учитель начальных классов МОУ "СОШ № 60" г.Саратова
Дистанционное обучение
Интерес к дистанционному обучению в последнее время постоянен. Для специалистов в области информатизации образования это явление, несомненно, положительное: по своей сути программированное, ДО требует использования компьютера, а следовательно, органически включает его в учебный процесс и привлекает к его освоению все больший круг преподавателей вузов и школьных учителей.
Основные особенности ДО:
больший акцент на самостоятельную работу школьников;
обязательная компьютерная грамотность учащихся;
возможность выступать от имени вымышленного героя, характерная для киберклассов;
местожительство каждого учащихся и преподавателя не играет никакой роли, как и время занятий;
высокий уровень интерактивности, обеспечиваемой возможностями Интернет;
мультимедийный потенциал новых информационных технологий в целом.
К плюсам дистанционного образования можно отнести:
Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.
Свобода и гибкость - учащийся может выбрать любой из многочисленных курсов обучения, а также самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.
Доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.
Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.
Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
Творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.
Но существуют минусы:
Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.
Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет.
Недостаток практических занятий.
Отсутствует постоянный контроль над обучающимися.
Обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много.
В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения.
Непосредственно в учебном процессе принимают участие следующие категории пользователей:
1) слушатели дистанционного курса;
2) преподаватели-методисты, или тьюторы;
3) авторы дистанционных курсов или преподаватели-эксперты;
4) разработчики курса;
5) администраторы.
Слушатель имеет доступ ко всем имеющимся в наличии курсам, на которых он зарегистрирован. Он может изучать теорию, выполнять практические работы сдавать тесты и контролировать свои результаты, общаться со студентами своей группы и преподавателем посредством внутренней электронной среды общения или по электронной почте. Слушатель самостоятельно изучает учебно-методические материалы при периодической помощи и контроле со стороны сетевого преподавателя.
Преподаватель сетевой или тьютор закрепляется за каждым курсом. Основной задачей сетевого преподавателя является сопровождение учебного процесса на основе уже подготовленных учебных материалов. Сетевой преподаватель может просматривать результаты тестов своего курса и успеваемость слушателей, которые его изучают. Слушатель может общаться со своим тьютором посредством как встроенной в систему электронной почты, так и других имеющихся в наличии средств общения.
Автор учебного курса (Преподаватель - эксперт) создает новые учебные курсы и тесты или руководит процессом разработки и дает указания, рекомендации разработчикам курса. Дает указания и рекомендации сетевому преподавателю или самостоятельно выполняет его функции.
Разработчик курса собирает и обрабатывает все материалы, подготовленные автором курса, выполняет верстку всех материалов в формат сервера, осуществляет размещение материалов на сервере.
Администратор регистрирует слушателей, группы, тьюторов и экспертов, а также других администраторов, контролирует и анализирует статистику доступа к документам, обеспечивает работоспособность всей системы и архивное копирование баз данных.
Дистанционный учебный курс представляет собой набор учебно-методических материалов, оформленных специальным образом в виде объектов сервера дистанционного обучения. Учебный курс соответствует одному предмету. Полноценный курс содержит теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть является аналогом учебника или методического пособия и оформляется в виде текстовых или графических файлов, web-страниц или ссылок на другие ресурсы Internet. Учащийся в любой момент может воспользоваться этими ресурсами и использовать их в качестве справочного и учебного материала.
Практическая часть является аналогом практических занятий. Практическая часть оформляется в виде тестов, заданий и др. Прохождение слушателем по практической части оценивается преподавателем или автоматически и отображается в журнале оценок.
Ресурсы курса соответствующие теоретической части:
Пояснение – краткое пояснение к учебному материалу. Выглядит как надпись в структуре курса
Текстовая страница – учебный материал представляется в виде блока текста. Самый простой способ представления материала, в котором отсутствует возможность вставлять в текст картинки, изменять размер текста и стиль шрифта
WEB страница – учебный материал представляется в виде гипертекстовой страницы с возможностью детального форматирования текста и добавления рисунков, звука, видео
Ссылка на файл – ссылка на существующий учебный материал в виде файла, который можно сохранить на персональном компьютере. Дальнейшая работа с данным файлом не требует подключения к Internet
Словарь терминов с возможностью поиска слов по алфавиту
Ресурсы курса соответствующие практической части:
Задание. Позволяет сформулировать задание для ученика и получить ответ в виде текста, который вводится прямо во время работы с сервером или в виде файла, который студент формирует и отправляет для проверки преподавателю
Лекция. Последовательность содержимого блоков связанная определенной логикой. Лекция состоит из теоретического материала и практической части (контрольные вопросы для закрепления материала, ответы на которые оцениваются преподавателем)
Тест. Этот элемент позволяет преподавателю создать набор тестовых вопросов. Все вопросы хранятся в базе данных и могут быть впоследствии использованы снова в этом же курсе (или в других). По результатам тестирования выставляется оценка (либо в автоматическом режиме, либо вручную). Тест может содержать различные типы вопросов (множественный выбор, верно/неверно, числовой и др.).
При разработке дистанционных занятий возможно использование следующей
структуры их построения:
Тема занятия.
Цели занятия.
Проблема занятия или главный вопрос.
Перечень знаний, умений, навыков, способностей, которые предполагается развивать или осваивать на данном занятии.
Краткий план занятия с указанием времени на каждый пункт плана.
Подробный конспект занятия с необходимым материалом (актуальным и интересным для учащихся).
Перечень видов деятельности дистанционных учащихся.
Перечень видов деятельности дистанционного педагога и других участников занятия.
Перечень материалов, необходимых для занятия (ссылки на веб-сайты, тексты "бумажных" пособий и др.)
Способы и формы проверки результатов, полученных учащимися на занятии.
Предполагаемые виды образовательной продукции учащихся, полученные на данном занятии (ответы на вопросы педагога, возникшие идеи, собственные вопросы и др.)
Рефлексивные задания на занятии, формы самооценки или взаимооценки учащихся на занятии.
Роль и место занятия в дистанционном курсе или в системе обучения.
Организация конференций.
Конференция проводится в двух формах:
по электронной почте в режиме модерируемого списка рассылки;
с помощью чата -беседы в реальном времени.
В соответствии с этими формами телекоммуникаций была установлена специфика организации дистанционной конференции для каждого её варианта.
Особенности ведения дистанционной конференции в режиме реального времени (Chat) обусловлены необходимостью её предварительной подготовки. Создание ведущим тематического расписания чат-конференции позволяет содержательно наполнить отдельные её этапы и провести с участниками подготовительную работу. Готовясь к дистанционной конференции, ведущий предлагает участникам заранее написать свои вопросы и суждения по заявленным темам. Ведущий также готовит вопросы участникам, чей состав и творческие работы ему уже известны. Во время электронной дискуссии предварительно написанные ключевые фразы помогают ведущему оперативно вести диалог, не тратя лишнего времени на набор текста. В то же время от него требуется быстрая реакция на происходящее, оперативность включения своих реплик в нить дискуссии, принятие решений о смене темы или вида деятельности участников конференции.
Ведущему Chat-конференции необходимо придерживаться заявленного ИМ расписания. Так как связь у отдельных участников может прерываться, и они входят в окно разговора, теряя из виду нить конференции, координатор Через определенное время повторяет ключевые вопросы или суждения, уже высказанные на конференции, для вновь подключающихся участников.
Ведущий и участники дистанционной конференции заметно повышают эффективность своей работы, если владеют способами формулирования вопросов разных типов. Поэтому необходима разработка типологии вопросов для дистанционной конференции, например: сущностные, поясняющие, провокационные и т.п., поскольку от формы вопроса часто зависит и достижение участниками образовательных результатов.
В Chat-конференции работа ведущего возможна как со всеми участниками конференции, так и одновременно в отдельной виртуальной комнате с теми участниками, которые пожелали обсудить возникший вопрос или проблему лично с ведущим. Точно также участники конференции могут начать беседу между собой в частном режиме. Возникающая при этом проблема утраты со стороны ведущего функций контроля над деятельностью участников решается при наличии у него контрольных вопросов, тестов и заданий, направленных на создание учащимися итогового образовательного продукта в конференции.
Дистанционная E-mail-конференция, проводимая с помощью электронной почты в режиме списка рассылки, имеет свои преимущества. Данный вид конференции более предпочтителен для организации образовательных телекоммуникаций среди школьников, так как большинство российских школ ещё не имеют прямого доступа в сеть Интернет. Создание образовательного списка рассылки в разных его вариантах: свободном, модерируемом, имеющем ограничения к доступу и другие, позволяет организовать работу задачами.
Организация чат-занятий.
Проведение чат-занятий в режиме реального времени - одно из необходимых условий эффективности дистанционного обучения. Рассмотрим методику разработки и проведения таких занятий.
Вначале необходимо определить такие темы или проблемы изучаемого курса, которые наиболее соответствуют форме chat-занятия. Это могут быть дискуссионные общезначимые вопросы, обсуждение которых требует оперативного взаимодействия учеников и педагога. Педагогу полезно заранее смоделировать данное занятие гипотетически и составить его поминутный план. Затем готовятся и рассылаются ученикам необходимые материалы, которые потребуются им для подготовки к занятию. В эти материалы включаются проблемы, вопросы, задания, выполнение которых подготовит учеников к обсуждению. Чем более открытыми будут предварительные задания, тем более многообразными и увлекательными станут дискуссии во время чата.
Для подведения итогов чат-занятия необходимо заранее продумать форму рефлексии выполненной деятельности. В краткой форме её провести можно в конце самого занятия; возможно и домашнее задание по осознанию учениками результатов чата, которое они выполнят и пришлют учителю позже. Последовательность действии педагога при разработке чат-занятия выглядит следующим образом:
Сформулируйте тему чат-занятия.
Запишите основную проблему или задачу чат-занятия.
Каковы главные цели данного занятия (предвосхищаемый конкретный результат, получаемый учащимися).
Педагогические задачи занятия: частные цели преподавателя - ведущего чат-занятие, для достижения главных целей занятия.
Проведите предварительный анализ технических, географических, социальных, иных характеристик участников чата, имея ввиду:
-доступ учеников к месту, в котором будет проводиться чат-занятие;
-техническую подготовленность и опыт учеников в данном виде деятельности;
-разницу в часовых поясах для учеников, проживающих в разных территориях;
-продолжительность очной работы.
Выберите оптимальное время для проведения чат-занятия на основе анализа сведений об участниках дистанционного курса.
Определите оптимальное количество учащихся, участвующих в одном чат-занятии, критерии их отбора, руководителей микро-групп или секций во время общего чат-занятия, если таковые будут выделены.
Выберите наиболее оптимальную форму проведения для чат-занятия в соответствии с поставленными целями и задачами (ролевая или деловая игра, "круглый стол", защита творческих работ, собеседование, конкурс, семинар, иное).
Определите основные виды деятельности участников чат-занягия, соответствующие выбранной форме его проведения (выступления ведущего, обсуждение проблемы, "мозговой штурм", конструирование дефиниции, чат-презентация, вопросно-ответные виды деятельности, игровые задания, индивидуальная рефлексия, иное).
Определите этапы чат-занятия: начало, кульминация, завершение; распределите время на каждое из этих этапов, составьте расписание чат-занятия, которое вы сообщите всем его участникам.
Например:
13.50-14.00
- Регистрация участников чат-занягия. (Каким образом будет происходить, данная регистрация - предложите свой алгоритм).
14.00-14.10
- Вступительное слово ведущего курса.
14.10-14.25
...
Составьте письменные заготовки для проведения чат-занятия в виде названий этапов занятия, отдельных фраз, реплик, своих суждений, которые можно будет оперативно вставлять в текстовое окно в ходе занятия, не тратя лившего времени на набор текста во время самого чата. Такими заготовками могут быть:
приветствие, вступительное слово ведущего;
фразы, активизирующие деятельность участников чата;
фразы, поощряющие суждения учащихся;
стимулирующие вопросы к участникам по теме занятия;
краткие проблемные задания учащимся во время чат-занятия;
Сформулируйте возможные организационные и дисциплинарные проблемы (уход от темы занятия, появление посторонних в чате, иные), которые возможны в ходе занятия, предложите способы их решения.
Одной из задач современной школы является повышение многообразия видов и форм организации учебной деятельности учащихся.
Учебная деятельность школьников в дистанционном обучении может быть представлена моделью, состоящей из нескольких компонентов - видов деятельности, отражающих специфические цели и задачи дистанционного обучения:
- познавательно-продуктивная деятельность - создание учащимися творческого продукта в определенной предметной области с помощью компьютерных средств;
- коммуникативная деятельность - взаимодействие субъектов дистанционного обучения;
- методолого-содержательная деятельность - управление учащимся содержанием и методами учебного процесса в дистантном режиме;
- психолого-воспитательная деятельность - развитие имеющихся и приобретение специфических для дистанционного обучения личностных качеств;
- техническая деятельность - овладение необходимыми умениями работы с компьютерными программами и ресурсами сети Интернет и др.
В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения.
Преподаватель в зависимости от успехов ученика может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Поскольку фактор времени становится не критичным, ученик может также выбрать свой темп изучения материала, т.е. может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса.
Источники:
Околесов О. П. Системный подход к построению электронного курса для дистанционного обучения // Педагогика. -1999. № 6.
Полат Е. С. Петров А.Е. Дистанционное обучение: каким ему быть? // Педагогика. - 1999. №7.
Пидкасистый П.И. Тыщенко О.Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обуч
Хуторской А. В. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. — 2002. — № 36.ения // Педагогика. -2000. №5