Районная научно-практическая конференция
«Жизненные ценности человека»
Моя любовь – моя Россия
Первое в жизни - честно служить Отчизне
Выполнили: ученики МБОУ «СОШ № 23» 9А класса, члены НОУ «Исследователь» Алехин Сергей, Кузнецов Сергей,
Быкова Анна, Большакова Анастасия
Руководитель: Газданова В.В.
ЭНГЕЛЬС
2013
Содержание
Введение ………………………………………………………………….. 3
С чего все началось ………………………………………………………. 4
Валентин Близнюк: человек – конструктор – самолет ………………… 5
Заключение ………………………………………………………………. 10
Список использованных источников …………………………………… 11
Введение
Мы живем в Летном городке г. Энгельса, в котором расположена военная база Дальней авиации. На аэродроме базы создан музей под открытым небом, где представлена авиационная техника всех поколений. А неподалеку стоянка боевых самолётов, совершающих полёты в настоящее время. Некоторые из самолётов названы именами людей: «Илья Муромец», «Николай Кузнецов», «Василий Сенько» и др. Нас это удивило и заинтересовало.
Актуальностьнашей работы заключается в необходимости патриотического воспитания молодого поколения личностью, способной доказывать делом свою любовь к Отечеству.
При выполнении этого проекта мы поставили перед собой цель: выяснить основные этапы профессиональной деятельности авиаконструктора, создавшего мощный стратегический ракетоносец.
С чего все началось
Из беседы с директором музея Сергеем Александровичем Вороновым мы узнали, что еще в 1991 году, когда он еще был инженером эскадрильи, обращался к главнокомандующему ВВС Дейнекину П.К. с предложением о том, что было бы хорошо называть самолеты, как в других странах. В 1995 году пришла директива от главнокомандующего, и появился первый самолет с названием «Илья Муромец», позже – другие и в 2006 году один из самолетов Ту-160 получил почётное наименование «Валентин Близнюк».
В музее мы увидели фотографию, с которой на нас смотрело красивое лицо пожилого человека с доброй улыбкой и удивительно умными глазами. В левом верхнем углу фотографии мы прочитали: «От коллектива ОКБ А.Н.Туполева огромная благодарность за сохранение вашим музеем образцов авиационной техники нашего ОКБ» и подпись «В.Близнюк».
Мы заинтересовались личностью этого человека, создавшего сверхзвуковой самолет Ту-160, поразительно изящный и потрясающе мощный (по классификации НАТО, эти стратегические бомбардировщики носят название «Черный Джек», однако наши пилоты окрестили их «Белыми лебедями» - и это больше похоже на правду) и, проводя исследовательскую работу, мы решили узнать как можно больше об этом человеке.
Валентин Близнюк: человек – конструктор – самолет
Валентин Иванович Близнюк родился 12 апреля 1928 года в селе Малороссийское Самарского района Восточно-Казахстанской области СССР.
После окончания средней школы, Валентин Иванович поступает в Московский авиационный институт, который оканчивает в 1953 году.
В 1952 году Валентин Иванович приходит в ОКБ А.Н.Туполева. В стенах этого всемирно-известного авиационно-конструкторского предприятия он проходит путь от рядового инженера-конструктора до Главного конструктора Ту-160.
Как известно, по прошествии полувека, 50-е годы в истории отечественной и мировой авиации, особенно военной, по праву называют «Золотым веком». В ведущих авиационных державах мира каждый год создавались все новые и новые боевые самолеты различного назначения, выходили на трассы первые реактивные пассажирские самолеты. Именно на этот бурный период развития авиации пришлось формирование Валентина Ивановича Близнюка как творческой личности инженера-самолетостроителя. К счастью для Валентина Ивановича это формирование происходило в стенах ОКБ А.Н.Туполева, которое всегда было на самых передовых рубежах развития авиационной техники, где сложилась проверенная годами традиция по воспитанию прекрасных кадров авиастроителей, способных решать самые сложные и разнообразные задачи, которые постоянно ставила страна перед этим ОКБ, требуя создания в самые короткие сроки современных боевых и гражданских самолетов, технический уровень которых должен был соответствовать лучшим мировым образцам.
Придя в ОКБ в начале 50-х годов, Валентин Иванович сразу попал в гущу событий, связанных с созданием туполевских самолетов того периода. Как молодому инженеру-проектировщику, под руководством такого мэтра отечественного самолетостроения, как Сергей Михайлович Егер, Валентин Иванович участвовал в проектировании турбовинтового оригинального опытного тактического ударного самолета Ту-91; серийного стратегического бомбардировщика Ту-95 и его различных модификаций, самолета позволившего реально дать симметричный ответ американской ядерной стратегической авиационной угрозе в лице межконтинентального бомбардировщика В-52; одного из первых в СССР тяжелого сверхзвукового опытного самолета фронтового бомбардировщика Ту-98, в дальнейшем ставшим основой для создания серийного сверхзвукового барражирующего истребителя-перехватчика Ту-128; опытного прототипа сверхзвукового дальнего бомбардировщика Ту-22 самолета «105» (Ту-105»); опытного военно-транспортного самолета Ту-107, а также в работах по многим другим проектам, которые в те годы прорабатывались в ОКБ.
Во второй половине 50-х годов в ОКБ А.Н.Туполева формируется новое направление по созданию беспилотной авиационной техники. Формируется новое подразделение под руководством Алексея Андреевича Туполева, задачей которого на многие годы становится создание сверхзвуковых и дозвуковых беспилотных самолетов различного назначения и комплексов на их основе. С 1957 по 1972 годы Валентин Иванович непосредственно руководил разработкой технических проектов беспилотных комплексов: опытного однорежимного сверхзвукового стратегического ударного Ту-121 «С», серийного однорежимного разведывательного сверхзвукового оперативно-стратегического Ту-123 «Ястреб»; серийного разведывательного многоразового дозвукового тактического Ту-143 «Рейс»; серийного разведывательного многоразового дозвукового оперативно-тактического Ту-141 «Стриж». В этот же период Валентин Иванович занимался проектированием уникальных воздушно-космических систем - ударной беспилотной Ту-130 «ДП» и орбитального пилотируемого летательного аппарата Ту-136 «Звезда». Эти работы позволили сделать большой научно-технический задел для дальнейшего развития отечественной авиации, в том числе и для создания первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144, ставшего огромным достижением отечественной авиационной промышленности в 60-70-е годы ХХ века.
Как известно, Главным конструктором Ту-144 и его модификаций был Алексей Андреевич Туполев. Разработкой компоновки и увязкой технического проекта Ту-144, работами по поиску наиболее рациональных путей развития проекта руководил Валентин Иванович, сначала в должности начальника бригады, а затем начальника отдела «Общих видов», в ранге Заместителя Главного конструктора.
Начальные проектные работы по Ту-160 начались в конце 60-х – начале 70-х годов, к середине 70-х годов, после проработки большого числа вариантов сложился его окончательный облик - стратегического многорежимного самолета с изменяемой в полете стреловидностью крыла. Валентин Иванович активно участвовал во всех предварительных работах по проектированию этого самолета. В 1975 году его назначают Главным конструктором, руководителем работ по Ту-160, одновременно Валентин Иванович становится заместителем Генерального конструктора ММЗ «Опыт» - Алексея Андреевича Туполева.
На плечи Валентина Ивановича легло руководство разработкой технического проекта Ту-160, а также обеспечение координации работы нескольких сотен отечественных предприятий и организаций, привлеченных к созданию этого уникального комплекса, работ по постройке опытных и серийных образцов, его испытаниям и доводкам, освоению в строю и поддержанию эффективной и безопасной эксплуатации самолета и комплекса.
Первый опытный Ту-160 впервые поднялся в воздух 18 декабря 1981 года. После выполнения большого объема испытаний самолета, его силовой установки, систем оборудования и вооружения, комплекс поступил в 1987 году в опытную эксплуатацию в ВВС.
В ходе создания Ту-160 в отечественной авиационной промышленности была осуществлена очередная научно-техническая, технологическая и производственная революции, обеспечившие создание уникальной серийной производственной базы тяжелого самолетостроения и в этом огромная заслуга ОКБ и Главного конструктора В.И.Близнюка.
По своим летно-техническим и тактическим характеристикам комплекс Ту-160, разработанный в ОКБ, под руководством В.И.Близнюка, на сегодняшний день продолжает оставаться самым мощным в мире ударным комплексом, превосходя по многим своим характеристикам аналогичные зарубежные авиационные ударные комплексы, продолжая оставаться одной из основ боевой мощи авиации России.
Большой вклад Валентина Ивановича Близнюка по достоинству оценен - он Лауреат Государственной премии СССР, Почетный авиастроитель, награжден орденами «Трудового Красного Знамени» и «За заслуги перед Отечеством IV степени», «Знак Почета», юбилейными медалями Академика А.Н.Туполева и создателя ракетного авиационного вооружения А.Я. Березняка, Главного маршала авиации А.Е.Голованова, а также медалями Росавиакосмоса «Звезда Икара» и «Звезда Голубой планеты».
За большой вклад В.И.Близнюка в создание авиационной техники для ВВС Решением Военного Совета 37-й Воздушной армии Верховного Главнокомандования (стратегического назначения) в 2006 году боевому модернизированному ракетоносцу-бомбардировщику Ту-160 (бортовой номер «19») присвоено почетное наименование «Валентин Близнюк».
В своей работе мы рассказали про Валентина Ивановича Близнюка. Авиастроителям и военным специалистам Валентин Иванович знаком как скромный и порядочный человек, имеющий свою четкую позицию по актуальным вопросам дальнейшего развития тяжелого самолетостроения и всей отечественной авиапромышленности. В.И. Близнюком создана конструкторская школа по проектированию тяжелых боевых самолетов, подготовлена когорта опытных специалистов, которые, в соответствии со славными туполевскими традициями, продолжают создавать вместе с ним современную авиационную технику.
За время работы там Валентин Близнюк создал огромное количество самолетов, многие из них до сих пор бороздят просторы нашего небосвода и являются гордостью нашей страны.
Самолет Ту-160, «Белый лебедь»… Каждый из них – штучный и весьма дорогой продукт. За всю историю было построено лишь 35 таких самолетов, а в целости их осталось и того меньше. Но они — настоящая гордость России и гроза ее недругов. Они – единственные самолеты, каждый из которых, как корабль, имеет свое имя – в честь былинных богатырей («Илья Муромец») и конструкторов («Виталий Копылов»), чемпионов («Иван Ярыгин») и, конечно, летчиков («Валерий Чкалов», «Павел Таран» и другие).
Валентин Близнюк… Его имя несет на своем борту строевой ракетоносец-бомбардировщик Ту-160.
1. Алексей Филиппов//журнал "КАРАВАН ИСТОРИЙ", июнь 1999.
2. По сообщениям информационных источников /апрель 2004/.
3. Последняя загадка маленького принца /АМ 2006 №6, Вахрушев, Заблотский/.
4. Энциклопедия «Авиация».
5. "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/.
6. CD энциклопедия. "Военная авиация" /Media 2000/.
7. http://www.avianews.com/portal/content/view/1072/
8. http://www.aviaport.ru/digest/2008/04/15/147848.html
9. Экспонаты Музея Дальней авиации г.Энгельса