Официальный сайт filipoc 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Приемы активизации мыслительной деятельности на уроках литературы в рамках внедрени ФГОС

Приемы активизации мыслительной деятельности

на уроках литературы в рамках внедрения ФГОС

Сергеева Ирина Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №6» НМР РТ

Сегодня ни для кого не секрет, что современный школьник мало читает, его трудно привлечь к изучению классических произведений, а значит, становится все труднее работать на уроках литературы. Чтобы этого избежать, приходится учителю-словеснику пересматривать методику преподавания предмета. 

На мой взгляд, нужно вспомнить, что формирование «умного» ученика начинается еще в начальной школе, и здесь немаловажны следующие составляющие:

1.     Обучающиеся начальной школы реагируют в первую очередь на текст эмоционально. И те детские переживания, связанные с текстом, - большая ценность для ученика начальной школы. Современная школа ставит перед собой задачу эмоционального развития детей, но решить её непросто.

2.     Следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и к художественной детали. Дети  реагируют подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые порой не замечают.

3.     Младшим школьникам  свойственен  «эффект присутствия», означающий способность ребёнка жить в образе.

4.     На уроке учителю необходимо показывать детям, что чтение - это общение, диалог читателя и автора. Но это общение не непосредственное, а общение через текст, созданный автором.

В средней и старшей школе можно работать над формированием стратегий чтения, среди которых можно выделить прогнозирование содержания по заголовку,  рассечение вопроса, мозговой штурм, диалог с текстом, чтение с пометками, «тонкие» и «толстые» вопросы, чтение с остановками, дерево предсказаний, ромашка Блума и т.д.

 

Рассмотрим несколько примеров.

Ромашка Блума  (ПРЕЗЕНТАЦИЯ «РОМАШКА БЛУМА»)

В работе с текстами часто используется классификация Б.Блума, в которой выделяется шесть типов вопросов:

1.Простые вопросы. Отвечая на них, нужно узнать какие -то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.

2.Уточняющие  вопросы. Обычно они  начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что …», «Если  я правильно поняла, что...» такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно  того, что он только что сказал

3.Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «почему». Они направлены на установление причинно-следственных связей.

4.Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы»,  в формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: «Что бы изменилось, если бы...», «Как вы думаете ,как будут развиваться   события дальше»

5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему  что-то хорошо,  а что плохо?», «Чем один герой отличается от  другого?»

6. Практические  вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой «Как бы вы поступили на месте героя». Такая классификация помогает научить детей  самостоятельно  задавать  вопросы к тексту. Учащимся нравится формулировать и записывать вопросы к произведению. Данную работу обычно проводят в парах и группах.

Познакомимся со стратегией на материале  рассказа Ю. Яковлева «Игра в красавицу». (http://peskarlib.ru/lib.php?id_sst=1531) (Презентация 1)

1. Где происходят события рассказа? (СЛАЙД 4) Простой вопрос

2. Если мы правильно поняли, то Нина чувствовала себя красивой потому, что ребята говорили о ней красивые слова? (СЛАЙД 5) Уточняющий вопрос

3. Почему Нина стала ходить следом за появившимся во дворе мальчиком? (СЛАЙД 6) Объясняющий вопрос

4. Как вы думаете, что изменилось в сознании Нины, когда она услышала те же слова в адрес нового участника «игры в красавицу»? (СЛАЙД 7) Творческий вопрос

5. Как характеризует такое поведение по отношению к новенькому и к Нине ребят со двора? (СЛАЙД 8) Оценочный вопрос

6. Как бы вы поступили на месте Нины (мамы, нового героя)? (СЛАЙД 9) Практический вопрос

Если мы используем «ромашку Блума» в младших классах, можно оставить визуальное оформление. Детям нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующих «лепестках». Работая с более старшим возрастом можно оставить классификацию, тогда задание будет выглядеть следующим образом: «Перед тем, как читать текст о кактусах, самостоятельно сформулируйте по одному практическому и одному оценочному вопросу. Возможно, текст поможет нам на них ответить».

Стратегия  «ТОНКИЕ» И «ТОЛСТЫЕ» ВОПРОСЫ»  (Презентация 2)

Техника «толстые» и «тонкие» вопросы способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы.

 Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.

«Тонкие» вопросы– вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответ 

«Толстые» вопросы– вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

 Кто ? Что ?  Когда ? Может ли..  Будет ли...? Мог ли ... ?  Было ли ...? Согласны ли Вы ...?  Верно ли ...?

Объясните, почему...? Почему Вы думаете ...?  Почему Вы считаете ...? В чем различие ...?  Предположите, что будет, если... ?

 

Примеры «толстых» и «тонких» вопросов по рассказу Ю.Яковлева «Игра в красавицу»

«Тонкие» вопросы

 

«Толстые» вопросы

Где происходят события рассказа?

Объясните, почему ребята считают, что Нина – красивая?

 

Кто главные герои?

Расскажите, как рождались мечты Нины?

В какую игру ребята играют чаще всего?

В чем различие между   «стеснительным», появившимся во дворе мальчиком  и некрасивой Ниной?

Кто нарушает привычный порядок жизни во дворе?

Предположите, почему Нина ходит за новеньким мальчиком?

Зачем Нина начинает ходить за новеньким во дворе мальчиком?

Какие проблемы ставит автор в этом рассказе?

Что пытается объяснить Нине ее мама?

Как вы считаете, почему Нина «играет в красавицу» со своей матерью?

Чем заканчивается рассказ?

О чем нас заставляет задуматься последнее предложение?

 

Две стратегии чтения  - «Дерево предсказаний» и «Чтение с остановками» - мы рассмотрим на примере миниатюры И.А.Бунина «Роман горбуна». Задание предлагается для старшего звена. Текст читается с остановками, по ходу чтения задаются вопросы, и ученики высказывают свои предположения. Это помогает активизировать мыслительную деятельность, развивать познавательный интерес, способствует формированию умения анализировать, давать оценку событиям.

«Роман горбуна»  И.А.Бунина

На какие мысли вас наталкивает заглавие рассказа?

У горбуна случился роман (любовный)

Горбун написал роман

Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание:

«Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю вас,  ваш гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок...»

Как вы думаете, какие чувства испытал горбун в этот момент?

Удивился

Порадовался возможному счастью

Не поверил письму

Решил, что кто-то пошути над ним

Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! (КАК) В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук;

Почему автор обращает внимание читателя на цвет новых вещей?

Покупает в тон ее одежды

Хочет выглядеть достойно спутницы

дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... (МНОГОТОЧИЕ)

 Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной.

Предположите, что сделает герой дальше?

Останется дома

Обязательно пойдет на встречу

Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой - зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбуну, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг оцепенел на месте:

Попробуйте представить, что же он видит?

Никто не пришел

Пришла молодая красивая женщина

 навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, - горбунья.

Беспощаден кто-то к человеку!

 

Таким образом, используя современные приемы работы на уроках, мы постепенно формируем те универсальные умения, которые требуются в рамках государственных стандартов второго поколения:

 

Поиск и выявление информации, заданной в явном виде

 

Формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте

 

Интерпретация и обобщение информации

 

Оценка содержания, языка и структуры текста

•• выявить информацию, имеющую отношение к конкретной цели чтения

•• найти конкретные сведения

•• найти значения слова или фразы

•• определить время  и место действия рассказа

•• определить тему или основную идею, в случае, если они представлены в тексте в явном виде

 

•• устанавливать связь между событиями

•• выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов

•• понимать (определять) обобщения, имеющиеся в тексте 

•• описыватьотношениямеждудвумягероями

 

•• распознать общую идею или тему текста

•• находить альтернативу поступкам героев ИЛИ продумывать, какие еще поступки могли бы совершить  герои

•• сравнивать и противопоставлять информацию текста

•• понимать настроение и общий тон рассказа

•• находить практическое применение информации текста

 

•• оценивать правдоподобность описанных событий

•• описывать, какими средствами автор воспользовался для создания неожиданного конца.

••оценивать полноту или ясность информации, представленной в тексте.

•• определять отношение  автора к основной теме текста

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Презентация 1 Ромашка БЛУМА.pptx 1.07 MB
Презентация 2 Толстые и тонкие вопросы.pptx 78.24 KB


На: Приемы активизации мыслительной деятельности на уроках литер


Ирина Юрьевна, большое Вам спасибо! Согласна, что главное это заинтересовать учащихся,  предложенные вами формы заданий отлично помогают справиться с этой задачей. Обязательно возьму ваш материал на заметку и буду использовать в своей работе.




Фото пользователя Людмила Петровна Курышева

На: Приемы активизации мыслительной деятельности на уроках литер


Очень интересные задания,  особенно заинтересовала классификация вопросов, она не нова, но именно коррекция вопросов детей с ее помощью, организация работы с ее помощью любопытна. Спасибо.

Людмила Курышева


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн