Тихий океан. Цель урока: Изучение особенностей природы Тихого океана. Задачи: -Познакомить учащихся с физико-географическими особенностями Тихого океана, особенностями природы, хозяйственной деятельностью человека в океане. -Развивать умение работать в группе, анализировать, обобщать и систематизировать материал, умение работать самостоятельно. Систематизировать умение работать с картой, развивать речь, мышление учащихся. -Воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, умения слышать других. Прививать любовь к красоте природы океана, умение ее увидеть. Методы обучения: словесный, частично-поисковый, практический. Приемы учебной деятельности: эвристическая беседа, актуализация знаний учащихся, фронтальный опрос, практическая работа с картами и схемами. Средства обучения: атласы; настенная карта океанов; таблица «Тихий океан»; презентация к уроку; раздаточный материал: план характеристики океана, дополнительный материал , задания для каждой группы, анкеты для учащихся. Основное содержание: границы, размеры океана; исследование океана; географическое положение Тихого океана; особенности природы и виды хозяйственной деятельности в океане; экологические проблемы океана. Новые термины и понятия: «огненное кольцо», муссонный климат, тайфуны, цунами, риф. Творческая работа: работа в группах, отчёт «океанологов» о проделанной работе, вопросы от слушателей. Результаты урока: знание особенностей Тихого океана. Эмоциональный настрой школьников на дальнейшую познавательную деятельность. Желание быть участниками в дальнейших океанических путешествиях. Целевая аудитория : 7 класс. Тип урока: изучение нового материала. Ход урока I. Организационный момент. (Мотивация учебной деятельности. Учитель приветствует учащихся, подготавливает учеников к восприятию материала. Ученики настраиваются на деловой ритм.) В названии темы пропущены слова. Тема «Океаны. ……….. океан» Сегодня мы с вами начинаем изучать раздел Океаны. Каждый океан - это природный комплекс, отличающийся особенностями природы. II. Актуализация знаний. ( Учитель организует работу по воспроизведению знаний, умений, навыков). Фронтальная работа. Ученики повторяют понятие «океан», записывают план характеристики океана. (приложение 1) •Вспомните определение «океана». Какие океаны есть на Земле? •Установите соответствие между объектом и его определением. 1) Море 2) Океан 3) Залив 4) Пролив 5) Остров 6) Архипелаг А) часть Мирового океана, отделённая материками от других подобных частей; Б) часть океана, отделённая от него островами, подводными поднятиями; В) водное пространство, глубоко вдающееся в сушу; Г) водное пространство между двумя массивами суши; Д) часть суши, окружённая со всех сторон водой; Е) группа близкорасположенных островов. III. Вхождение в тему ( цель- вызвать интерес к изучаемой теме) Сегодня я Вас приглашаю в увлекательное путешествие по одному из океанов? Какому вы узнаете, просмотрев видеофрагмент. Просмотр видеофрагмента кинофильма «В поисках капитана Гранта». Скажите, какой океан мы с вами будем изучать? Кто и почему назвал океан Тихим? Через какой пролив проплывали герои фильма? Какие океаны он соединяет? IV. Целеполагание. На данном этапе ученики определяют цели урока, намечают план работы на уроке. V. Изучение нового материала. Изучать океан мы будем по плану. Результаты своих исследований вам нужно будет записать в таблицу. Ученикам выдаются инструктивные карты (приложение 2) по которым они будут работать на уроке, дополнительный раздаточный материал (приложение 3). В ходе изучения материала делаются выводы, которые записываются в тетрадь: Т - самый ……………. (большой) И - самый ……………. (глубокий) Х - имеет самый…………. рельеф ( сложный ) И - его климат …………… (разнообразен) Й - самый …………….. (тёплый) - самый ……………. и …………….. (неспокойный и грозный) О - самый ………………….. органический мир (разнообразный) К - играет важную роль в жизни многих …………. (народов, стран) Е А Н Таблица « Тихий океан» Общие сведения Географическое положение Рельеф Климат Течения Органический мир Виды хозяйственной деятельности Площадь: Объём воды: Глубина: средняя максимальная 1.Размеры океана ( Фронтальная беседа. Ученики читают текст учебника на стр.79- 80. Анализируют рис. 2 на стр.6, карту атласа 2-3, стр. 40 в атласах) - Какова площадь океана? Каков объём воды в океане? - Сравните площадь Тихого океана с размерами других океанов. ВЫВОД: Тихий океан –самый большой - Чему равна средняя и максимальная глубина океана? (средняя- 3980 м, наибольшаа – 11022 м – Марианский желоб) - Проанализируйте таблицу в атласе на стр. 40. Сравните глубины океанов. ВЫВОД: Тихий океан –самый глубокий 2.Давайте познакомимся с историей открытия и изучением океана ( выступление учащихся) 3.Географическое положение океана. (Работа с картой атласа стр.34-35,обозначение объектов ФГП на контурной карте) Х-ка ФГП океана: • Какие матерки омывает океан? • С какими океанами связан? • Как расположен относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков, пол. кругов? • В каких климатических поясах расположен? - Рассмотрите береговую линию океана, в каких частях она наиболее изрезана? ( на западе, здесь много морей) - Тихий океан – рекордсмен по островам. (Алеутские, Курильские, Новая Зеландия, Гавайи) - Ученики анализируют физическую карту, выявляют группы островов, разных по происхождению. Составляют схему, приводят примеры островов (называют, показывают на карте) Виды островов Материковые Вулканические Коралловые - Высказывают предположения о причине многочисленности островов. Видеофрагмент Гавайские острова. •Как образовались Гавайские о-ва? 4.Далее вы поработаете в группах и самостоятельно исследуете другие особенности океана. (работа в группах по заданиям на карточках) Задания по изучению рельефа: Проанализируйте текст и рисунок учебника (стр. 80-81, рис.4 стр. 82) и карту атласа (стр.34-35), докажите, что Тихий океан имеет самый сложный рельеф. Свои выводы запишите в таблицу. - Что такое «Тихоокеанское огненное кольцо»? Как оно образовалось? Задания по изучению климата: Проанализируйте текст учебника (стр. 81 ) и карту атласа (стр.34-35), докажите, что Тихий океан самый теплый и самый неспокойный. Свои выводы запишите в таблицу. - Почему поверхностные воды Тихого океана самые теплые? - Почему северная часть Тихого океана теплее южной? - Почему климат океана разнообразен? Приведите примеры, подтверждающие, что Тихий океан самый неспокойный и грозный. Какова причина возникновения этих явлений? ( самые сильные штормы, самые высокие волны (34 м), тайфуны ежегодно обрушиваются на Японию, Филиппины, Вьетнам, Китай , цунами) Задания по изучению свойств вод : Прочитайте текст учебника (стр.82-83) и проанализируйте карту атласа (стр.34-35), данные занесите в таблицу . Покажите на карте круговороты течений в северном и южном полушариях? Задания по изучению органического мира океана: Прочитайте текст учебника (стр.83-84) и проанализируйте карту атласа (стр.34-35), охарактеризуйте органический мир океана, заполните таблицу. •Почему в Тихом океане самый многообразный органический мир? •Чем обусловлено разнообразие органического мира океана? Задания по изучению природных поясов: Прочитайте текст учебника (стр.83-84) и проанализируйте карту атласа (стр.34-35), охарактеризуйте природные пояса Тихого океана. Задания по изучению хозяйственной деятельности: Прочитайте текст учебника (стр.84-85) и проанализируйте карту атласа (стр.34-35), назовите виды хозяйственной деятельности в океане. Укажите районы рыбных и других промыслов. Заполните в таблице колонку «Виды хозяйственной деятельности». Задания по изучению экологических проблем океана: Прочитайте текст учебника (стр.84-85) и проанализируйте карту атласа (стр.34-35), составьте рассказ о проблемах океана, начертите схему. VI. Далее отчёт групп о своей работе. Учащиеся слушают выступления. записывают выводы в тетради, задают вопросы отвечающим. ВЫВОД: Тихий океан имеет самый сложный рельеф ВЫВОД: Тихий океан самый теплый. ВЫВОД: Тихий океан самый неспокойный ВЫВОД: Самый многообразный органический мир. ВЫВОД: Тихий океан играет важную роль в жизни многих народов и стран. VII. Первичное закрепление знаний. Работа с опорным конспектом “Тихий океан.” Тихий океан ещё называют Великий. Проанализируйте свои записи и ответьте на вопрос: •Справедливо ли Тихий океан называют Великим? Приведите примеры. Вопрос учителя: •В чем заключаются особенности Тихого океана? •Что на сегодняшнем уроке вас особенно заинтересовало? Поразило? •А чтобы вы еще хотели узнать о Тихом океане? VIII. Рефлексия. (Анонимная анкета) Я предлагаю вам проанализировать свою работу на уроке. Для этого у каждого из вас есть оранжевые листы с вопросами, ответьте на них. Анкета анонимная, поэтому подписывать листы не обязательно. Подчеркните ваш ответ. 1.Понравилось ли работать в группах? •Да •Нет •Не знаю 2.Понравилась ли тебе твоя роль в группе? •Да •Нет •Не знаю (и да, и нет) 3.Насколько ваша группа справилась с заданием? •Полностью. •Частично не выполнила. •Не справилась с заданием. 4.Оцени свою активность в работе группы. •Был активен (старался везде поучаствовать). •Был активен большую часть времени. •Не очень активен. •Пассивен. IX . Домашнее задание. Параграф 17 читать, выполнить задания на контурной карте. Творческое задание – составить вопросы по изученному материалу, или составить кроссворд, или кластер.