Официальный сайт nokia 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Что ты знаешь о роде своём?

Данные об авторе
Автор(ы): 
Беспалова Е.Н
Место работы, должность: 

учитель географии

Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
География
Цель урока: 

 

Цель: Показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны;  научить составлять летопись своей семьи; соблюдать семейные традиции. 

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учеников в классе: 
20
Краткое описание: 
<p> урок доноведения</p>

 

Урок 

                                                                                                                         5 класс

Тема : Что ты знаешь о роде своём?

 

Цель: Показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны;  научить составлять летопись своей семьи; соблюдать семейные традиции. 

 

Ход занятия

 

1. Приветствие

 

Дорогие ребята!  Мне очень хочется узнать с каким настроением вы пришли на этот урок. На подносе лежат солнышки, тучки. Выберите, пожалуйста, в зависимости от своего настроения тот или иной предмет и прикрепите на доску.

 

2. Игра «Ассоциация». Закройте, пожалуйста,  глазки и мысленно произнесите слово: семья. Какие ассоциации со словом семья у вас возникают?

А если бы семья была птицей, то какой и почему? А если бы семья была деревом, то каким и почему?

 

3. Практическая работа «Составление семейного герба»

 

- В старину у многих богатых и знатных семей существовали семейные гербы. Они отражали традиции, уклад, образ жизни семьи. Обязательно на гербе изображались животные и растения, имеющие разное значение, например:

 

(Презентация – рисунки животных, птиц, растений и их значение).

 

лев - сила, великодушие

 орел - власть

 овца - терпение, кротость

 ворон - долголетие

 олень - символ воина

 цапля - пугливость

 волк - жадность, злость

 павлин - тщеславие, хвастовство

 дуб - крепость

 пальма - долговечность

 

Давайте попробуем составить герб семьи, например, в которой все мужчины в роду были воинами, сильными, смелыми, отважными, боролись за мир.

(Дети прикрепляют на шаблон герба рисунок оленя, веточку слив. дерева,  солнце, радугу и т. д.)

4. Учитель:Обычаи и обряды, бытовавшие на Дону, уходят своими корнями в те далекие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный характер, уклад жизни Донского казачества.

   Большая часть жизни казака проходила в дальних походах, учениях и сражениях. Поэтому воспитание подрастающего казака было делом чести не только отца с матерью, но и всей семьи, всей станицы, всего Войска Донского. В деле воспитания казака складывались свои обычаи, обряды, которым строго следовали.

 1.Рождение ребенка.

  Рождение ребенка всегда радостное событие для родителей и родных. С особой радостью встречали в казачьей семье рождение мальчика. Родился мальчик – прибыток, семья получает земельный надел, а девочка – убыток, разорительница. А вот и первый обычай.   Ребенка клали на отцовскую рубаху на порог дома   и отец в присутствии членов рода или брал ребенка, как признание отцовства, или перешагивал -  отрицал.

     КАЗАЧКА: Родные наши, смотрите, казак родился, прибыток в семью.

         Отец, посмотри на сына своего, наследника славы и чести твоей.

     КАЗАК: (беря ребенка на руки) Посмотрите все, весь род наш, какой красавец родился. Мой сын. Будет наследник, будет, кому передать свою казачью науку, саблю острую и мне от отца доставшуюся, а ему – от его отца. Вырастешь ты храбрым казаком. А пока иди, сынок, на женскую половину, расти, да сил набирайся.

    КАЗАЧКА: Вырастет он здоровым и сильным, как все мужчины нашего рода. Запеленала я его в рубашку отцовскую, как научили меня мать и бабка моя, да убережет это его от зла и бед жизненных.

Учитель:  Взял отец ребенка на руки -  признал отцовство. И рос мальчик на женской половине до 7 лет. А вскоре после рождения наступала пора крестин. С этим событием связан целый ряд обычаев. Во время крещения бросали шарик из воска, в который были завернуты волосы ребенка и смотрели в чан с водой: тонет шарик, значит, ребенок долго не проживет, плавает – к долгой жизни. Если при погружении в воду ребенок сжимался, то это признак живучести, если выпрямлялся – не жилец на этом свете. После крещения, выходя из церкви, загадывали, кто первым на выходе встретится: если мужчина, то ребенок будет счастливым, женщина – к несчастью, если какое- нибудь животное, то будет богатым. Крещение отмечалось торжественным обедом, куда приглашались ближайшие родственники.

 2.  В первый год жизни.

  Когда у младенца прорезывался первый зуб, отец и мать возили его в церковь служить молебен Иоанну Воину, чтобы из сына вырос доблестный и храбрый казак. Крестный сажал мальчика на коня на шелковый платок  и провозил вокруг церкви 3 раза. Если ухватился за гриву – быть казаком, расплачется – не быть казаку, а упадет – быть убитому в бою. Эту весть крестный держал втайне. В годик мальчику первый раз стригли волосы и сжигали их в печи.

 3. Посвящение в казаки.

  Посвящение в казаки происходило в 3- 4 года. Собиралась вся родня. Проводился обряд пострижения. Затем отец сажал мальчонку на коня и даже давал в руки шашку. И проводил коня по двору кругом или по улице. Затем верхом везли казачонка в церковь, где служили молебен. С этого времени казачонок мог сам ездить верхом, а пятилетние  вовсю скакали по улице.   

4.   7 лет.

   Большие перемены происходили в жизни мальчика в 7 лет. Происходил обычай перехода его на мужскую часть дома. Бритоголовым он впервые с мужчинами шел в баню, затем к исповеди. А дома в последний раз ел детские сладости. После этого переходил на мужскую половину, в комнату старших братьев. Они осматривали его одеяло и подушку и выбрасывали их, если оно оказывались слишком теплыми и мягкими. « Учись служить»   — говорили ему, — « ты теперь не дите, а пол – казака». С этого времени начиналась подготовка ребенка к суровой мужской жизни. Спать надо было на соломенном матрасе и без подушки. И еще: наступало время запрета ругать его женщинам. Отец всегда наказывал сыновьям: «Берегите женщин и защищайте дом».

   5.     7 – 9 лет. Игры.

    В 7 – 9 лет любили поиграть казачата на майдане или за околицей. Одной из любимых игр с древнейших времен была игра в бабки или кости. При игре развивалась такая меткость в бросании камешков в поставленные в ряд кости, что казаки могли убивать ими зайцев и птиц на значительном расстоянии. (игра)

За околицей играли в войну, разделившись на две части, устраивали сражения. С игрушечными знаменами казачата сходились в рукопашной и рубились деревянными саблями, кололись камышовыми пиками, не жалея носов отбивали знамена у противника и брали пленных. Победители под звуки дудок и трещеток строем возвращались в станицу. Позади них, опустив головы и размазывая слезы, шли « пленные». Старики, сидя у атаманского правления или на завалинке с одобрительными улыбками любовались войском, и даже сам атаман, выйдя на крыльцо, приветствовал победителей и хвалил  выправку и отличившихся, и казачата старались.

 Конкурс «Старинные казачьи слова».

      — Гутарить – говорить.

      — Баз – загон для скота.

      — балясы – балкончик вокруг дома.

      — чекомас – окунь.

      — квелый – слабый.

      — банить – мыть, стирать.

      — майдан – площадь.

      — кохать   — заботится

      — кочет – петух.

 

 6. 12 – 15 лет.

  В 12- 15 лет казачата были уже лихими конниками. Могли скакать во весь опор, с ходу преодолевая канавы, заборы. Конем могли загнать зайца и убить его ударом нагайки. Владели уже шашкой и ружьем, и осваивали приемы джигитовки — все это передавали им старшие братья и отцы.

Интересный факт. В 1888 г.  в Новочеркасск  приехал царь Александр III с семьей. На казачьем смотре приняли участие детские сотни казачат от 12 до 14 лет на конях со своими командирами. После парада и джигитовки взрослых началась детская джигитовка, но вскоре была остановлена. Как оказалось, у императрицы Марии Федоровны не выдержали нервы (она мать) от того, что проделывали юные казачата.

    Невозможно себе представить казака без коня. Чем же был конь для казака?

  РАССКАЗ КАЗАКА О КОНЕ.

 « Без коня казак сирота». « Казак голоден, а конь его сыт». «Казак без коня, что солдат без ружья». Так у нас на Дону говорят о конях. Казаки всегда любили коней и зачастую сами их выращивали для себя от самых лучших кобылиц и производителей. Ухаживали как за детьми, баловали их. Вырастая, такой конь платил своему хозяину преданностью и любовью, он не давался в руки другим, а за своим хозяином мог ходить как собака. Кони были приучены к походу и бою. В сабельной рубке такие кони кусали и лягали коней противника. Укрытые в лесу, балке, они по свисту хозяина бежали к нему, по команде ложились, вставали и знали много других команд. Конь не отходил от раненого или убитого хозяина, а в случае гибели хозяина долго тосковал, не подпуская чужих, и не брал из их рук пищу, голодая по несколько дней. Конь для казака был больше, чем лошадь и казаки называли их только конями. Кони платили им за это искренней привязанностью и шли в огонь и в воду.

 7. 18 – 19 лет.

     В 18 лет казачата проходили уже обучение военному делу всерьез под руководством опытных казаков. Совершенствовали боевые приемы, стреляли в цель на ходу, рубили лозу шашками, преодолевали полосу препятствий. Скакали стоя на коне, спрыгивали с коня и снова взлетали в седло. Переходили реки в брод. Словом – учеба всерьез. И когда наступала пора сдачи экзаменов, то принимали их сам атаман и есаулы в присутствии стариков. Отличившимся атаман вручал подарки -  богатое оружие, разукрашенные седла, нарядные уздечки. И эти свои первые награды казаки высоко ценили и хранили всю жизнь. А в 21 год юноша уже зачислялся на военную службу, становившись настоящим казаком. Вот так на Дону и проходило воспитание  и обучение казачат. В казачьей семье и отец, и дед, и прадед – и далеко в века уходя – все были воины. Служили и старший и младший брат, и от того создавалась традиция службы и уважения к ней.

  И очень важно сегодняшнему поколению  не забывать эти традиции, Знать их и передавать своим будущим детям.

     5.   Семья это главное в жизни человека. Это самые близкие и родные люди, без которых не может быть нас. Это те, кто нас любит и о нас заботится.

  1. Кто вас, детки, сильно любит?

 Кто вас нежно так голубит,

 Не смыкая ночью глаз

 Все заботится о вас?

 

  1. Улыбаюсь я как мама,

 Так же хмурюсь я упрямо,

 У меня такой же нос

 И такой же цвет волос. (Дочь)

 

  1. В семье мы – мастера.

 Всяких дел у нас гора!

 Взяли в руки молотки

 Ремонтируем замки.

 

- О ком идет речь? (Папа, сын)

 

4) Самый старший мужчина в большой семье. (Дедушка)

 

Семьи в старину были очень большими, поэтому хранительницами рода считались старшие женщины – бабушки. А что вы можете рассказать о своих бабушках?

 

6. Физкультминутка «Как у бабушки Наташи»

 

- Как у бабушки Наташи (держать за концы воображаемый платочек, надетый на голову).

 

- Ели вкусную мы кашу! (соединить ладони перед собой – сделать тарелку, показывать ее всем стоящим слева и справа)

 

- Каша пшенная, с дымком (над раскрытой ладонью левой руки – «тарелки» указательным пальцем правой руки рисовать дымок).

 

- С хлебом (правая рука перед грудью, локоть в сторону, внутренняя сторона ладони вниз – «ломоть хлеба»).

 

- С маслом!  ( левую ладонь положить на правую сверху – «слой масла»).

 

- С молоком! (соединить запястья ,кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы – «кружка»).

 

- Взяли мы большие ложки. (сжать кулаки, большие пальцы подняты вверх).

 

- Съели все до самой крошки! (попеременно то правой, то левой «ложкой» есть «кашу», поднося «ложки» ко рту).

 

- Вот какая каша! (снова сделать«тарелку» и показывать всем: справа и слева).

 

- У бабушки Наташи!

 

7. Игра «Домашний очаг»

 

- С чего начинается семья? С понимания, доброты, прощения, но главное с заботы друг о друге. В хорошей семье – теплый, гостеприимный, уютный дом. Такой дом называют домашний очаг. Он дает человеку не только кров и крышу, но и хранит душевное тепло, является источником радости. А это зависит и от того, чем и как живет семья, каков семейный уклад и традиции.

 

Давайте зажжем огонь в домашнем очаге. Огонь в домашнем очаге горит и не гаснет, если в доме есть любовь забота, взаимопомощь. На полосках – «дровах» написаны вопросы:

 

- Кто моет посуду?

 

- Кто зарабатывает деньги?

 

- Кто ходит за покупками?

 

- Кто убирает постель?

 

- Кто ухаживает за животными?

 

- Кто готовит ужин, варит обед?

 

- Кто пылесосит?

 

(Дети по очереди выходят, берут полоски-«дрова», читают вопрос, отвечают на него и прикрепляют «дрова» на доску в том месте, где в доме расположен очаг.

 

- Молодцы! Зажгли огонь в очаге. (прикрепляю «пламя»).

 

8. Практическая работа «Две ладони»

 

- С самого рождения с вами рядом находится мама – самый близкий, самый родной человек.

 

Нарисуйте две ладони: ваши и ваших мам (дома). А теперь на пальчиках своей ладони напишите как ласково называет вас мама. (Пишут).

 Возьмите ладошку мамы и на каждом пальчике напишите, как вы ласково называете свою маму, вложив в эти слова всю свою любовь. (Пишут дома).

 

     Теперь вспомните свою самую большую обиду на маму, напишите ее в центре ладони и приклейте свою любящую ладошку к любимой маминой ладони.

 

9. Выступление семей с индивидуальными  проектами

 

10. Заключительная совместная игра «Фундамент моего дома»

 

- Вспомните все, о чем мы сегодня говорили. Я предлагаю вам подумать, что же является основой, фундаментом любой семьи, каждого дома. Выберите необходимые слова. На карточках-«кирпичиках» написаны слова: любовь, уважение, тепло, забота, радость, понимание, уют, взаимопомощь. (Дети выбирают «кирпичики» и прикрепляют в фундамент дома).

 

- Вот какой крепкий фундамент у нас получился!

 

Знай свой род, своих дедов, предков.

 Цени свой дом, свой двор, своих родных, свою Родину!

 Чти отца своего и мать свою.

 И продлятся за это дни твои – так учит древняя мудрость

 

 

Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:

 

1. Что для тебя означает понятие Дом?

 

2. Как сохранить тепло Дома?

 

3. Какая семья считается счастливой?

 

4. Требует ли жизнь в семье большого творчества?

 

5. Как понимать родных тебе людей и быть ими понятым?

 

 

11.Подведение итогов.

 

12.Домашнее задание: Исследовательская работа « Моя семья» (рассказать о своей семье в виде анкеты, презентацию,  краткой летописи).


»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн