Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения.
Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость.
Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить, это поможет повысить интеллектуальные достижения.
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Общие рекомендации
Безусловно, принимать ребёнка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом.
Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или "непозволительными" они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.
Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи.
Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.При этом, возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка.
Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным.
Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.
Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны присутствовать в жизни ребенка, но они должны быть гибкими, согласованы взрослыми между собой.
Определите общие интересы. Это могут быть как познавательные (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные интересы (обсуждение семейных проблем). Участвуйте в любимых занятиях своих детей, проводите с ними свободное время не «рядом», а «вместе». Не отказывайте детям в общении, дефицит общения – один из самых главных семейных пороков.
Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи. Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему денег на мороженое, сравнив при этом цену на него и другой продукт). Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, приглашайте за покупками в магазин.
Отвечайте на каждый вопрос ребенка. Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет. В то же время чаще прибегайте к справочной литературе («Давай вместе посмотрим в словаре, энциклопедии»), приучайте детей пользоваться самостоятельно справочниками и энциклопедиями, а не ждать всегда вашего ответа.
Параметры готовности к школьному обучению
Психическое здоровье– состояние психики ребёнка. Если ребёнок часто испытывает чувство тревоги, нервничает, проявляет недовольство, у него болит голова, ему снятся кошмары, его ничто не радует, значит, психическое здоровье ребёнка находится в дисгармонии и ему требуется помощь специалиста (психолога, психотерапевта, невролога).
Моторика– умение хорошо работать рукой: рисовать, не выходя за край контура рисунка, проводить ровные линии, соблюдать при письме наклон, правильно держать ручку и др.
Умению читать, писать, считатькак раз и обучают в начальной школе. Ребёнок не обязан при поступлении в первый класс бегло читать, писать и считать, но если он считает до 10 и обратно, знает буквы и может их писать печатными буквами, – это сделает его обучение более успешным.
Умение общатьсяобеспечивает эффективность взаимодействия ребёнка с другими людьми (умение слушать, знакомиться, задавать вопросы, отвечать на них, поддерживать беседу и т.д.).
Умение говоритьпоказывает, как развита устная речь. Если ребёнок понимает, что говорит учитель, но не может повторить его слова, не умеет более или менее грамотно выразить свои мысли, значит, у ребёнка есть проблемы с устной речью.
Интеллектуальные процессы (ощущение, восприятие, представление, память, внимание, воображение, мышление) – процессы, которые более всех других обеспечивают учебный процесс. Бывает так, что первоклассник умеет читать, писать и считать, но у него плохая память, рассеянное внимание, поэтому у такого ребёнка в школе возникают трудности. И наоборот, ученик, у которого хорошо развиты мыслительная сфера, память, внимание, быстро сможет догнать и перегнать своих одноклассников, которые уже умеют читать.
Предметные знания (эрудиция)помогут Вашему ребёнку при изучении различныхучебных предметов.
Эмоционально-волевая сферадемонстрирует, как ребёнок строит свои взаимоотношения с окружающим миром. В норме у ребёнка положительные эмоции должны преобладать над отрицательными. Если Ваш ребёнок не умеет управлять своими чувствами, не выражает или проявляет чрезмерно свои эмоции (тревогу, радость, злость), желательна консультация психолога.
Мотивация к школепоказывает, насколько и как ребёнок настроен на школу и обучение. Если он не хочет идти в школу или хочет, но при условии, что ему подарят велосипед (или купят что-то другое, разрешат смотреть телевизор подольше и т.д.), значит, у ребёнка нет желания получать знания, такой ребёнок не ориентирован на успех в учёбе. Развивайте у него потребность узнавать что-то новое, демонстрируйте свой интерес к происходящему, приучайте его трудиться.
Самооценкасвидетельствует о том, как ребёнок оценивает себя, свои успехи, неудачи. Часто бывает, что у детей самооценка либо завышена, либо занижена. Дети с завышенной самооценкой всегда считают, что виноват кто-то другой. Поэтому, сталкиваясь с трудностями, они, как правило, бросают начатое дело, не доводя его до конца. Дети с заниженной самооценкой считают, что у них ничего не получится, поскольку они сами не смогут, хотя это не так.
Дисциплинированность и ответственность– качества, без которых ребёнок вообще не сможет учиться. Знание правил поведения в школе, а также умение им следовать – вот над чем нам, взрослым, нужно работать.
|