Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования. Основные из них обусловлены необходимостью формирования у каждого выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Предлагаемые учебно-методические комплекты (УМК) исходят из того, что опыт ребенка — это не только его возраст, но также и тот образ мира, который определяется его адаптированностью в природно-предметной среде. Основная идея каждого УМК — оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Рассматривая некоторые УМК, я остановлюсь только на учебниках русского языка для 5 класса.
В течение последних лет учебно-методические комплекты были в разной степени доработаны в соответствии с новыми стандартами. В некоторых случаях доработка носила «косметический» характер (УМК под ред. Н.С.Шанского). Учебник 5 класса теперь состоит из 2 частей с диском. Это классический учебник, несколько обновлен, но остался верен прежним традициям отечественной методики
Некоторые учебники в большей степени предоставляют возможность для групповой работы, постановки детьми проблемы, самооценки и самоконтроля детей. Например, УМК под ред.Шмелева М.В. Встречается рубрика «Работа в парах», предполагающая взаимодействие со сверстниками в учебном процессе. Главное достоинство – наличие системы проектной деятельности, что является редким явлением среди учебников по русскому языку. Но теоретический материал слабо структурирован, не выделяется главное, нет определений конкретных понятий, что необходимо в 5 классе, часто материал для упражнений не соответствует возрасту. Дифференцированное представление материала, использование заданий различной степени сложности дается в учебнике Львовой С.И., Львова В.В. Обеспеченность учебника различного рода пособиями и рабочими тетрадями - тоже большой плюс. В качестве текстов привлечены лучшие образцы русской классической и современной художественной литературы. Есть, по моему мнению, усложнение в системе условных обозначений по теории.
Много нового, интересного, яркого и запоминающегося в учебнике под ред. Г.Г. Граник. Особое внимание авторами уделяется умению планировать школьниками свою работу и оценивать ее. Для этого привлечены так называемые «светофоры» и ключи с правильными ответами.
Учебник под ред. М.В. Панова. в большей мере рассчитан на классы филологической направленности. Теоретические сведения не преподносятся в готовом виде – учебник через систему заданий подводит детей к открытию
Опора на сложившиеся традиции и современные тенденции, инновации в разработке методического аппарата учебника, технологии обучения – отличия учебника под ред. Е.А. Быстровой .
В структуре учебника четко просматривается система контроля знаний учащихся: словарный диктант, повторение теоретических вопросов, тестовые задания, анализ текста, творческие задания. Минус - неоправданно большие тексты.
Издание под ред. В.В. Бабайцевой предназначено для использования в классах углубленного изучения предметов гуманитарного цикла.
Некоторые расхождения лингвистической теории учебника с общепринятыми в школьной практике представлениями, что затрудняет в последующем сдачу школьниками ГИА и ЕГЭ по русскому языку
Каждый учитель сам решает, какое УМК использовать в работе. Но для достижения образовательных задач важен еще и опыт, знания, творчество и желание работать.
Размещено чт, 22/08/2013 - 13:32 пользователем Надежда Владимировна Кучмина.
Эльмира Фяридовна, спасибо Вам за анализ учебников! Мы работаем по УМК Бабайцевой, учебник устраивает, но... На КПК анализировали учебники, увидели учебники Львовых и Граник. Так хочется по этим замечательным учебникам работать! Но школа закупила уже учебники Бабайцевой. Выход: работать по Бабайцевой, но для себя иметь и учебник Граник, и учебник Львовых. Уж хотя бы наиболее понравившиеся упражнения из этих учебников давать детям.
Не нужно о грустном! ПРЕКРАСНО, что есть возможность анализировать и выбирать УМК! Ужасно, что нет заинтересованности первых лиц в продвижении ИНТЕРЕСНЫХ и ДОСТОЙНЫХ УМК! Спасибо за сравнительный анализ! С новым учебным годом (хочется сказать: "с новыми заинтересованными членами администрации и понимающими родителями!")
Размещено вс, 18/08/2013 - 09:01 пользователем Надежда Геннадьевна Горох.
Спасибо, коллеги! Сама даже не пыталась анализировать учебники, поэтому ваши рекомендации для меня очень важны. Пятый класс по ФГОС у меня будет только со следующего года, с учебником определилась - Львова, нов вот имеет место быть у нас такая ситуация. В прошлом году 5 класс занимался по Львовой, в этом году явились родители к директору с просьбой перейти с 6 класса на другой учебник, потому что эти очень дорогие, а подержанных не купить ( не у кого). Директор отреагировала: "Я не против, как скажет учитель". Понятно, что скажет учитель, и понятно, как отреагируют родители...
Размещено вс, 18/08/2013 - 10:14 пользователем Татьяна Юрьевна Сторожева.
Вопрос вообще не может так стоять. Менять учебники нельзя ни в коем случае. Это грубое нарушение. Странно, что об этом не знает директор. Что касается цены, то они почти все в магазине одной цены. Сама сравнивала. Кстати и по старым учебникам нельзя, они не имеют грифа ФГОС. Да и содержание поменялось. И опять же это нарушение. Кстати, сколько учебников подержанных нужно для 6 класса? Может встретимся?
Комментарий был изменен с момента создания (storozhevatyu, вс, 18/08/2013 - 10:14).
Размещено вс, 18/08/2013 - 12:31 пользователем Надежда Геннадьевна Горох.
Татьяна Юрьевна, все правильно Вы говорите. Речь даже не о директоре, который, конечно же, хочет "умаслить" недовольных. Родителям ВСЕ РАВНО!!! Так это грустно! (А учебники 6 класса не для меня, хотя встретилась бы с радостью)
Размещено сб, 17/08/2013 - 20:21 пользователем Татьяна Юрьевна Сторожева.
Спасибо, коллега, за подробный анализ. Я тоже ознакомилась с данными УМК и хочу поделиться своими впечатлениями.
К сожалению, при сравнении новых и старых изданий УМК можно сказать, что
1. УМК Шанского в новой редакции очень проигрывает по содержанию старому: это и в подаче терии, и ошибки в упупражнениях.
2.УМК Шмелёва - новый учебник. Очень яркий, даже слишком. У меня даже начинает болеть голова. Но содержание хорошее, на мой взгляд, много фонотики. Что касается проетной деятельности и работы в парах, то очень сложно претворить предложенные задания в жизнь , правда некоторые проекты интересны.
3.Новый УМК Львовой на мой взгляд очень даже неплох. Нет в маркировке проектной деятельности, но она явно прослеживается в упражнениях. Кроме того прекрасные тексты теории для организации деятельности обучающихся.
4.УМК Г. Г. Граник очень интересен, но очень своеобразна подача материала, я имею виду порядок изучения тем, который сильно различается от всех других УМК. КАК БЫТЬ РЕБЁНКУ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ ОДНОЙ ШКОЛЫ В ДРУГУЮ? Всё равно мало упражнений, хотя для дополнительной работы я бы хотела иметь такой учебник.
5. Учебник Быстровой похож на наш традиционный, правда авторы действительно внесли разные виды контроля...
6. УМК В.В. Бабайцевой есть и для обычных классов. Изменения в УМК незначительны. Это плю для учителей, которые к нему привыкли. Плюс и теория, которая у детей все годы под рукой.
7. УМК Панова, полностью согласна с коллегой, для классов филологического профиля.
Татьяна Юрьевна, а мы работаем по УМК Панова в классах с математическим профилем, а не с филологическим (они по Львовой). Нам, детям, родителям очень нравится. Сейчас к этому УМК появляются сборники дидактических материалов (*на 6 класс) и уроки по развитию речи (* 5 класс). При переходе детей в Гимназии и лицеи проблем у детей нет, хотя по Панову в нашем городе работает только наша школа.
Размещено вс, 18/08/2013 - 13:33 пользователем Татьяна Юрьевна Сторожева.
Кристина Алексеевна! Это же здорово, что учебник нашёл своего учителя! А трудности возникают при переходе обучающихся, которые занимаются по УМК Граник.
Наша школа пятый год работает по УМК по русскому языку под ред. С.И. Львовой. В Пятом классе по ФГОСу определились – конечно, Львова, так как данное УМК реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку на основе синтеза процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний, умений и навыков.
Нацелен на овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи:
- Способность осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (слушание)
- Способность осознанно воспринимать и понимать печатное слово (чтение)
- Способность грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (говорение и письмо).Центральная единица обучения –текст (различной тематики, стилевого и жанрового .своеобразия) Развивающий характер обучения, направленность на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической компетенции определяют характер предъявления грамматического материала. Реализуется принцип коммуникативной направленности в освещении лингвистических вопросов, когда языковое явление рассматривается с разных сторон на разнообразном языковом материале. Большое внимание уделяется вопросам речевого этикета. Внимание к вопросам истории языка, целенаправленное обращение к этимологии. Реализуется идея дифференцированного подхода к обучении. Реализуется культуроведческий аспект в обучении родному языку, формируется представление о родном языке как национальном достоянии русского народа (сведения об истории языка и русистики, информация об ученых-лингвистах, материалы по этимологии, высказывания ученых и писателей о языке в виде эпиграфов к каждому разделу учебника)
На: УМК, соответстующие ФГОС
Эльмира Фяридовна, спасибо Вам за анализ учебников! Мы работаем по УМК Бабайцевой, учебник устраивает, но... На КПК анализировали учебники, увидели учебники Львовых и Граник.
Так хочется по этим замечательным учебникам работать! Но школа закупила уже учебники Бабайцевой. Выход: работать по Бабайцевой, но для себя иметь и учебник Граник, и учебник Львовых. Уж хотя бы наиболее понравившиеся упражнения из этих учебников давать детям.
На: УМК, соответстующие ФГОС
Не нужно о грустном! ПРЕКРАСНО, что есть возможность анализировать и выбирать УМК! Ужасно, что нет заинтересованности первых лиц в продвижении ИНТЕРЕСНЫХ и ДОСТОЙНЫХ УМК! Спасибо за сравнительный анализ! С новым учебным годом (хочется сказать: "с новыми заинтересованными членами администрации и понимающими родителями!")
На: УМК, соответстующие ФГОС
Спасибо, коллеги! Сама даже не пыталась анализировать учебники, поэтому ваши рекомендации для меня очень важны. Пятый класс по ФГОС у меня будет только со следующего года, с учебником определилась - Львова, нов вот имеет место быть у нас такая ситуация. В прошлом году 5 класс занимался по Львовой, в этом году явились родители к директору с просьбой перейти с 6 класса на другой учебник, потому что эти очень дорогие, а подержанных не купить ( не у кого). Директор отреагировала: "Я не против, как скажет учитель". Понятно, что скажет учитель, и понятно, как отреагируют родители...
Н.Горох
На: УМК, соответстующие ФГОС
Вопрос вообще не может так стоять. Менять учебники нельзя ни в коем случае. Это грубое нарушение. Странно, что об этом не знает директор. Что касается цены, то они почти все в магазине одной цены. Сама сравнивала. Кстати и по старым учебникам нельзя, они не имеют грифа ФГОС. Да и содержание поменялось. И опять же это нарушение. Кстати, сколько учебников подержанных нужно для 6 класса? Может встретимся?
Татьяна
На: УМК, соответстующие ФГОС
Татьяна Юрьевна, все правильно Вы говорите. Речь даже не о директоре, который, конечно же, хочет "умаслить" недовольных. Родителям ВСЕ РАВНО!!! Так это грустно! (А учебники 6 класса не для меня, хотя встретилась бы с радостью)
Н.Горох
На: УМК, соответстующие ФГОС
Надежда Геннадьевна, если нужны учебники, то на год могу одолжить. Вопрос, как передать?
Татьяна
На: УМК, соответстующие ФГОС
Спасибо, коллега, за подробный анализ. Я тоже ознакомилась с данными УМК и хочу поделиться своими впечатлениями.
К сожалению, при сравнении новых и старых изданий УМК можно сказать, что
1. УМК Шанского в новой редакции очень проигрывает по содержанию старому: это и в подаче терии, и ошибки в упупражнениях.
2.УМК Шмелёва - новый учебник. Очень яркий, даже слишком. У меня даже начинает болеть голова. Но содержание хорошее, на мой взгляд, много фонотики. Что касается проетной деятельности и работы в парах, то очень сложно претворить предложенные задания в жизнь , правда некоторые проекты интересны.
3.Новый УМК Львовой на мой взгляд очень даже неплох. Нет в маркировке проектной деятельности, но она явно прослеживается в упражнениях. Кроме того прекрасные тексты теории для организации деятельности обучающихся.
4.УМК Г. Г. Граник очень интересен, но очень своеобразна подача материала, я имею виду порядок изучения тем, который сильно различается от всех других УМК. КАК БЫТЬ РЕБЁНКУ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ ОДНОЙ ШКОЛЫ В ДРУГУЮ? Всё равно мало упражнений, хотя для дополнительной работы я бы хотела иметь такой учебник.
5. Учебник Быстровой похож на наш традиционный, правда авторы действительно внесли разные виды контроля...
6. УМК В.В. Бабайцевой есть и для обычных классов. Изменения в УМК незначительны. Это плю для учителей, которые к нему привыкли. Плюс и теория, которая у детей все годы под рукой.
7. УМК Панова, полностью согласна с коллегой, для классов филологического профиля.
Татьяна
На: УМК, соответстующие ФГОС
Татьяна Юрьевна, а мы работаем по УМК Панова в классах с математическим профилем, а не с филологическим (они по Львовой). Нам, детям, родителям очень нравится. Сейчас к этому УМК появляются сборники дидактических материалов (*на 6 класс) и уроки по развитию речи (* 5 класс). При переходе детей в Гимназии и лицеи проблем у детей нет, хотя по Панову в нашем городе работает только наша школа.
На: УМК, соответстующие ФГОС
Кристина Алексеевна! Это же здорово, что учебник нашёл своего учителя! А трудности возникают при переходе обучающихся, которые занимаются по УМК Граник.
Татьяна
На: УМК, соответстующие ФГОС
Наша школа пятый год работает по УМК по русскому языку под ред. С.И. Львовой. В Пятом классе по ФГОСу определились – конечно, Львова, так как данное УМК реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку на основе синтеза процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний, умений и навыков.
Нацелен на овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи:
- Способность осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (слушание)
- Способность осознанно воспринимать и понимать печатное слово (чтение)
- Способность грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (говорение и письмо).Центральная единица обучения –текст (различной тематики, стилевого и жанрового .своеобразия) Развивающий характер обучения, направленность на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической компетенции определяют характер предъявления грамматического материала. Реализуется принцип коммуникативной направленности в освещении лингвистических вопросов, когда языковое явление рассматривается с разных сторон на разнообразном языковом материале. Большое внимание уделяется вопросам речевого этикета. Внимание к вопросам истории языка, целенаправленное обращение к этимологии. Реализуется идея дифференцированного подхода к обучении. Реализуется культуроведческий аспект в обучении родному языку, формируется представление о родном языке как национальном достоянии русского народа (сведения об истории языка и русистики, информация об ученых-лингвистах, материалы по этимологии, высказывания ученых и писателей о языке в виде эпиграфов к каждому разделу учебника)