Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Методы: беседа с использованием иллюстраций (презентация, таблицы) самостоятельная работа с учебником, рассказ, практическая работа в парах, использование ИКТ.
Ход урока: I. Организационный момент: проверка готовности учащихся к уроку.1 мин.
II Актуализация знаний:3 мин.
1. Назовите системы органов человека, которые вы уже изучили.
2. Расположите понятия в определенной последовательности: клетка, система органов, организм, ткань, орган. (Клетка → ткань → орган → система органов → организм) Слайд № 1.
III.Объяснение нового материала.
1. Сообщение темы урока: 2 мин.
Сегодня мы познакомимся ещё с одним органом тела человека, его значением и строением. Сначала попробуйте отгадать, что это за сложный орган со многими функциями.
-Это самый тяжелый орган человеческого организма, его масса у взрослого человека достигает 2,7 кг
- Этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь.
-Его называют «зеркалом здоровья и болезни»
-Этот орган совместно с нервной системой развивается из одного наружного листка.
-Этот орган формирует роговые образования – Ногти и волосы.
Верно, это кожа.И тема нашего урока «Кожа, ее строение и функции». Слайд №2. Целью нашего урока будет изучение строения и функций кожи, а также ее производных – ногтей и волос.
2. Определение понятия «кожа» и основные функции кожи. (Беседа)4 мин.
- Что же такое кожа?
- Кожа – это наружный покров тела, служащий границей между организмом и окружающей средой и надежно защищающий все находящиеся под ней органы.
- От чего защищает кожа?
- Кожа защищает организм от механических повреждений, препятствует потере воды организмом, проникновению в него различных веществ, бактерий.
- Какие еще функции кожи вы можете назвать?
-Кожа участвует в регуляции температуры тела, в обменных и выделительных процессах. В коже располагается большое количество чувствительных нервных окончаний-рецепторов, которые воспринимают боль, холод, тепло, что позволяет организму человека избегать возможных повреждений.
- Рассмотрим слайд и еще раз перечислим функции кожи. Слайд № 3
Функции кожи:
· Защитная функция (от механических повреждений; проникновения твердых частиц, микроорганизмов; темный пигмент кожи меланин защищает организм от солнечных ультрафиолетовых лучей).
· Рецепторная или чувствительная функция (воспринимает различные раздражения, т. к. богата нервными окончаниями).
· Выделительная функция (состоит в участии в обмене веществ, около 0,5 л воды и солей выделяется через кожу в сутки, а также пот).
· Секреторная функция (осуществляемая железами потовыми, сальными).
· Терморегулирующая функция (в капиллярах кожи содержится 1 л крови, за сутки выделяет от 900 мм до 12 л пота).
· Запасающая функция (в подкожной клетчатке откладываются в виде жира запасные питательные вещества).
· В коже образуется витамин «Д», препятствующий развитию рахита у детей.
· Дыхательная (через кожу осуществляется газообмен).
3. Строение кожи в связи с выполняемыми функциями.11 мин
- Существует ли взаимосвязь между строением и функциями органов?
- Да, существует.
- Рассмотрим строение кожи в связи с выполняемыми функциями. Для этого мы заполним таблицу «Строение и функции кожи». Слайд № 4
- Кожа состоит из трёх слоёв. Наружный слой кожи – эпидермис. Под ним располагается дерма или собственно кожа. Самый глубокий слой – подкожная жировая клетчатка или гиподерма. Далее самостоятельно заполните таблицу, используя текст учебника на стр. 163, 164 и рис. «Строение кожи». Слайд № 5
«Строение и функции кожи»
Слой кожи
Строение
Функции
Верхний Эпидермис
Средний Дерма
ВнутреннийГиподерма
IV. Физкультминутка.2минСлайд № 6. Давайте снимем напряжение мышц кисти. 1. Выполним упражнение «Краб». Руки вытянуть вперед, пальцы растопырить, как можно сильнее напрячь, а затем расслабить. Повторить 5 раз.
2. «Березка». Поднять руки вверх, потянуться как можно выше, прогнуть спину, посмотреть на руки, вернуться в и.п. Повторить 3 раза.
V. Закрепление и коррекция знаний.
1. Проверка и анализ работ. 2 мин
1. С помощью таблицы объяснить строение эпидермиса, его особенности в связи с выполняемыми функциями.Слайды № 7, 8.
Ответы учащихся:
Клетки наружного слоя эпидермиса мертвые, выполняют функцию защиты от физических и химических воздействий. Клетки внутреннего слоя эпидермиса делятся, образуя новые клетки эпидермиса, и содержат пигмент меланин, который придает цвет коже и задерживает ультрафиолетовые лучи солнца.
Дополнения учителя:
Эпидермис образован многослойным плоским ороговевающим эпителием, толщина которого 0,03-1,5 мм и зависит от области тела. Клетки эпителиальной ткани плотно прилегают друг к другу. Поверхность наружного слоя состоит из мёртвых клеток(роговой слой), они защищают кожу. Мёртвые клетки постоянно слущиваются и заменяются новыми. Обновление происходит за счет деления клеток росткового слоя эпидермиса (самого глубокого). Клетки выталкиваются наверх и постепенно приобретают твёрдость. Живут они 20 дней. Иногда отмершие пластинки не слущиваются, а наоборот слипаются в толстый панцирь, образуя мозоль.
2. Расскажите о следующем слое - дерме.Что входит в её состав? Какие функции выполняет? Слайд № 9, 10. 4 мин.
Ответы учащихся:
Дерма образована соединительной тканью.Этот слой толще наружного, и придаёт коже прочность и эластичность. В дерме находятся потовые и сальные железы. Испарение пота спасает организм от перегрева, кожное сало придаёт коже мягкость и эластичность. Нервные окончания способствуют чувствительности кожи. Кровеносные сосуды питают кожу.
Дополнения учителя (рассказ и беседа):
Дерма - (от греч. Derma – кожа). Толщина дермы достигает 2,5 мм. За счет эластических и коллагеновых волокон соединительной ткани можно растянуть лоскут кожи в 5 – 6 раз, если нужно, например, закрыть ожоговую рану. Дерма состоит из двух слоев – сосочкового и сетчатого. Сосочковый слой образован рыхлой соединительной тканью. Там располагаются кровеносные и лимфатические сосуды, а также нервные окончания - рецепторы. Расположение сосочков создают дактилоскопический рисунок. Сетчатый слой представлен плотной соединительной тканью (коллагеновые и эластические волокна). Там находятся волосяные луковицы и основания ногтей, кровеносные сосуды, сальные и потовые железы. Сальных желез может быть по 15 шт. на 1 кв. см. За сутки человек выделяет около 20 грамм сала, смягчая при этом кожу и защищая её от проникновения бактерий.Потовые железы – представляют собой клубочки с выводным протоком на поверхность кожи.
- Где больше всего открывается протоков потовых желез?
- Чаще всего у нас потеют ладони, лоб, подмышечные впадины.
- Знаете ли вы, что у человека приблизительно имеется до 3 млн. потовых желез, т.е. на 1 кв. см потовых желез может быть до 100 шт. В холодную погоду человек выделяет до 0,5 л пота в сутки, а жаркую до 10-15 л. Иногда до 4 л в час. Для чего наш организм выделяет пот – жидкость, состоящую из воды, минеральных солей, мочевины?
-Для охлаждения и удаления продуктов обмена.
- Таким образом, функции потовых желез: выделительная и терморегуляционная
- Каким образом вода поступает к потовым железам?
- Из крови.
- Что значит “рецепторная функция кожи”
- Чувствительная. Рецепторы воспринимают различные раздражения.
- Верно, выделяют рецепторы- нервные окончания, реагирующие на на боль, холод, тепло, давление (холодовые и тепловые, тактильные, болевые). У человека на 1 кв. см около 400 чувствительных окончаний, на поверхности тела до 8 млн., из них 1 млн. болевых рецепторов и 1,5 млн. осязания.
3. Практическая работа.2 мин.Давайте проверим, как работают ваши рецепторы. Работаем в паре. Один учащийся закрывает глаза, второй подает ему предмет (ручка, карандаш и др.). Сначала прокатывайте предмет между ладонями, попытайтесь определить предметы; затем между кончиками пальцев. В каком случае легче узнать предмет и почему? Мы с вами видим, что кожа пальцев рук очень чувствительна, так как там находится большое количество рецепторов осязания. Посмотрите на кончики пальцев через лупу, что вы видите? Правильно, там папиллярныеузоры – они индивидуальны для каждого человека и их используют для идентификации личности человека. О дерматоглифике мы послушаем сообщение учащегося на следующем уроке.
4. Расскажите о строении гиподермы и ее функциях. 1 минСлайд 11.
Гиподерма – подкожная жировая клетчатка – это самый глубокий слой кожи, представляет собой рыхлую соединительную и жировую ткань. Гиподерма предохраняет внутренние органы от ушибов, переохлаждения. В ней откладываются запасные питательные вещества – жиры.
5. О строении волос и ногтей нам расскажут учащиеся. 6 мин. Слайд 12.
Выступают ребята с сообщениями.
Слайды 13, 14. “Ногти” – Ногти – это роговые пластинки, лежащие в ногтевом ложе. Кожа ногтевого ложа снабжена кровеносными сосудами и нервными окончаниями. Ноготь имеет два предназначения: он действует, как защитная пластина и усиливает чувствительность кончика пальца. За неделю ноготь вырастает примерно на 0, 83 мм. Под ногтями быстро размножаются бактерии, которые легко могут попасть в организм человека. Вот почему так важно соблюдать гигиену и поддерживать чистоту ногтей.
Слайды 15- 17. “ Волосы”
- Волос – роговое производное кожи, состоит из корня и стержня. Корень погружен в волосяную луковицу, куда подходят нервы и сосуды. Снаружи волосы покрыты кутикулой. На голове у человека в среднем от 80 до 200 тысяч волос. Количество зависит от цвета волос: у рыжих их меньше всего (около 80 тыс.); у черноволосых – 100 тыс. Больше всего волос у блондинов – около 140 тыс., но они тоньше. Волосы растут с разной скоростью, примерно 1 см в месяц. Несколько лет подряд волос растет, после чего фолликул «отдыхает» 2-3 месяца. После «отдыха» старый волос выпадает, и начинается новый цикл. Каждый день у нас выпадает 50-100 волосков, это количество считается нормой. Важно правильно определить тип, к которому относятся ваши волосы и кожа головы, и применять соответствующие средства для ухода за волосами, чтобы сохранить их здоровыми. Существует специальная наука, изучающая волосы – трихология.
VI. Домашнее задание.Слайд 18. 1 мин
Изучить § 41, ответить на вопросы, определить тип своей кожи. Подготовить сообщение по уходу за кожей, о первой помощи при поражении кожи, о дерматоглифике.
VII. Итог урока. Выставление оценок.Слайд 19. 1-2 мин
Кожа - наружный покров тела, выполняющий различные функции: защитную, рецепторную, терморегуляторную, выделительную, состоит из эпидермиса, дермы, гиподермы. Производными кожи являются роговые образования – волосы и ногти.
VII.Рефлексия.Слайд 20. 1 мин
Как вы поработали сегодня на уроке, допишите фразу.
я познакомился с ...
было непросто ...
у меня получилось ...
хотелось бы ...
мне запомнилось ...
я попробую ...
Использованные источники:
1. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д., Биология 8 класс, M.: Вентана - Граф, 2009 г.
2. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.,Н., Биология Человек 9 , М.: «Дрофа» 1997.