Приемы активизации мыслительной деятельности
на уроках литературы в рамках внедрения ФГОС
Сергеева Ирина Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №6» НМР РТ
Сегодня ни для кого не секрет, что современный школьник мало читает, его трудно привлечь к изучению классических произведений, а значит, становится все труднее работать на уроках литературы. Чтобы этого избежать, приходится учителю-словеснику пересматривать методику преподавания предмета.
На мой взгляд, нужно вспомнить, что формирование «умного» ученика начинается еще в начальной школе, и здесь немаловажны следующие составляющие:
1. Обучающиеся начальной школы реагируют в первую очередь на текст эмоционально. И те детские переживания, связанные с текстом, - большая ценность для ученика начальной школы. Современная школа ставит перед собой задачу эмоционального развития детей, но решить её непросто.
2. Следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и к художественной детали. Дети реагируют подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые порой не замечают.
3. Младшим школьникам свойственен «эффект присутствия», означающий способность ребёнка жить в образе.
4. На уроке учителю необходимо показывать детям, что чтение - это общение, диалог читателя и автора. Но это общение не непосредственное, а общение через текст, созданный автором.
В средней и старшей школе можно работать над формированием стратегий чтения, среди которых можно выделить прогнозирование содержания по заголовку, рассечение вопроса, мозговой штурм, диалог с текстом, чтение с пометками, «тонкие» и «толстые» вопросы, чтение с остановками, дерево предсказаний, ромашка Блума и т.д.
Рассмотрим несколько примеров.
Ромашка Блума (ПРЕЗЕНТАЦИЯ «РОМАШКА БЛУМА»)
В работе с текстами часто используется классификация Б.Блума, в которой выделяется шесть типов вопросов:
1.Простые вопросы. Отвечая на них, нужно узнать какие -то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
2.Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что …», «Если я правильно поняла, что...» такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того, что он только что сказал
3.Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «почему». Они направлены на установление причинно-следственных связей.
4.Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», в формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: «Что бы изменилось, если бы...», «Как вы думаете ,как будут развиваться события дальше»
5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»
6. Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой «Как бы вы поступили на месте героя». Такая классификация помогает научить детей самостоятельно задавать вопросы к тексту. Учащимся нравится формулировать и записывать вопросы к произведению. Данную работу обычно проводят в парах и группах.
Познакомимся со стратегией на материале рассказа Ю. Яковлева «Игра в красавицу». (http://peskarlib.ru/lib.php?id_sst=1531) (Презентация 1)
1. Где происходят события рассказа? (СЛАЙД 4) Простой вопрос
2. Если мы правильно поняли, то Нина чувствовала себя красивой потому, что ребята говорили о ней красивые слова? (СЛАЙД 5) Уточняющий вопрос
3. Почему Нина стала ходить следом за появившимся во дворе мальчиком? (СЛАЙД 6) Объясняющий вопрос
4. Как вы думаете, что изменилось в сознании Нины, когда она услышала те же слова в адрес нового участника «игры в красавицу»? (СЛАЙД 7) Творческий вопрос
5. Как характеризует такое поведение по отношению к новенькому и к Нине ребят со двора? (СЛАЙД 8) Оценочный вопрос
6. Как бы вы поступили на месте Нины (мамы, нового героя)? (СЛАЙД 9) Практический вопрос
Если мы используем «ромашку Блума» в младших классах, можно оставить визуальное оформление. Детям нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующих «лепестках». Работая с более старшим возрастом можно оставить классификацию, тогда задание будет выглядеть следующим образом: «Перед тем, как читать текст о кактусах, самостоятельно сформулируйте по одному практическому и одному оценочному вопросу. Возможно, текст поможет нам на них ответить».
Стратегия «ТОНКИЕ» И «ТОЛСТЫЕ» ВОПРОСЫ» (Презентация 2)
Техника «толстые» и «тонкие» вопросы способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы.
Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.
«Тонкие» вопросы– вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответ
«Толстые» вопросы– вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать
«Тонкие» вопросы
|
«Толстые» вопросы
|
Кто ? Что ? Когда ? Может ли.. Будет ли...? Мог ли ... ? Было ли ...? Согласны ли Вы ...? Верно ли ...?
|
Объясните, почему...? Почему Вы думаете ...? Почему Вы считаете ...? В чем различие ...? Предположите, что будет, если... ?
|
Примеры «толстых» и «тонких» вопросов по рассказу Ю.Яковлева «Игра в красавицу»
«Тонкие» вопросы
|
«Толстые» вопросы
|
Где происходят события рассказа?
|
Объясните, почему ребята считают, что Нина – красивая?
|
Кто главные герои?
|
Расскажите, как рождались мечты Нины?
|
В какую игру ребята играют чаще всего?
|
В чем различие между «стеснительным», появившимся во дворе мальчиком и некрасивой Ниной?
|
Кто нарушает привычный порядок жизни во дворе?
|
Предположите, почему Нина ходит за новеньким мальчиком?
|
Зачем Нина начинает ходить за новеньким во дворе мальчиком?
|
Какие проблемы ставит автор в этом рассказе?
|
Что пытается объяснить Нине ее мама?
|
Как вы считаете, почему Нина «играет в красавицу» со своей матерью?
|
Чем заканчивается рассказ?
|
О чем нас заставляет задуматься последнее предложение?
|
Две стратегии чтения - «Дерево предсказаний» и «Чтение с остановками» - мы рассмотрим на примере миниатюры И.А.Бунина «Роман горбуна». Задание предлагается для старшего звена. Текст читается с остановками, по ходу чтения задаются вопросы, и ученики высказывают свои предположения. Это помогает активизировать мыслительную деятельность, развивать познавательный интерес, способствует формированию умения анализировать, давать оценку событиям.
«Роман горбуна» И.А.Бунина
На какие мысли вас наталкивает заглавие рассказа?
|
У горбуна случился роман (любовный)
|
Горбун написал роман
|
Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание:
«Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю вас, ваш гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок...»
Как вы думаете, какие чувства испытал горбун в этот момент?
|
Удивился
|
Порадовался возможному счастью
|
Не поверил письму
|
Решил, что кто-то пошути над ним
|
Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! (КАК) В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук;
Почему автор обращает внимание читателя на цвет новых вещей?
|
Покупает в тон ее одежды
|
Хочет выглядеть достойно спутницы
|
дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... (МНОГОТОЧИЕ)
Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной.
Предположите, что сделает герой дальше?
|
Останется дома
|
Обязательно пойдет на встречу
|
Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой - зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбуну, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг оцепенел на месте:
Попробуйте представить, что же он видит?
|
Никто не пришел
|
Пришла молодая красивая женщина
|
навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, - горбунья.
Беспощаден кто-то к человеку!
Таким образом, используя современные приемы работы на уроках, мы постепенно формируем те универсальные умения, которые требуются в рамках государственных стандартов второго поколения:
Поиск и выявление информации, заданной в явном виде
|
Формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте
|
Интерпретация и обобщение информации
|
Оценка содержания, языка и структуры текста
|
•• выявить информацию, имеющую отношение к конкретной цели чтения
•• найти конкретные сведения
•• найти значения слова или фразы
•• определить время и место действия рассказа
•• определить тему или основную идею, в случае, если они представлены в тексте в явном виде
|
•• устанавливать связь между событиями
•• выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов
•• понимать (определять) обобщения, имеющиеся в тексте
•• описыватьотношениямеждудвумягероями
|
•• распознать общую идею или тему текста
•• находить альтернативу поступкам героев ИЛИ продумывать, какие еще поступки могли бы совершить герои
•• сравнивать и противопоставлять информацию текста
•• понимать настроение и общий тон рассказа
•• находить практическое применение информации текста
|
•• оценивать правдоподобность описанных событий
•• описывать, какими средствами автор воспользовался для создания неожиданного конца.
••оценивать полноту или ясность информации, представленной в тексте.
•• определять отношение автора к основной теме текста
|
|
На: Приемы активизации мыслительной деятельности на уроках литер
Ирина Юрьевна, большое Вам спасибо! Согласна, что главное это заинтересовать учащихся, предложенные вами формы заданий отлично помогают справиться с этой задачей. Обязательно возьму ваш материал на заметку и буду использовать в своей работе.
На: Приемы активизации мыслительной деятельности на уроках литер
Очень интересные задания, особенно заинтересовала классификация вопросов, она не нова, но именно коррекция вопросов детей с ее помощью, организация работы с ее помощью любопытна. Спасибо.