ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА НАД АНСАМБЛЕВОЙ ПАРТИЕЙ В КЛАССЕ АККОРДЕОН
Аккордеон звучит хорошо, полноценно не только как солирующий инструмент, но и в сочетании с другими инструментами- в дуэтах, трио, квартетах и больших ансамблях. Участие в одновременной игре приносит огромное удовольствие и большую пользу. Оно содействует развитию слуха и чувства ритма, приучает слушать не только себя, но и других исполнителей, повышает общую музыкальную культуру.
Цель педагога- помочь ученику (участнику ансамбля) быстро и качественно выучить свою партию.
Работать над ансамблевой партией надо точно так же, как над сольной. Это значит, все указания авторского текста, касающиеся фразировки, штрихов, динамики, должны быть тщательно продуманы и выполнены.
1. Аппликатура. Ей уделите особое внимание. Следует исходить из того, что у ансамблиста внимание направлено на прослушивание других партий, поэтому контроль за технической стороной исполнения своей партии частично берёт на себя аппликатура. На её базе вырабатывается автоматизм движений, который и обеспечивает точное (в техническом отношении) исполнение партии.
2. Мех. Спланировать движение меха- задача не из лёгких, если учесть, что не на всех аккордеонах разжим равноценен сжиму , и тем не менее делать это необходимо.
3. Первое время при совместной игре ведите счёт громко вслух, а не отбивайте его ударами ноги, так как это может стать плохой привычкой.
4. Процесс освоения партии не всегда должен проходить последовательно, от первого до последнего такта. Лучше учить выборочно, чередуя различные по фактуре и трудности отрывки. В быстрой смене различных задач за ложен успех, подобно тому, как при параллельной работе над пьесами различного характера и стиля каждая из них осваивается заметно быстрее.
5. Динамика. Вряд ли целесообразно на данном этапе придерживаться точной динамической нюансировке. Так как партия технически не созрела, лучше учить её на малой силе звука, выверяя при этом каждое движение пальцев. Игра « пиано» в большей мере, чем «форте» способствует концентрации внимания.
6. Не допускать технического брака. В таком случае, ученик должен, играя медленно, ещё раз присмотреться к каждому движению пальцев и кисти, стремясь к более прочному ощущению каждой клавиши, нажимая (или ударяя) её в самом центре. Чистка нотного текста.
7. Работая над партией, надо знать её настолько прочно, чтобы суметь сыграть её от любого места. Это помогает быстро сориентироваться в критической ситуации и « влиться в строй». Значит, целесообразно практиковать работы «малыми ансамблями», то есть играть партию с одним из партнёров.
8. Занимаясь , надо стремиться к тому, чтобы приобретённые в результате кропотливой работы знания постоянно углублялись и совершенствовались. Освоить партию за минимальное время – значит совершенствовать метод работы, повышать своё исполнительское мастерство.
9. На заключительном этапе освоения партии следует конкретно определить, что именно не выходит. Желательно отметить в нотном тексте эти места, даже пронумеровать их.
10. Психологический фактор. Как настроен ученик, вызывают ли занятия интерес и т. д. От этого зависит физическое самочувствие исполнителя, в частности, степень утомляемости. Ансамблист должен получать эстетическое наслаждение от исполнения своей партии.