С давних времен люди считали кровь магической жидкостью. Кровью клялись в вечной верности, кровью скрепляли подписи в договорах, окропляли землю, чтобы получить богатый урожай.
Удивительные свойства крови издавна вызывали интерес у людей. Например, способность человека регулировать и поддерживать температуру своего тела; сложные механизмы саморегуляции действовали, несмотря на колебания температуры окружающей среды.
Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить и объяснить, с чем связаны удивительные свойства крови, узнаем, что такое «гомеостаз» и с биологической точки зрения найдем причины заболеваний крови.
Организм – это сложная система, которая существует в окружающей среде в постоянном состоянии, несмотря на непрерывно меняющуюся обстановку. Французский физиолог Клод Бернар в 1857 году высказал мысль, что именно постоянство внутренней среды обеспечивает выживание. К.Бернар всегда поражался способностью теплокровных животных к регуляции и поддержанию постоянной температуры тела, содержания воды.
В 1932 году американский физиолог Уолтер Кэннон ввел термин «гомеостаз», что означает постоянство внутренней среды.
(Учитель записывает определение на доске, ученики – в тетрадях.)
Бернар высказал классическое утверждение о том, что постоянство внутренней среды является обязательным условием свободной жизни. Системы саморегуляции действуют не только на уровне организма, но и на уровне клеток.
Вопрос: Чем образована внутренняя среда организма? Какая связь между ее компонентами?
Информация на слайде: таблица «Внутренняя среда организма»
Ученики: (используя таблицу) Межклеточное вещество омывает каждую клетку, из крови в межклеточное вещество поступает кислород, вода и питательные вещества. Клетки выделяют в межклеточное вещество углекислый газ и продукты распада.
Информация на слайде:
КРОВЬ - ЗЕРКАЛО ЗДОРОВЬЯ
Вопрос: Почему кровь имеет такое необычное определение, ведь у здорового человека она не видна? Можно ли узнать что либо о состоянии здоровья человека по крови? Какую роль играет кровь?
Учитель: Постараемся найти взаимосвязь между строением и функциями форменных элементов крови. Для этого вместе оформляем таблицу, используя данные различных источников: текст учебника, СД-диска «1С: Репетитор. Биология», ресурсы Интернет.
Сформулируем правила: "Как читать текст, сохраняя интерес к теме?"
• Знак «галочка» (V) – отметьте в тексте уже известную вам информацию;
• Знак «плюс» (+) – отметьте новую информацию;
• Знак «минус» (-) – отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у вас представлениями, то, о чем вы думали иначе;
• Знак «вопрос» (?) – отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительного изучения и понимания, то, о чем вы бы хотели узнать подробнее.
• Знак «восклицательный знак» (!) – отмечается то, что вызвало интерес ¬ и желание узнать об этом больше.
Фронтальная работа.
Заполнение таблицы:
Форменные элементы Особенности строения Функции
1. Эритроциты
Вопрос: Какие особенности имеются в строении эритроцитов? Что интересного в форме клеток?
Ученики: Эритроциты имеют форму двояковогнутого диска.
Учитель: Оказывается при такой интересной форме площадь поверхности эритроцитов в 1,6 раза больше, чем площадь поверхности шара такого же диаметра.
Вопрос: Способствует ли увеличение площади поверхности лучшему выполнению функций эритроцитов?
Ученики: Да. Чем больше поверхность эритроцита, тем больше переносится молекул кислорода.
Учитель: Запишем эти данные в таблицу.
Физкультминутка для глаз
Учитель: После работы с текстом наши глаза устали. Сделаем зарядку для глаз. Повторяем движения за мной: вверх – вниз, вправо – влево, по кругу. Теперь быстро поморгаем в течение 1 минуты.
Экспериментальная работа.
Учитель: Проведем экспериментальную работу. Посмотрим с помощью микроскопа препараты клеток крови человека и лягушки и сравним их.
Вопрос: Чем отличаются эритроциты человека и лягушки?
Ученики: Размерами. Эритроциты человека меньше, чем у лягушки.
Учитель: Оказывается, чем меньше эритроциты, тем лучше они выполняют свои функции. Как вы думаете, почему?
Ученики: Быстрее передвигаются.
Учитель: Действительно, меньшие размеры эритроцитов человека увеличивают полезную емкость, лабильность крови, поэтому скорость движения крови увеличивается. Внесем краткие данные в таблицу.
Вопрос: В каком направлении шла эволюция эритроцитов?
(используя таблицу «Сравнение эритроцитов хладнокровных и теплокровных»)
Ученики: Размеры уменьшаются от низших животных к высокоорганизованным.
Учитель: Для сравнения приведу пример:
Mr (Hb) беспозвоночных = 350 000
Mr (Hb) теплокровных = 16 000
(Mr – относительная молекулярная масса, Hb – молекула гемоглобина)
Вопрос: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Значит, эволюция шла в направлении уменьшения относительной молекулярной массы и, следовательно, размеров эритроцитов.
Учитель: Раньше считалось, что у королей и принцесс кровь голубая. Благородной считалась белая незагорелая кожа с просвечивающими голубыми жилками.
Вопрос: Какого цвета кровь? Почему?
Ученики: Красная, т.к. присутствует белок гемоглобин.
Учитель: (Указывая на записи) Когда и где происходят эти процессы?
Информация на слайде:
Hb + O = HbO (оксигемоглобин)
Ученики: В легких, при обогащении крови кислородом.
Hb + CO2 = HbCO2 (карбогемоглобин)
Ученики: в органах и тканях, которые отдают продукты обмена.
Hb + CO = HbCO (карбоксигемоглобин)
Ученики: при отравлении угарным газом.
Учитель: Как оказать первую помощь при отравлении угарным газом?
Ученики: При необходимости привести в чувство с помощью нашатырного спирта. Вынести на свежий воздух, чтобы в легкие поступал кислород.
Учитель: А вы знаете, что отравление угарным газом может быть добровольным. Как вы думаете, когда?
Ученики: При курении.
Вопрос: Какие вещества поступают в организм курящего человека вместе с дымом?
Ученики: (Используя таблицу) Угарный и углекислый газ. Синильная кислота. Никотин, радиоактивные, канцерогенные вещества.
Радиоактивные вещества: Pb (свинец), Bi (висмут), Po (полоний).
Канцерогенные вещества вызывают рак.
Информация на слайде из Интернета
о влиянии курения на сердечно-сосудистую систему:
• при прохождении ежегодной флюрографии человек получает облучение – 0,75 Р (рентген) в год. Это предельно допустимая доза. При выкуривании 1 пачки сигарет в день – 500 Р в год (1,36 Р в день);
• одна выкуренная сигарета вызывает сужение сосудов на 10 минут. Сужение сосудов повышает кровяное давление (у курящих людей кровяное давление в среднем на 10 мм выше, чем у некурящих);
• угарный газ СО, поступающий из сигарет, повышает содержание холестерина в крови и вызывает развитие атеросклероза;
• у курящего вероятность инфаркта в 2 раза выше, чем у некурящего;
• табачный дёготь – скопище канцерогенных веществ; если регулярно смазывать им кожу животных, то у 95% из них вскоре образуются раковые опухоли;
На основании конкретных данных из Интернета нужно сформулировать краткие выводы в форме тезисов о пагубном влиянии курения на организм человека.
Задание: Какую краткую информацию о вреде курения можно разместить на пачке сигарет, на плакате с социальной рекламой?
Физкультминутка.
Учитель: Восточные знахари знали на теле человека 700 важных точек. При надавливании, массировании этих точек знахари лечили больных людей. Для профилактики инфекционных заболеваний нужно ежедневно их массировать.
Повторяйте за мной: (показывает, как массировать точки, ученики повторяют) ангина – точка на большом пальце руки, насморк – на переносице, рядом с крыльями носа, боли в ухе – точка около раковины уха, мочка уха, зубная боль – точка на затылке, головная боль – виски.
Вопрос: Что такое малокровие? С чем это связано?
Ученики: Уменьшение количества эритроцитов. Нужно больше бывать на свежем воздухе. Заниматься спортом.
Учитель: (Используя таблицу) Посмотрите на эти данные и вы можете сравнить их со своими анализами крови.
Информация на слайде:
Нормы содержания эритроцитов и гемоглобина в крови.
Уменьшение этих показателей наблюдается при анемиях различного происхождения (например, при недостаточном потреблении железа, витамина В 12, фолиевой кислоты), кровопотерях, раке крови (лейкоз).
Увеличение – при пороках сердца, артериовенозных шунтах (при хроническом нарушении поступления кислорода к тканям), опухоли в костном мозге или в почках.
Эритроциты Гемоглобин
Девочки 4,0 – 5,1 млн. куб. мм 13 – 16 %
Мальчики 3,7 – 4,7 млн. куб. мм 12 – 14 %
Данные моего анализа крови
Отклонения от нормы
Учитель: Теперь сопоставим строение других форменных элементов крови – лейкоцитов – с выполняемой функцией.
Вопрос: Какая форма лейкоцитов? Какие преимущества они имеют в связи с этим?
Ученики: Непостоянная, поэтому они могут проникать даже через стенки капилляров, способны к активному движению. Способ питания – фагоцитоз.
Учитель: Все сведения внесем в таблицу.
Лейкоциты Непостоянная форма тела Способны проникать через стенки капилляров; захватывают и переваривают чужеродные белки.
Информация на слайде:
Количество лейкоцитов 4-9 тыс. в 1 мм3.
Увеличивается при лейкозе, инфекционных и воспалительных заболеваниях, злокачественных опухолях, инфаркте миокарда, при отравлении мышьяком, угарным газом, нитробензолом, в первой фазе лучевой болезни.
Уменьшается при некоторых инфекциях (брюшной тиф, грипп, корь, болезнь Боткина), на последующих стадиях лучевой болезни.
РОЭ (Скорость оседания эритроцитов) в норме до 15 мм/ч.
Увеличивается при острых инфекциях, злокачественных опухолях, ревматизме, инфаркте миокарда, уменьшается при сгущении крови (например, при обезвоживании)
Сравнить со своими данными.
Контрольные вопросы:
• Почему кровь называют зеркалом здоровья человека?
• Какие факторы окружающей среды влияют на состояние внутренней среды, на состав крови?
РЕФЛЕКСИЯ.
Что нового и интересного вы узнали на уроке?
Что для вас показалось сложным?
Как вы справились с трудностями?
Домашнее задание:
Закончить таблицу, внести в нее записи о тромбоцитах, используя данные различных источников: текст учебника, СД-диска «1С: Репетитор. Биология», ресурсы Интернет.