Ролевая игра «Моделирование электорального процесса в России»
Submitted by Игорь Яковлевич Наумов on вс, 18/08/2013 - 22:54
Ролевая игра«Моделирование электорального процесса в России»
Участники: учащиеся 9 – 11 классов школы.
Ведущие: учителя истории и обществознания Наумов Игорь Яковлевич и Наумова Елена Алексеевна.
Цель:
- теоретическое и практическое овладение знаниями и навыками участия в смоделированном электоральном процессе;
- воспитание толерантности.
Задачи:
1. Создать учебную модель политической партии (название, программа, эмблема, слоган).
2. Провести политическую рекламу своей партии.
3. Смоделировать участие в предвыборной кампании.
4. Смоделировать процесс выборов в Государственную Думу.
План:
1. Создание мотивации.
2. Реализация задач.
3. Подведение итогов голосования.
4. Подведение итогов занятия с привлечением схемы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, схема, созданная учителем.
Организация занятия:подобного рода занятие может быть проведено и как бинарный комбинированный урок или как игровое внеклассное мероприятие проводимое двумя ведущими-педагогами.
В рамках занятия используется проектная технология с элементами ролевой игры.
Методы, используемые педагогом на занятии: проблемный, исследовательский, репродуктивный.
Методы, используемые учащимися на занятии: отбора и анализа информации, сравнения, дедукции и индукции.
В начале занятия учитель показывает незавершённую схему, заполнение которой даст понимание того, как участие граждан в электоральном процессе влияет на их повседневную жизнь и удовлетворение их интересов, это послужит мотивацией учебной деятельности.
Схема, нарисованная на доске.
Ход занятия:
1. Учащимся предлагается смоделировать участие в политическом процессе, для этого они должны разделиться на группы (по выбранным учителем критериям). Получившиеся группы выбирают по жребию свою принадлежность к одной из социальных страт: молодёжь, пенсионеры, государственные служащие, бизнесмены и безработные. Одна из групп будет составлять избирательную комиссию.
2. Группы должны сформулировать свои социальные интересы и создать политические партии со своим названием, программой, эмблемой, слоганом. На это отводится 20-30 минут.
3. Далее каждая партия должна провести политическую рекламу своей программы. На это даётся каждой партии около 5 минут. По окончании выступления конкурирующие партии могут задавать критические вопросы и получать ответы на них.
4. Параллельно один из педагогов создаёт избирательную комиссию под своим председательством. После проведенной «предвыборной компании», он разъясняет основные правила проведения выборов в демократическом государстве: всеобщие, тайные, проходящие под общественным контролем.
5. Всем участникам раздаются заранее заготовленные бюллетени, в которые членами избиркома вписываются названия партий. Каждый из участников занятия может проголосовать за партию, которая наиболее полно отражает его социальные интересы.
6. Учащиеся опускают заполненные бюллетени в ящики для тайного голосования.
7. После чего производится подсчёт голосов отданных за каждую из партий. Партии, набравшие менее 7% голосов избирателей, объявляются не прошедшими в «Государственную Думу». Список партий победителей записывается на доске.
8. Партия, набравшая наибольшее количество голосов предлагает вновь образовавшемуся «парламенту» свой законопроект наиболее актуальный для её избирателей.
9. Ведущий задаёт вопрос о взаимосвязи удовлетворения интересов граждан и их политической активности и просит установить их с помощью стрелок на схеме.
Рефлексия учащихся:
По итогам занятия ведущие задают вопросы: 1.Зачем гражданину необходимо участвовать в политических выборах?
2. Какие полезные навыки политической социализации вы приобрели на данном занятии?
3. Какую роль в общественной жизни играет многопартийность?
Рефлексия ведущих-педагогов: Учителя дают оценку деятельности участников, указывают на интересные находки, эффективные способы решения поставленных проблем, анализируют активность учащихся.
Домашнее задание может быть альтернативным:
1. Эссе на тему «Как бы я организовал свою деятельность на повторном занятии с учётом полученного опыта?».
2. Эссе на тему «Важность участия в политических выборах».
Задание предлагается с учётом того, что дети, не принимавшие активного участия в занятии, всё равно должны будут осмыслить происшедшее на нём.