Официальный сайт osinform 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ»

Данные об авторе
Автор(ы): 
Никитина Н.Н.
Место работы, должность: 

музыкальный руководитель

Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дошкольное образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

с помощью артикуляционной и пальчиковой гимнастик вырабатывать у детей старшей группы технику правильного произношения звуков в пении и выразительной декламации стихотворного текста

Краткое описание: 
<p> дети делают разные виды гимнастики, учаться правильно дышать, играют пальчиковые игры с целью научится правильно артикулировать, петь.</p>

 

 

 

 

«Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ» (старшая группа) .

 

Цель: с помощью артикуляционной и пальчиковой гимнастик вырабатывать у детей старшей группы технику правильного произношения звуков в пении и выразительной декламации стихотворного текста.

 

Задачи: разрабатывать в игровой форме артикуляционный аппарат; мелкую моторику; закреплять навыки певческого дыхания; закреплять понятие высокого, среднего и низкого звуков в слуховом анализе и пении; в игровой форме закреплять понятия: время года, месяц, осенние приметы; хождение змейкой; построение полукругом, в круг, врассыпную; учить детей выразительному прочтению текста, в соответствии с образом, персонажем сказки; закреплять навыки детей в игровом творчестве.

 

Атрибуты: листочки трех видов по количеству детей (кленовые, дубовые, рябиновые, шарфик для ветерка; ширма напольная, перчатки различных цветов.

 

Ход занятия.

 

В зал под музыку змейкой входят дети старшей группы («На дворе – листопад» песня-игра музыка Т. Бокач «Колокольчик» № 39 стр. 23) .

 

Встают полукругом. Здороваются с гостями (по желанию здоровается любой ребенок) .

 

Музыкальный руководитель: Вы проснулись, потянулись, встали на ножки… Улыбнулись.

 

Звучит песня-приветствие (коммуникативная игра «Здравствуйте! » музыка М. Картушиной сборник «Аничков мост» стр. 56) .

 

(Приложение № 1)

 

Музыкальный руководитель: Мы выходим на улицу и приветствуем окружающий нас мир.

 

Проводится пальчиковая речевая игра «Здравствуй! » по стихотворению Т. Сикачёвой (автор игры И. Бодраченко) .

 

Я здороваюсь везде: дома и на улице.

 

Даже «Здравствуй! » говорю

 

Я знакомой курице.

 

Здравствуй, солнце золотое,

 

Здравствуй, небо голубое.

 

Здравствуй, вольный ветерок.

 

Здравствуй, маленький дубок.

 

Здравствуй, утро. Здравствуй, день.

 

Мне здороваться не лень.

 

Дети рассказывают стихотворение с разной интонацией в голосе.

 

Дети садятся на места (под музыку идут змейкой) .

 

Музыкальный руководитель проводит с детьми упражнения для шеи,

 

плечевого пояса и кистей рук (под фонограмму песни Т. Морозовой «Разноцветная осень». Разработка комплекса упражнений музыкального руководителя А. Никитенко.

 

По окончании упражнений музыкальный руководитель проводит артикуляционную игру-сказку «Теремок» (автор: Т. Овчинникова. Сборник: «Артикуляционная и пльчиковая гимнастика) под фонограмму: музыка Т. Морозовой «Маленькая фея».

 

1. В лесу стоит маленький домик -

 

Настоящий теремок.

 

2. У домика красивая черепичная крыша

 

(поднять руки над головой в форме "крыши")

 

3. И большая кирпичная труба

 

(сложить губы «трубочкой»)

 

4. В доме три маленьких резных окошка,

 

(руки над головой в форме окошка,

 

рот открыть)

 

5. И большая дубовая дверь

 

(ладошки перед лицом, показываем зубки)

 

6. Стены в домике покрашены

 

(опустить руки на колени)

 

Красивой розовой краской

 

(языком внутри гладить щеки)

 

7. Вдруг подул сильный ветер

 

(дети поднимаю руки вверх, голосом имитируют звук ветра)

 

8. Дверь открывалась и закрывалась

 

(открывают и закрывают рот)

 

9. Даже стены в домике закачались

 

(поочередно надувают щечки: правую, левую)

 

10. Вдруг домик затрещал и рассыпался

 

(губами издают звук "пф-р-р",

 

руками изображают падение домика)

 

11. Прибежала мышка-норушка

 

(сжимают кисти рук в кулаки мизинцами показывают хвостик)

 

12. Увидела, что домик рассыпался

 

(жуют губки)

 

И расплакалась (изображают плачущую мышку

 

13. Прискакала лягушка-квакушка

 

(кисти рук сжимаются и

 

разжимаются с силой «ква-

 

ква»)

 

14. Увидела, что мышка плачет

 

И сказала:

 

15. «Не плачь, мышка, пойдем ко мне

 

жить. »

 

(кистями рук показывают говорящую лягушку)

 

16. Обрадовалась мышка, улыбнулась

 

(широко улыбаются губами)

 

И побежала с лягушкой.

 

(мизинцами показывают хвостик)

 

По окончании сказки дети играют в артикуляционную игру «Подари улыбку другу».

 

Музыкальный руководитель спрашивает детей, что можно увидеть ранней осенью на лесной полянке. Дети отвечают: «грибы» (показывают руками) ; «цветы» (называют цветы, показывают руками – складывают кисти рук бутончиками, нюхают – вдох, подули на пальчики – «лепестки» - медленный выдох) ; «ягоды» (называют, показывают руками, нюхают, чмокают губами) ; «бабочки» (показывают кистями рук бабочку) ; жучки (изображают руками и голосом улетающего жучка: сжать кулачки; из указательных пальцев и мизинцев сделать «усики» жучка; «побегать» усиками по ножкам со звуком «ж-ж-ж» на в низком регистре; затем, постепенно поднимая руки, переходить из низкого голосового регистра в высокий на одном дыхании с резким выдохом на высоком звуке, кулачки разжать) ; «деревья» (показывают руками высокое дерево) ; «старое дерево» (горловой скрип).

 

Музыкальный руководитель: Ребята, давайте поиграем с пальчиками и отгадаем загадку. (Музыкальный руководитель с детьми проводит пальчиковую игру «Сова». Разработка движений музыкального руководителя А. Никитенко).

 

Наши пальчики играли,

 

(Сжимать и разжимать кулачки на каждый слог)

 

И гуляли, и плясали.

 

(Пальчики «гуляют» по ножкам, вращают кистями рук)

 

А теперь мы, детвора, в лес отправимся: - Ура!

 

(Хлопают в ладоши, на «Ура! » поднимают руки ладошками вверх)

 

Только вот молва идёт: птица в том лесу живёт.

 

(«Грозят» указательными пальцами обеих рук, показывают «птицу»)

 

Птица не простая, птица вот такая:

 

(Выставляют руки ладошками вперёд)

 

Днём на дереве сидит,

 

(Руки кладут на пояс)

 

Толи дремлет, толи спит.

 

(Складывают ладошки и кладут под щёку, закрывают глаза ладошками)

 

Ночью по лесу летает, малых детушек пугает.

 

(Кистями рук изображают крылья, сжимают и разжимают кулачки на каждый слог)

 

Всё головушкой вертит, во все стороны глядит.

 

(Поворачивают голову вправо и влево на каждый слог)

 

Вот такая голова. Что за птица-то?

 

(Показывают «голову» руками (окошко, выставляют руки вперёд ладошками)

 

Дети: Сова!

 

Вопрос: Какие звуки издает сова?

 

Ответ: «Ух»! (Все изображают «уханье» совы). Проводятся несколько игр на развитие различных видов певческого дыхания и певческой атаки.

 

Исполняется (стоя) пальчиковая игра «В лесу темно» («Вышли пальцы погулять» автор И. Бодраченко).

 

Вопрос музыкального руководителя: Какое сейчас время года? Месяц? Какие осенние приметы вы можете назвать? Почему осень называют «золотой»? Загадать загадку про осенние листья: Падают с ветки золотые монетки.

 

Ответы детей.

 

Вопрос: А чьи песенки мы можем услышать, когда гуляем по осеннему лесу?

 

Ответы детей: Песенку ветра, дождя, воды, упавших листьев…

 

Музыкальный руководитель предлагает детям исполнить песню-игру «У кого какая песня» (на музыку А. Жилинского) .

 

Дети змейкой под музыку выходят на середину зала и встают полукругом.

 

Исполняется песня-игра «У кого какая песня» (см. «Музыкальный руководитель» № 5/2009 стр. 9) .

 

Музыкальный руководитель: Какие замечательные зонты раскрылись над вашей головой: большие, прочные. Теперь нам никакой дождик не страшен.

 

Дети становятся врассыпную по залу. Инсценировка песни «Дождик» (с пальчиковой игрой) муз. М. Красева, сл. Н. Френкель («Учите детей петь» для 3-5 лет, стр. 119. Авторы: Т. М. Орлова, С. И. Бекина. Москва, 1986 год.)

 

По окончании песни музыкальный руководитель проводит с детьми игру «Мы большой построим дом» (сборник: «Кукляндия» М. Родиной) .

 

1. Воспитатель группы проводит с детьми пальчиковые игры «Мальчик-с-пальчик» (Т. Овчинникова «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика») стр. :

 

Мальчик-с-пальчик, где ты был?

 

Долго по лесу бродил.

 

Встретил я медведя, волка,

 

Зайку, ежика в иголках.

 

Встретил белочку, синичку,

 

Встретил лося и лисичку.

 

Всем подарки подарил,

 

Всяк меня благодарил.

 

(Каждого зверя дети показывают руками) .

 

Вопрос: Давайте покажем, какой гриб вырос у нас на поляне.

 

Инсценировка пальчиковой игры «Гриб» автор Т. Овчинникова:

 

Меж еловых мягких лап

 

Дождик кап-кап-кап.

 

Где сучок давно засох,

 

Серый мох, мох, мох.

 

Где листок к листку прилип,

 

Вырос гриб, гриб, гриб.

 

(Каждое слово сопровождается показом) .

 

Инсценировка стихотворений про зверят.

 

Музыкальный руководитель: Вы замечательно сегодня занимались. Теперь можно и поиграть. В какую игру будем играть?

 

Ответ: В игру с осенними листочками. (Или показ сценки для перчаточных кукол «Необычная планета» автор М. Родина сборник «Кукляндия») .

 

Воспитатель раздает ведущим листья трех видов: кленовый, рябиновый, дубовый. При этом уточняет правильное название листьев (лист с клена кленовый; лист с дуба – дубовый; лист рябины) .

 

Исполняется песня-игра «На дворе – листопад» музыка Т. Бокач («Колокольчик» № 39 стр. 23). Игра проводится 2 раза. (Приложение № 2). По окончании игры дети собирают листья.

 

Музыкальный руководитель: Наше занятие окончено. Подойдите все ко мне. Чем мы сегодня занимались?

 

Ответы: Мы делали зарядку для шеи и рук; учились правильно дышать, когда поем; играли в игру «Теремок»; пели песни про дождик, про листья… Играли в игру «Мальчик-с-пальчик», «Гриб»; играли в игру с осенними листьями.

 

Музыкальный руководитель еще раз уточняет названия листьев, с которыми проходила игра.

 

Предлагает детям попрощаться с взрослыми. Дети прощаются и под музыкальное сопровождение выходят из зала.

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн