Дети выбирают «кирпичики» и прикрепляют в фундамент дома).
- Вот какой крепкий фундамент у нас получился!
Знай свой род, своих дедов, предков.
Цени свой дом, свой двор, своих родных, свою Родину!
Чти отца своего и мать свою.
И продлятся за это дни твои – так учит древняя мудрость
Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:
1. Что для тебя означает понятие Дом?
2. Как сохранить тепло Дома?
3. Какая семья считается счастливой?
4. Требует ли жизнь в семье большого творчества?
5. Как понимать родных тебе людей и быть ими понятым?
11.Подведение итогов.
12.Домашнее задание: Исследовательская работа « Моя семья» (рассказать о своей семье в виде анкеты, презентацию, краткой летописи).