Данные об авторе
Автор(ы):
Рыбникова Лидия Владимировна
Место работы, должность:
МКОУ Сош с МАяк . учитель физики и математики
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория:
Учащийся (студент)
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Цель урока:
Учебные: 1) Ознакомить учащихся с содержанием курса стереометрия.
2)Изучить аксиомы о взаимном расположении точек , прямых и плоскостей в пространстве.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия:
Л. С. Атанасян и др. Геометрия учебник для общеобразовательных учреждений. Просвещение 2010г.
Используемая методическая литература:
1. В.А. Яровенко. Поурочные разработки по геометрии. Вако 2013г
. 2. Г. И. Ковалёва. Геометрия 10 класс поурочные планы. Волгоград.
Используемое оборудование:
Компьютер, проектор, экран,карточки-задания.
Используемые ЦОР:
презентация.
Краткое описание:
урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Учащиеся знакомятся с основными задачами стереометрии. Изучают аксиомы стереометрии и применяют их при рассмотрении конкретных примеров.
Тема урока: Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии.
Оборудование: Компьютер, проектор, экран.
Цели урока:
Учебные: 1) Ознакомить учащихся с содержанием курса стереометрия.
2)Изучить аксиомы о взаимном расположении точек , прямых и плоскостей в пространстве.
1. Задачи:
в направлении личностного развития:
- уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
- воспитание способности принимать самостоятельные решения;
- уметь осознавать и понимать личную ответственность за будущий результат;
-
в метапредметном направлении:
-уметь использовать математическую терминологию;
- уметь использовать эталон для самопроверки;
- уметь воспринимать устную речь;
в предметном направлении:
- владеть математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования;
- уметь использовать математическую терминологию;
-уметь использовать аксиомы стереометрии при решении конкретных задач и анализа реальных ситуаций.
Ход урока.
1. Оргмомент
2. Актулизация новых знаний
-Что такое Геометрия?(слайд 1 презентации)
-Какой раздел геометрии мы изучали в 7-9 классах?
-Что такое планиметрия? ( слайд 1 презентации)
3.Изучение нового материала.
-Сегодня мы приступим к изучению нового раздела геометрии - стереометрия. Попробуйте сформулировать что такое стереометрия?
Учащиеся формулируют определение и более точное записывают в тетради. ( слайд 1 презентации)
-Назовите основные понятия планиметрии. ( слайд 1 презентации)
-Каковы основные фигуры в пространстве?
-Что дает представление о плоскости?
-Каким свойством обладает плоскость?
Учитель изображает плоскость на доске.
Плоскости обозначают греческими буквами α,β, (слайд 2 презентации)
-Наряду с точкой, прямой и плоскостью в стереометрии рассматривают геометрические тела, изучают их свойства, измеряют их площади и объёмы. Рассматриваются такие случаи, когда не все точки, линии и углы данной или данных фигур будут располагаться на одной плоскости.
( слайд 3презентации)учащиеся выполняют задания в тетрадях.
Выполняется взаимопроверка.
Вывод:плоскости могут вступать во взаимодействие с другими элементами фигур и друг с другом. ( слайд 4 презентации)
-Отсюда вытекает необходимость изучать различные случаи комбинации плоскостей между собой, комбинации плоскостей с линиями и другими геометрическими объектами. В первую очередь надо выяснить основные свойства плоскостей по отношению друг к другу , к точкам и прямым.
Напомнить основные геометрические обозначения.
( слайд 5 презентации)
Учащиеся определяют взаимное расположения точек и плоскости, прямых и плоскости, плоскостей. Проверяется на доске.
( слайд 6 презентации)
Учащимся предлагается составить вопросы по чертежу о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей.
-так основными фигурами стереометрии являются точка, прямая, плоскость. Определения этих фигур в геометрии не даются. Их свойства выражаются в аксиомах. ( слайд 7 презентации)
- Что такое аксиома? ( слайд 8презентации)
-Сформулируйте аксиомы планиметрии. ( слайд 9 презентации)
-Всем знакома ситуация: если ножки у стула не одинаковые по длине, то стул стоит на трех ножках, а четвёртая весит в воздухе. Этот пример служит наглядным подтверждением того факта, что через любые три точки, не лежащие на одной прямой проходит плоскость и при том только одна. Поэтому плоскость можно обозначать (АВС) ( слайд 9презентации)
-Если две точки прямой лежат в одной плоскости , то все точки прямой лежат в этой плоскости.
-Приведите пример подтверждающий данное утверждение или использующий его.
-Если две плоскости имеют общую точку, то они пересекаются по прямой, проходящей через данную точку.
Приведите примеры подтверждающие эту аксиому.
Учащиеся выполняют задание (приложение 1,2(чертёж слайд 10))
Проверка осуществляется с помощью листа самоконтроля (приложение 3)
4. Закрепление изученного материала.
Учащиеся читают задачи по учебнику и дают ответ с объяснениями.
Задача 1(а,б)
Задача 2(а)
5.Подведение итогов. Объявление оценок ( с комментариями).
Домашнее задание : Повторить аксиомы планиметрии, выучить аксиомы А1 -А3 , прочитать пункт !-2, задача 1(в,г)
Технологическая карта.
Этапы урока
Задачи этапа
Метод
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы работы
Ожидаемый результат
Организационно- психологический.
Подготовить учащихся к работе на уроке.
Вербальный
Взаимное приветствие. Проверка подготовленности учащихся и классной комнаты к занятию. Определение отсутствующих. Настрой на работу.
Взаимное приветствие. Слушают учителя; включаются в деловой ритм урока.
Налаживание устойчивого положительного контакта с учащимися.
Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Совершенствование знаний, умений и навыков учащихся
Наглядно – иллюстративный;
поисковый
Предлагает устные задания; задает наводящие вопросы. Слайды №1
Выполняют задания, отвечают на вопросы учителя.
Фронтальный
опрос
Повторить понятия:
Геометрия, планиметрия, основные понятия планиметрии, их обозначения
Сообщение темы, цели и задач урока. Подготовка к изучению нового материала
Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся
Создание проблемной ситуации
Сообщает тему, цели урока; показывает практическую значимость изучения нового материала. Слайд №1
Записывают тему урока; слушают учителя
Иметь представление о плоскости, приводить примеры плоскости. Понимать что является предметом изучения стереометрии.
Актуализация знаний учащихся
Логический переход к основному этапу урока; воспроизведение связи прежних знаний в новой ситуации
Объяснительно- иллюстративный
Задает вопросы учащимся с целью подготовить их к усвоению нового материала
Слайд №1,2
Отвечают на вопросы
Беседа
Подготовить учащихся к самостоятельной поисковой деятельности; осознанному восприятию нового материала
Изучение нового материала
Обеспечить восприятие, усвоение и осмысление формул для вычисления объема прямоугольного параллелепипеда, объема куба
Объяснительно- иллюстративный
Предлагает практическую работу по определению места нахождения точек, углов, прямых.
Предлагает сформулировать понятие «аксиома»
Задает вопросы учащимся с целью воспроизвести аксиомы планиметрии
Приводит примеры иллюстрирующие 1 аксиому
Формулирует 2-3 аксиомы
Определяют местоположение точек, углов, прямых.
Делают выводы о взаимодействии точек, углов, прямых, плоскостей
Составляют задачи по определению положения точек, углов, прямых, плоскостей
Формулируют и записывают понятие «аксиома» воспроизводят аксиомы планиметрии
Формулируют и записывают 1 аксиому
Приводят примеры применения или иллюстрации аксиом.
индивидуальная
Формирование практических навыков определения местоположение и взаимодействии точек, углов, прямых плоскостей
Запомнить аксиомы планиметрии и стереометрии и уметь проиллюстрировать их примерами.
Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний
Установить правильность и осознанность изученного материала и провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении учащимися изученного материала
Поисковый
1)Предлагает выполнить задания на листах самоконтроля 2)Предлагает выполнить задачи из учебника, вызвав к доске трех учащихся.
Контролирует решение задач; задает наводящие вопросы, устраняет пробелы в понимании учащимися нового материала.
1Выполняют задания, проверяют их с помощью ключа, делают корректировку и оценивают выполнение.
2)Выполняют в тетради решение предложенных задач (по рядам); индивидуально работают у доски; взаимная проверка решения; обсуждение решения все задач
Работа в парах.
Групповая работа по рядам; Индиви -дуальная работа
Взаимодействие учащихся друг с другом при проверке.
Привитие интереса к изучению математики с помощью практической работы; приобретение построения чертежей
Понимание условия задачи; отработка навыка грамотного изложения своих мыслей ,применить нужную аксиому
Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний
Проверка первичного усвоения базовых знаний
Поисковый
самопроверка; обсуждение решения задачи;
самооценка знаний, умений и навыков.
Фронтальная, индивидуальная работа, самоконтроль
Развитие наблюдательности, воображения, творческих способностей. Применение знаний в нестандартной ситуации.
Формирование навыков самооценки способов учебной деятельности; осознание качества и уровня усвоения новых знаний.
Рефлексия деятельности
Дать оценку работы класса
Словесный
Организует рефлексию
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности; соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Фронтальная
Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Определение домашнего задания; выставление оценок.
Обеспечить понимание содержания домашнего задания
Словесный
Поясняет домашнее задание
Записывают домашнее задание
Литература: 1.Л. С. Атанасян и др. Геометрия учебник для общеобразовательных учреждений. Просвещение 2010г.
2 В.А. Яровенко. Поурочные разработки по геометрии. Вако 2013г
3. Г. И. Ковалёва. Геометрия 10 класс поурочные планы. Волгоград.