Андронова Анна Петровна, учитель технологии МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской обл.
Мультимедиа — комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графика, текст, звук, видео), организованными в виде единой информационной среды.
Например, в одном объекте-контейнере (англ. container) может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видео информация, а также, возможно, способ интерактивного взаимодействия с ней.
Термин мультимедиа также, зачастую, используется для обозначения носителей информации, позволяющих хранить значительные объемы данных и обеспечивать достаточно быстрый доступ к ним (первыми носителями такого типа были CD — compact disk). В таком случае термин мультимедиа означает, что компьютер может использовать такие носители и предоставлять информацию пользователю через все возможные виды данных, такие как аудио, видео, анимация, изображение и другие в дополнение к традиционным способам предоставления информации, таким как текст.
Основные составляющие мультимедиа: текст, аудио, видео, анимация, интерактивность, изображения.
Обучение с использованием средств мультимедиа является составной частью общей системы образования, поэтому при создании мультимедийных образовательных изданий нужно исходить из общих принципов преподавания, которые требуют чёткой формулировки целей, содержания и методов обучения с использованием средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Основная цель: научить учиться, т.е. научить самостоятельно развивать собственные эффективные стратегии обучения, собственную траекторию обучения, овладевать навыками поиска и организации информации, построения своего информационного пространства. Помимо основных, общих целей образования, введение мультимедиа и информации, как средства информатизации, позволяет решить дополнительные цели: овладение информационной, компьютерной грамотностью, индивидуализацию обучения, что собственно актуально для учащихся, которые по состоянию здоровья не могут посещать учебное заведение.
Современные технологии позволяют создавать различные комплекты ресурсов, опираясь на единую коллекцию информационных источников. Например, электронные учебные издания могут быть в виде:
· Электронные библиотеки, представляющие набор самых различных информационных объектов, как статичных, так и динамичных, при этом особое внимание уделяется реализации интерактивных модулей и моделей;
· Электронные средства учебного назначения (ЭСУН), специализированные для конкретных предметов;
· Электронные средства учебного назначения дополняющие и расширяющие существующие учебно-методические комплекты.
При создании ЭСУН основными разделами могут быть:
· База данных с готовыми сценариями уроков;
· Редактор презентаций, в котором творческий учитель сможет сконструировать урок,
используя как уже готовые, так и новые объекты;
· Виртуальные лаборатории, практикумы, моделирующие среды;
· Справочный и информационный раздел;
· Журнал учёта знаний, позволяющий сделать обучение открытым.
Педагог, использующий ЭСУН, может организовать дифференцированное обучение и решить тем самым педагогические проблемы, которые сложно решаются в традиционной системе обучения.
Педагогические требования к ЭСУН.
База информационных объектов, входящих в состав мультимедийного средства, более избыточна по сравнению с традиционным учебником и реализует ряд дополнительных принципов:
· Принцип деятельности (содержание учебных материалов выстраивается вокруг основных видов деятельности обучаемого, организация учебного процесса строится на рефлексии собственного опыта обучающихся и результатов его учебной деятельности);
· Принцип дружественного интерфейса;
· Сочетание процессов освоения, а иногда и открытия нового знания и процесса контороля знаний;
· Принцип личностно – опосредованного взаимодействия;
· Принцип открытости коммуникативного пространства;
· Принцип индивидуального подхода к индивидуальным результатам обучения.
Для реализации дидактических возможностей ИКТ электронные средства учебного назначения должны:
1) Соответствовать учебной программе, учитывать особенности
учебно- методического комплекта (УМК);
2) Дополнять и расширять содержание УМК;
3) Использовать мультимедийные возможности компьютера в максимально возможной степени;
4) Содержать ссылки на компоненты УМК, внешние web- источники и ресурсы;
5) Содержать контрольные вопросы с возможностью самопроверки для самостоятельной оценки степени усвоения материала учащимися;
6) Обеспечивать сбор (обратную связь) обучающих с обучающимися.
С дидактическими требованиями к ЭСУН тесно связаны методические требования. Они предполагают учёт своеобразия и особенностей конкретного учебного предмета, на который рассчитаны мультимедийные пособия, отражение специфики соответствующей науки, рассмотрение её понятийного аппарата и методов исследования закономерностей, а так же возможностей реализации современных методов обработки информации.
Источники:
http://goo.gl/eFWkLT
Мультимедиа в образовании /Бент Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк.- М.,2007.
http://goo.gl/rYLumV
|
На: Страница участника интернет-конференции "Перспективные напра
Анна Петровна, ознакомилась с Вашей статьёй. Научить учиться учащихся - один из главных вопросов в образовании и использование мультимедийных продуктов помогает достичь хороших результатов.
На: Страница участника интернет-конференции "Перспективные напра
Анна Петровна, ознакомившись с материалов, изложенным на странице, я поняла ,что должна учиться и не останавливаться на достигнутом. Спасибо.
На: "Мультимедиа в учебном процессе"
Анна Петровна! Спасибо за статью! Я согласна с тем, что мультимедиа - это работа с учениками в будущем! Спасибо!
сомишна
На: "Мультимедиа в учебном процессе"
Коллеги, спасибо за комментарии)
технология в школе