Официальный сайт janmille 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Кожа, ее строение и функции

Фото пользователя Надежда Алексеевна Бычковская
Submitted by Надежда Алексеевна Бычковская on Sat, 07/09/2013 - 16:58
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бычковская Надежда Алексеевна
Место работы, должность: 
учитель биологии МБОУ "Средняя школа № 5" г. Когалыма
Регион: 
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

Познакомить учащихся со строением и функциями кожи и ее производных.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Драгомилов А.Г., Маш Р. Д. Биология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана -Граф, 2009.

Используемая методическая литература: 

Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология.  Человек: 8 класс: Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2006.

Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам "Биология.Человек", 8 (9) класс, Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева и др. - М.: ВАКО, 2005.

Используемое оборудование: 

Компьютер, проектор, рельефная таблица "Строение кожи".

Используемые ЦОР: 

Презентация "Кожа, ее строение и функции"

Краткое описание: 
Урок биологии по теме "Кожа, ее строение и функции"

Тема  урока: «Кожа, ее строение и функции» 

Цель урока: познакомить   учащихсясо строением и функциями  кожи и  ее производных.

            Задачи урока: 

Образовательная: сформировать знания о строении и  функциях кожи, волос, ногтей.

Воспитательные:формировать бережное отношение к своему здоровью,  развивать понятие о необходимости гигиенических процедур.

Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, устанавливать связи между строением и функциями  органов.

 

 Оборудование:Таблица рельефная «Кожа», проектор, экран,  компьютер,  презентация.

 

Тип урока:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

 

Методы:  беседа с использованием иллюстраций (презентация, таблицы) самостоятельная работа с учебником, рассказ,  практическая работа в парах, использование ИКТ.

 

Ход урока:
I. Организационный момент: проверка готовности учащихся к уроку.1 мин.

II Актуализация знаний:3 мин.

1. Назовите системы органов человека, которые вы уже изучили.

2. Расположите   понятия  в определенной последовательности:  клетка, система органов,    организм,  ткань, орган. (Клетка →  ткань →  орган → система органов  → организм) Слайд № 1.

III.Объяснение нового материала.

1. Сообщение темы урока: 2 мин.

Сегодня мы познакомимся ещё с одним органом тела человека, его значением и строением. Сначала попробуйте отгадать, что это за сложный орган со многими функциями.

-Это самый тяжелый орган человеческого организма, его масса у взрослого человека достигает 2,7 кг

- Этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь.

-Его называют «зеркалом здоровья и болезни»

-Этот орган совместно с нервной системой развивается из одного наружного листка.

-Этот орган формирует роговые образования – Ногти и волосы.

Верно, это кожа.И тема нашего  урока «Кожа, ее строение и функции». Слайд №2.   Целью нашего урока будет изучение строения и функций кожи, а также  ее производных – ногтей и волос.

2. Определение понятия «кожа» и основные функции кожи.  (Беседа)4 мин.

- Что же такое кожа?

- Кожа – это наружный покров тела,  служащий границей между организмом и окружающей средой  и надежно защищающий все находящиеся под ней органы.

- От чего защищает кожа?

- Кожа защищает организм  от механических повреждений, препятствует потере воды организмом, проникновению в него различных веществ, бактерий.

- Какие еще функции кожи вы можете назвать?

-Кожа участвует в регуляции температуры тела, в обменных и выделительных процессах. В коже располагается большое количество чувствительных нервных окончаний-рецепторов, которые воспринимают боль, холод, тепло, что позволяет организму человека избегать возможных повреждений.

- Рассмотрим слайд и еще раз перечислим функции кожи.  Слайд № 3

Функции кожи:

·         Защитная функция (от механических повреждений; проникновения твердых частиц, микроорганизмов; темный пигмент кожи меланин защищает организм от  солнечных ультрафиолетовых лучей).

·         Рецепторная или чувствительная функция (воспринимает различные раздражения, т. к. богата нервными окончаниями).

·         Выделительная функция (состоит в участии в обмене веществ, около 0,5 л воды и солей выделяется через кожу в сутки, а также пот).

·         Секреторная функция (осуществляемая железами потовыми, сальными).

·         Терморегулирующая функция (в капиллярах кожи  содержится 1 л крови, за сутки выделяет от 900 мм до 12 л пота).

·         Запасающая функция (в подкожной клетчатке откладываются в виде жира запасные питательные вещества).

·         В коже  образуется витамин  «Д», препятствующий развитию рахита у  детей.

·         Дыхательная (через кожу осуществляется газообмен).

3. Строение кожи в связи с выполняемыми функциями.11 мин

- Существует ли взаимосвязь между строением и функциями органов?

- Да, существует.

-  Рассмотрим строение кожи в связи с выполняемыми функциями.  Для этого мы заполним таблицу «Строение и функции кожи». Слайд № 4

- Кожа состоит из трёх слоёв. Наружный слой кожи – эпидермис. Под ним располагается дерма или собственно кожа. Самый глубокий слой – подкожная жировая клетчатка или гиподерма. Далее самостоятельно заполните таблицу, используя текст учебника на стр. 163, 164 и рис. «Строение кожи».  Слайд № 5

«Строение и функции кожи»

 Слой кожи

Строение

Функции

 Верхний  Эпидермис

 

 

 Средний  Дерма

 

 

ВнутреннийГиподерма

 

 

 

IV. Физкультминутка.2минСлайд № 6.  Давайте снимем напряжение мышц кисти. 1. Выполним упражнение «Краб». Руки вытянуть вперед, пальцы растопырить, как можно сильнее напрячь, а затем расслабить. Повторить 5 раз.

2. «Березка». Поднять руки вверх, потянуться как можно выше, прогнуть спину, посмотреть на руки, вернуться в и.п. Повторить 3 раза.

 

V. Закрепление и коррекция знаний.

1. Проверка и анализ работ. 2 мин

1. С помощью таблицы объяснить строение эпидермиса, его особенности в связи с  выполняемыми функциями.Слайды №  7, 8.

Ответы учащихся:

Клетки наружного слоя эпидермиса мертвые, выполняют функцию защиты от физических и химических воздействий. Клетки внутреннего слоя эпидермиса делятся, образуя новые клетки эпидермиса, и содержат пигмент меланин, который придает цвет коже и задерживает ультрафиолетовые лучи солнца.

            Дополнения учителя:

Эпидермис  образован многослойным плоским ороговевающим эпителием, толщина которого 0,03-1,5 мм и зависит от области тела. Клетки эпителиальной ткани  плотно прилегают друг к другу. Поверхность наружного слоя состоит из мёртвых клеток(роговой слой), они защищают кожу. Мёртвые клетки постоянно слущиваются и заменяются новыми. Обновление происходит за счет деления клеток  росткового слоя эпидермиса (самого глубокого).  Клетки выталкиваются  наверх и постепенно приобретают твёрдость. Живут они 20 дней. Иногда отмершие пластинки не слущиваются, а наоборот слипаются в толстый панцирь, образуя мозоль.

 

2. Расскажите о следующем слое - дерме.Что входит в её состав? Какие функции выполняет? Слайд №  9, 10.  4 мин.

Ответы учащихся:

Дерма образована  соединительной  тканью.Этот слой  толще наружного, и придаёт коже прочность и эластичность. В дерме находятся потовые и сальные железы. Испарение пота спасает организм от перегрева, кожное сало придаёт коже мягкость и эластичность. Нервные окончания способствуют чувствительности кожи. Кровеносные сосуды питают кожу.

Дополнения учителя (рассказ и беседа):

Дерма - (от греч. Derma – кожа). Толщина дермы достигает 2,5 мм. За счет эластических и коллагеновых волокон соединительной ткани можно растянуть лоскут кожи в 5 – 6 раз, если нужно, например, закрыть ожоговую рану. Дерма состоит из двух слоев – сосочкового и сетчатого. Сосочковый слой  образован рыхлой соединительной тканью. Там располагаются кровеносные и лимфатические сосуды, а также нервные окончания - рецепторы. Расположение сосочков создают дактилоскопический рисунок.   Сетчатый слой представлен  плотной соединительной тканью (коллагеновые и эластические волокна). Там находятся волосяные луковицы и основания ногтей, кровеносные сосуды, сальные и потовые железы.  Сальных желез может быть по 15 шт. на 1 кв. см. За сутки человек выделяет около 20 грамм сала, смягчая при этом кожу и защищая её от проникновения бактерий.Потовые железы – представляют собой клубочки с выводным протоком на поверхность кожи.

- Где больше всего открывается протоков потовых желез?

- Чаще всего у нас потеют ладони, лоб, подмышечные впадины.

- Знаете ли вы, что у человека приблизительно имеется  до 3 млн. потовых желез, т.е. на   1 кв. см потовых желез может быть  до 100 шт. В холодную погоду человек выделяет до 0,5 л пота в сутки, а жаркую до 10-15 л. Иногда до 4 л в час. Для чего наш организм выделяет пот – жидкость, состоящую из воды, минеральных солей, мочевины?

-Для охлаждения и удаления продуктов обмена.

-  Таким образом, функции потовых желез: выделительная и терморегуляционная

- Каким образом вода поступает к потовым железам?

- Из крови.

- Что значит “рецепторная функция кожи”

- Чувствительная. Рецепторы воспринимают различные раздражения.

- Верно, выделяют рецепторы- нервные окончания, реагирующие на на боль, холод, тепло, давление (холодовые и тепловые, тактильные, болевые). У человека на 1 кв. см около 400 чувствительных окончаний, на поверхности тела до 8 млн., из них 1 млн. болевых рецепторов и 1,5 млн. осязания.

3. Практическая работа.2 мин.Давайте проверим, как  работают ваши рецепторы. Работаем в паре. Один учащийся  закрывает глаза, второй подает ему предмет (ручка, карандаш и др.). Сначала прокатывайте предмет между ладонями, попытайтесь определить предметы; затем между кончиками пальцев. В каком случае легче узнать предмет и почему? Мы с вами видим, что кожа пальцев рук очень чувствительна, так как там находится большое количество рецепторов осязания. Посмотрите на кончики пальцев через лупу,  что вы видите? Правильно, там папиллярныеузоры – они индивидуальны для каждого человека и их используют для идентификации личности человека. О дерматоглифике мы послушаем сообщение учащегося на следующем уроке.

4. Расскажите о строении гиподермы и ее функциях.  1  минСлайд 11.

Гиподерма – подкожная жировая клетчатка – это самый глубокий слой кожи, представляет собой рыхлую соединительную и жировую ткань. Гиподерма  предохраняет внутренние органы от ушибов, переохлаждения. В ней откладываются запасные питательные вещества – жиры.

5. О строении волос и ногтей нам расскажут учащиеся. 6 мин. Слайд 12.

Выступают ребята с сообщениями.

Слайды 13, 14. “Ногти”
– Ногти – это роговые пластинки, лежащие в ногтевом ложе. Кожа ногтевого ложа снабжена кровеносными сосудами и нервными окончаниями. Ноготь имеет два предназначения: он действует, как защитная пластина и усиливает чувствительность кончика пальца. За неделю ноготь вырастает примерно на 0, 83 мм. Под ногтями быстро размножаются бактерии, которые легко могут попасть в организм человека. Вот почему так важно соблюдать гигиену и поддерживать чистоту ногтей.

Слайды 15- 17. “ Волосы”

- Волос –  роговое производное кожи, состоит из корня и стержня. Корень погружен в волосяную луковицу, куда подходят нервы и сосуды. Снаружи волосы покрыты кутикулой. На голове у человека в среднем  от 80 до 200 тысяч волос. Количество зависит от цвета волос: у рыжих их меньше всего (около 80 тыс.); у черноволосых – 100 тыс.  Больше всего волос у блондинов – около 140 тыс., но они тоньше. Волосы растут с разной скоростью, примерно 1 см в месяц.  Несколько лет подряд волос растет, после чего фолликул «отдыхает» 2-3 месяца. После «отдыха» старый волос выпадает, и начинается новый цикл. Каждый день у нас выпадает 50-100 волосков, это количество считается нормой. Важно правильно определить тип, к которому относятся ваши волосы и кожа головы, и применять соответствующие средства для ухода за волосами, чтобы сохранить их здоровыми. Существует специальная наука, изучающая волосы – трихология.

VI. Домашнее задание.  Слайд 18. 1 мин

Изучить § 41, ответить на вопросы, определить тип своей кожи.  Подготовить сообщение по уходу за кожей,  о первой помощи при поражении кожи, о дерматоглифике.

VII.  Итог урока. Выставление оценок.Слайд 19. 1-2 мин

Кожа  - наружный покров тела, выполняющий различные функции: защитную, рецепторную, терморегуляторную, выделительную,  состоит из эпидермиса,  дермы, гиподермы. Производными кожи являются роговые образования – волосы и ногти.

VII.  Рефлексия. Слайд 20. 1 мин

Как вы поработали сегодня на уроке, допишите  фразу.  

я познакомился с ...
было непросто ...
у меня получилось ...
хотелось бы ...
мне запомнилось ...
я попробую ...

 

 

 

 

 

Использованные источники:

 

1. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д., Биология 8 класс, M.: Вентана - Граф, 2009 г.

2. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.,Н., Биология Человек  9 , М.: «Дрофа» 1997.

3. Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек: 8 класс: Методическое пособие.-М.: Вентана - Граф, 2006 г.

4. Пугал Н. А., Козлова Т. А. Лабораторные и практические занятия по биологии: Человек и его здоровье: 8 кл. – М.: Владос, 2003.

5. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология 3-е изд., перераб. и доп. - Аванта+, 1996.

 

http://900igr.net/prezentatsii/biologija

http://festival.1september.ru

http://nsportal.ru/shkola/biologiy

http://www.liveinternet.ru

http://www.svenson.ru

Прикрепленный файл Size
Кожа, ее строение и функции .ppt 1.05 MB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   
Сетевое образовательное сообщество педагогов г. Когалыма

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн